Программа учебной дисциплины “Сравнительная история мировых религий” предназначена для реализации в ГБОУ СПО “Сочинский колледж поликультурного образования” Краснодарского края для специальности “Преподавание в начальных классах”.
Актуальность дисциплины определяется значимостью религиозного фактора в современных цивилизационных процессах, важной ролью, которую продолжает играть религия в жизни общества, фактом теснейшей включенности религии в современную культурную и политическую жизнь, усложнением социокультурных и конфессиональных связей в процессе глобализации. Изучаемый материал отражает историческую динамику картины мира на примере ведущих мировых религий.
Дисциплина призвана сформировать у студентов адекватные представления о причинах возникновения религии, об основных вехах эволюции мировых религий и их месте в современном мире, о важнейших течениях мировых религий (христианства, ислама, буддизма), функциях религии в обществе, религиозном фундаментализме и экстремизме, их истоках и последствиях для будущего человечества, а также навыки поведения и общения в мультирелигиозной среде. Понимание всего комплекса этой проблематики будет полезно выпускникам колледжа, как в практической работе, так и в формировании профессионального и культурного кругозора.
Преподавание дисциплины опирается на знания, полученные студентами при изучении естественнонаучных дисциплин – географии и естествознания. Содержание предлагаемого к изучению материала интегрировано с содержанием гуманитарных дисциплин: истории, философии, обществознания.
Материал для изучения отобран с учётом профиля колледжа и направлен на формирование компетенций будущего педагога, профессиональная деятельность которого будет проистекать в поликонфессиональном социуме [1, 8]. Особое внимание уделяется воспитанию конфессиональной толерантности и поликультурности, формированию навыков исторического видения.
Курс имеет следующие задачи:
- научить студентов: понимать специфику формирования мировых религиозных систем, выявлять основные факторы и тенденции развития мировых религий;
- уметь применять теоретические знания для анализа текущих проблем, связанных с установлением межконфессионального диалога;
- использовать полученные знания для выстраивания коммуникации в поликонфессиональном регионе [1, 15].
С учетом специфики задач и содержания изучаемого материала преподавателю целесообразно использовать проблемный и интерактивный подходы, применение технических и электронных средств обучения.
Тематика лекционных и семинарских занятий определяется местом, которое занимает тот или иной раздел курса в учебной программе, а также наличием и доступностью источников и литературы. Планы семинарских занятий строятся таким образом, чтобы избежать дублирования лекционного материала (Приложение 1).
Целесообразно применять разнообразную методику семинарских занятий. Это может быть обсуждение, дискуссия в пределах обсуждаемой проблемы. Обсуждение должно носить творческий характер с четкой и убедительной аргументацией. Дискуссия помогает участникам семинара приобрести более совершенные знания, проникнуть в суть изучаемых проблем, выработать методологию, овладеть методами анализа историко-культурных процессов [2, 3].
При изучении дисциплины преподавателю рекомендуется давать больше заданий по сопоставлению, использовать метод сравнительного анализа. Учитывая, что этот метод вызывает у обучающихся определенные трудности, преподавателю следует проводить необходимые предварительные разъяснения для студентов по теме, предполагающей применение данного метода.
На семинарских занятиях предусмотрено изучение текстов Ветхого и Нового Заветов, Корана, буддийских текстов. Кроме того, студенты должны познакомиться с основными документами по проблемам свободы совести: Конституцией Российской Федерации (статьи 14, 19, 28, 29), Всеобщей Декларацией прав человека, законом РФ “О свободе совести и религиозных объединений”.
Основные формы работы на семинарах:
- выступление с сообщениями и докладами на основании изучения текста источников;
- фронтальная беседа (например, при сравнении специфики различных конфессий);
- свободный обмен мнениями (например, при анализе таких религиозных систем, как православие, ислам, сектантство). При этом студент должен сформулировать свое отношение к обсуждаемой проблеме и мотивировать его.
В ходе освоения дисциплины студенты приобретают знания и умения, которые позволят им толерантно воспринимать адептов иной конфессии, распознавать и отличать деструктивные секты от традиционных религиозных систем.
Значимой составляющей преподавания дисциплины является работа, направленная на усвоение студентами достаточно сложной терминологии. Задача освоения всего многообразия терминологического аппарата, а именно норм правописания, произношения и употребления в речи решается преимущественно на учебных занятиях путем лексического анализа термина, его научного объяснения, в процессе устных и письменных ответов студентов.
В самостоятельную работу студента входит освоение теоретического материала и сведений, полученных на лекциях и семинарах; знакомство с указанной литературой, в том числе с первоисточниками (Приложение 1).
Литература
- Пакет учебных программ инновационных курсов колледжа поликультурного образования [Текст]. – Сочи: “Дория”, 2006. – 8, 15 с.
- Филатова Ю.В. Методика проведения современного семинарского занятия в системе современного образования /Ю.Ф. Филатова /Вестник Волгоградского государственного университета. 2007. – № 10 //[Электронный ресурс] /Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/metodika-provedeniya-seminarskogo-zanyatiya-v-sisteme-sovremennogo-obrazovaniya