Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста через произведения устного народного творчества

Разделы: Работа с дошкольниками


Математика возникла в глубокой древности из практических потребностей людей. Математика, как и другие науки, непрерывно развивается, обогащается новыми теориями, перестраивается в ответ на новые запросы жизни.

Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Это период сензитивного развития, когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии. Формирование математических представлений в раннем возрасте должно быть тесно связано с развитием сенсорного опыта ребенка. Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Накоплению представлений об окружающем мире способствуют произведения устного народного творчества, это стихотворения, считалки, сказки, загадки, доступные для понимания детей второго, третьего года жизни.

Например, при ознакомлении детей с геометрическими фигурами, рассказываю стихотворения, загадки:

Круг.

Ну, конечно, это он!
Ни конца и ни начала,
Ни углов и ни сторон!

Треугольник.

В треугольнике видны
Три угла, три стороны.

У колечка, у кольца
Нет начала и конца.
Знают все друзья вокруг:
У колечка форма…(Круг.)

Он давно знакомый мой, каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад
Как зовут его? (Квадрат.)

Учим с детьми считалки на развитие математических навыков и внимания:

Вышла курица с подклети,
А за нею малы дети.
Куд-кудах, куд-кудах,
Раскрывай один кулак!

Шел коток по лавочке,
Всем давал булавочки:
Кому две, кому три –
Выходи быстрее ты!

Загадываю загадки, в которых есть смысл со сравнением величин:

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море.
(Река.)

Он длиннющий, он большущий,
Он от тучи до земли…
Пусть идет он пуще, пуще,
Чтоб грибы скорей росли.
(Дождь.)

Лежит ковер – большой, большой
И не ступить на него ногой.
(Небо.)

С целью формирования представлений об упорядоченной последовательности, рассказываю сказки с циклическим сюжетом. Это сказки “Репка”, “Колобок”, “Теремок”. Прослушиваем аудиозаписи, просматриваем в мультипликационном варианте, демонстрируем кукольные театры.

Список литературы

  1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. 2008 г.
  2. Журнал “Дошкольное воспитание” №9-1990, “Педагогическая теория и практика Марии Монтессори”.
  3. Воспитание и развитие детей раннего возраста. Под редакцией Л.П. Павловой. 1986 г.
  4. Кантор С.И. Развивающие игры. От 1 до 3 лет. 2008 г.
  5. Кроха. Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет.