Цели урока:
– научить понимать смысл текста, устройство его смысловой организации;
– формировать навыки комплексного анализа текста;
– развивать контекстное мышление, коммуникативные способности;
– воспитывать культуру общения.
Тип урока – обучающий.
Форма урока – групповая.
Текст № 1.
Лесной омут.
Серая бабочка свалилась в . . . на спину треугольником. Она беспрерывно . . . ножками. Все . . . маленькой бабочки по всему омуту расходились частыми кругами с . . . волной.
Под бабочкой спокойно плавали головастики, завертывали свои петли на воде жучки, а щуренок у камня в тени стал палочкой.
Эта мелкая волна от бьющейся бабочки в . . . омуте возбуждала общее внимание. Дикая смородина свесила к самой воде крупные зеленые ягоды, и отцветшая мать-мачеха росой и водой освежала свои листы, и зеленый молодой хмель вьюном . . . на . . . ель.
Глядя на бабочку , я вспомнил, что и мне не раз приходилось . . . на спине, и в отчаянии биться за . . . руками и ногами. Вспомнил и ударил по омуту руками. Я поднял в омуте такую волну, что она . . . бабочку, выправила ее и помогла подняться ей на воздух. Так . . . беда учит понимать и . . . .
(М. Пришвин.) 144 слова.
Карта текста.
1. Вопросы на восприятие текста. Определите тему текста.
Подчеркните предложение, в котором выражена главная мысль текста.
2. Пропущенные слова: шевелил, движения, мелкой, тихом, поднимался ,высокую, лежать, свободу, подняла, своя, чужую.
3. Методические рекомендации.
Данный текст предназначен для работы в 5-6 классах по теме “Лексика”.
Работа носит обучающий характер.
4. Языковой анализ.
* Из третьего абзаца выпишите все прилагательные и запишите к ним антонимы.
* В выделенном предложении подчеркните грамматические основы, начертите его схему.
* Объясните значение слова “омут”.
* Запишите синонимы к глаголам: свалилась, свесила, освежала.
* Объясните постановку знаков препинания в предпоследнем предложении.
Текст № 2.
___________
Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах. Там рос хвойный пихтовый лес. Травы в . . . лесу совсем нет. Только . . . рябинки зеленеют по полянам. Однажды напали на лес . . . и . . . хвою. Пихты засохли.
Лет через тридцать этого места было не узнать. Вместо темного пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный. Резные листья рябины хорошо пропускают . . . . В рябиннике появилось . . . птиц. Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали. Оранжевые ягоды сыпались дождем. Много ягод попадало в . . . . Из них вырастали . . . рябины. Рябиновый лес становился все гуще. И вновь в лесу стали расти пихты. Сначала маленькие , потом все выше и выше. И опять рябинам пришлось отступить на поляны.
(А. Смирнов.) 110 слов.
Карта текста.
1. Вопросы на восприятие текста.
О чем этот текст? Озаглавьте его.
Почему в рябиннике появилось много птиц? Почему рябинам опять пришлось отступить на поляны?
2. Пропущенные слова: пихтовом, маленькие,гусеницы, съели, свет, много, почву, молодые, поляны.
3. Методические рекомендации: текст обучающего характера по теме “Морфемика. Орфография” для 5 класса.
4. Языковой анализ.
* Разберите по составу самостоятельные части речи из выделенного предложения.
* Найдите слова с чередованием гласных в корне. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем.
* Найдите слова с орфограммой “Буквы И-Ы после Ц”. Объясните написание. Запишите слова-исключения из этого правила.
Тест № 3.
Первая любовь.
Свою первую любовь я встретил на улице. Это был маленький котенок, похожий на гадкого утенка. Слипшаяся . . . шерсть . . . в разные стороны, как иголки у . . . . Смотрел только один глазик, второй . . . и полностью затек. Котенок , по-видимому, долго звал о . . . , и из его горлышка вырывался только . . . . Увидев меня, он испуганно забился под ветку.
Котенок, как воробушек, уместился на моей ладошке, слабо пискнул и посмотрел на меня . . . взглядом. Я , не раздумывая, сунул его за пазуху.
(Ю. Куклачев.) 77 слов.
Карта текста.
1. Вопросы на восприятие текста.
* Определите тему и главную мысль текста.
* Передайте в двух-трех предложениях содержание текста.
* Как вы понимаете выражение “гадкий утенок”?
2. Пропущенные слова: грязная, торчала, ежика, опух, помощи, хрип, жалостливым.
3. Языковой анализ.
* Какие прилагательные использует автор, чтобы ярко и образно описать котенка? Подберите к ним антонимы.
* Первое предложение разберите по членам. Отметьте в нем известные вам части речи.
* Из предпоследнего предложения выпишите все глаголы и подберите к ним синонимы.
* Выполните морфологический разбор любого существительного.
Пропущенные (ключевые) слова обеспечивают развитие контекстного мышления. Они важны для понимания смысла всего текста, его главной мысли. Находятся во взаимосвязи с другими словами текста. Данные слова “вписываются” в предложения не только по смыслу, но и грамматически.