Цели:
- рассмотреть особенности населения и трудовых ресурсов РТ;
- продолжить развивать умения и навыки работы с картами, картосхемами, графиками, статистическим материалом, ресурсами Интернет;
- выявлять и объяснять причинно-следственные связи;
- воспитывать толерантность.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, сравнительный, проблемный.
Оборудование: учебник, презентация “Население и трудовые ресурсы РТ”, презентация “Народы РТ”, атласы РТ, социально-экономическая карта РТ, тетради, картосхемы “Национальный состав населения Зеленодольского района РТ”, “Плотность размещения населения Зеленодольского района РТ”.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: беседа.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Объявляется тема урока (Презентация. Слайд 1).
Учащиеся ставят цель урока.
Цель урока: рассмотреть особенности населения и трудовых ресурсов РТ (Слайд 2).
Выводы по каждому блоку записываются в тетрадь.
АЗУ:
Вспомните основные понятия по теме “Население”:
- Демография;
- Естественное движение населения;
- Естественный прирост;
- Миграция;
- Реэмиграция;
- Демографический взрыв;
- Демографический кризис;
- Демографическая политика;
- Депопуляция (Слайд 3)
Численность населения Республики Татарстан.
По данным переписи населения 2010 года на территории РТ проживало 3 786 488 человек.
По численности населения РТ занимает 8 место среди регионов России.
Плотность населения РТ 55 чел/кв.км.
Рассмотрим и объясним динамику общей численности населения РТ (стр. 127, табл.8 учебника А.С.Тайсина “География Республики Татарстан 8–9”– Казань: “Магариф”,2009 год). Слайд 4
Объясните очень значительные сокращения населения РТ в периоды с 1920 по 1926 годы(катострафический неурожай и голод в 1921 году) и с 1939 по 1959 годы (Великая Отечественная война).
Рассмотрим динамику рождаемости и смертности среди населения РТ (Слайд 5, стр.18 в атласе).
Почему среди сельского населения высока доля смертности?
Вывод № 1:
Естественный прирост населения в РТ отрицательный;
Рождаемость среди городского населения значительно меньше, чем среди сельского населения РТ;
Смертность среди сельского населения выше, чем среди городского (Слайд 6).
Городское и сельское население.
В нашей республике 22 города, 18 поселков городского типа (Назовите поселки городского типа Зеленодольского района) и 3073 сельских населенных пунктов. (Слайд 7)
Сравните численность городского и сельского населения РТ. За какой период произошел резкий скачок в этом отношении? Объясните (Ответ: с 1970 по 1973 гг строительство КАМАЗа. Слайд 8).
Слайд 9
Перед вами города с численностью населения свыше 50 тысяч человек. (Учащиеся располагают города в порядке уменьшения численности населения в них.)
Назовите города, в которых из года в год численность населения уменьшается.
Назовите города, в которых из года в год численность населения увеличивается. Подумайте, за счет чего?
Сообщение учащегося о численности и плотности населения города Зеленодольска и Зеленодольского района.
Вывод № 2:
- Уровень урбанизации в РТ 75,7 % ;
- Казань – город-миллионер;
- В РТ 22 города. (Слайд 10)
Национальный состав населения РТ.
Просмотрите видео презентацию ученицы 9 класса Б Цветковой Ольги, сделайте записи о национальном составе населения РТ (или Слайд 11).
Итак, вы выявили, что титульными нациями РТ по переписи населения 2010 года являются татары – 53,2% и русские – 39,7 %. Сравните эти цифры с данными переписи 1989 года (татар – 48,5 %, русских – 43,3 %). Объясните (Слайд 12).
В размещении населения республики по национальным группам в районах Татарстана имеются определенные закономерности. Выявите их. Объясните (Слайд 13; стр. 130, рис. 35 учебник).
Ответ: русские преобладают в большинстве городов, в районах вблизи к Казани и к рекам. Это объясняется историческим фактором: после завоевания Казани и присоединения Казанского ханства к России татарское население было выселено из мест своего проживания около г.Казани и вблизи большинства рек и эти земли были заселены русскими.
Удмурты и марийцы проживают компактно на севере.
Чуваши и мордва – на юге республики.
Вывод № 3:
- РТ многонациональный субъект РФ(115 народов);
- Татар – 53,2 %;
- Русских – 39,7 %;
- Численность татарского населения растет за счет более высокой рождаемости и реэмиграции татарского населения в РТ из стран Ближнего зарубежья. (Слайд 14).
Миграционные процессы в РТ.
Слайд 15
По карте “Внутренняя миграция населения” определите основные центры притяжения населения в республике.
Учащиеся анализируют график “Внешняя миграция населения”.
Ответ: количество выбывших и прибывших в РТ из года в год уменьшается, это можно объяснить создавшимся благоприятным экономическим климатом на территории РТ (для выбывших) и уменьшение квот на въезд в страну (для прибывших).
Кстати, по сведениям миграционной службы РТ в нашу республику большинство мигрантов приезжают из Узбекистана, Германии (данные 2011 года).
Половозрастной состав.
Слайд 16
Сравните половозрастные пирамиды 1959 г с пирамидой 20012 г.
Слайд 17
Сравните показатели возрастных групп 1994 г с показателями 2012 г.
Таким образом, число пенсионеров из года в год увеличивается, а людей трудоспособного возраста – уменьшается. Кто будет в ближайшем будущем обеспечивать пенсию пенсионерам?
Предложите свои пути решения проблемы.
Возможные варианты ответов:
Увеличить возраст выхода на пенсию;
Увеличить подоходный налог, отчисления в пенсионный фонд страны;
Дополнительно стимулировать работающих пенсионеров;
Продолжить современную демографическую политику, направленную на увеличение численности населения страны.
Трудовые ресурсы РТ.
Слайд 18 Анализ данных таблицы.
В настоящее время наша республика испытывает нехватку квалифицированных трудовых ресурсов. В тоже время у нас есть безработные граждане.
70 % безработных – женщины;
Примерно 30 % – молодежь (от 16 до 29 лет);
Каждый пятый безработный зарегистрирован в селе.
Объясните создавшуюся ситуацию.
Возможный ответ: требуются квалифицированные, с опытом работы специалисты , как правило мужских специальностей.
Предложите свои варианты решения проблемы безработицы.
Возможные варианты ответов:
Создать рабочие места для женщин;
Создать рабочие места в сельской местности;
Сделать все возможное для повышения престижа сельских профессий(поднять зарплату на селе, обеспечивать специалистов бесплатным комфортабельным жильем, улучшить инфраструктуру села);
Обеспечивать выпускников учебных заведений работой по специальности, для закрепления их знаний и приобретения опыта.
Итак, мы рассмотрели особенности населения и трудовых ресурсов РТ.
Интересно, а совпадают ли особенности размещения населения, половозрастной состав населения Зеленодольского района с выявленными на уроке особенностями населения РТ?
Заслушивается отчет о проведенной практической работе “Население Зеленодольского района”, рассматриваются и анализируются построенные картосхемы “Национальный состав населения Зеленодольского района РТ”, “Плотность размещения населения Зеленодольского района РТ”.
Подведение итогов работы на уроке, выставление оценок.
Запись домашнего задания (Слайд 19).