Логопедическая викторина для детей старшей группы "Логопедический зоопарк"

Разделы: Логопедия


Цель. Активизация речевой деятельности детей.

Задачи.

  • Образовательные. Автоматизация звука “Р” в любых фонетических позициях, в различных формах самостоятельной речи. Активизация лексического словаря на тему “Животные”. Совершенствование навыка слогового анализа слов. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок- ,-енок-, -ат-).
  • Развивающие. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия, навыков звукового анализа слов, артикуляционной моторики. Развитие четкости дикции, выразительности речи. Развитие координации речи с движением, чувства ритма.
  • Воспитательные. Воспитание навыков сотрудничества, взаимопонимания, инициативности, ответственности.

Предварительная работа.

Заучивание девиза, скороговорок и загадок. Совместно с музыкальным руководителем подготовка логоритмического упражнения “Машина” (муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой), физминутки “У жирафов”. Помощь родителей в изготовлении атрибутов.

Оборудование.

Эмблемы команд “Непоседы” и “Болтунишки”. Шапочки (рысенок, тигренок, сорока). Картинки с изображением животных (медведь, еж, белка, заяц, крокодил, леопард, индюк, дятел). Предметные картинки с изображением животных для деления слов на слоги. Флажки.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Сегодня мы вместе с вами отправимся в путешествие в необычный зоопарк. А зоопарк этот “логопедический”. И девиз этого зоопарка: “Говорим всегда красиво, смело и неторопливо. Ясно, четко говорим, потому что не спешим”.

В путешествие отправятся две команды: “Непоседы” и “Болтунишки”. Давайте поприветствуем их.

Также с нами в путешествие отправятся наши гости и жюри (представление жюри). Жюри, будет оценивать, как вы умеете отвечать на вопросы, дружно выполнять задания, а в конце объявит победителя соревнований, и конечно вручит памятные призы.

Давайте познакомимся с командами.

Команда “Непоседы”. Представление капитана команды.

Девиз команды:

“Ребята-непоседы
Не сидят на месте.
Ребята-непоседы
Все играют вместе.
Ребята-непоседы
Прыгают и скачут.
Ребята-непоседы
Никогда не плачут”.

Команда “Болтунишки”. Представление капитана команды.

Девиз команды:

“Ребята-болтунишки
Обожают книжки.
Ребята-болтунишки
Песенки поют.
Ребята-болтунишки
Всегда играют дружно.
Ребята-болтунишки
Весело живут”.

Поприветствуем все друг друга громкими аплодисментами.

Я предлагаю отправиться в зоопарк на машине.

Логоритмическое упражнение “Машина” (муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой).

Машина, машина идёт гудит,
В машине, в машине шофёр сидит,
В машине, в машине детей полно.
Поехали дети, глядят в окно.
Приехали дети не просто в парк,
Тут звери живут – тут зоопарк!
Машина стой!

Основная часть.

Логопед. Вот мы и в зоопарке. По-моему тут уже что-то происходит. Давайте внимательно послушаем, что говорят тигренок и рысенок.

(Выходят дети в масках тигренка и рысенка.)

Рысенок. Ты кто?

Тигренок. Тигренок. A ты?

Рысенок. ...ысенок.

Тигренок. Кто-кто?

Рысенок. ...ысенок.

Тигренок. А мама у тебя кто?

Рысенок. ...ысь.

Тигренок. А папа?

Рысенок. ...ысь.

Тигренок. Ничего не понимаю!

Рысенок. Почему?

Тигренок. Да потому, что нет такого зверя.

Рысенок. Как нет? А я?

Тигренок. Ну, тогда ты неправильно говоришь! Какой-то звук не выговариваешь!

Логопед. Какой звук не выговаривает рысенок? (Звук “Р”.)

Здравствуйте, тигренок и рысенок. Хотите остаться с нами и научиться говорить громко, красиво и выразительно, как наши ребята? Проходите к ребятам.

Ребята, что же нужно делать, чтобы научиться произносить все звуки правильно? (Гимнастику для язычка.)

Конкурс “Гимнастика для язычка”.

Итак, первое задание – нужно назвать и правильно показать упражнение для язычка, а какое – нам подскажет зоопарк.

Мы с вами оказались возле вольера с птицами. Капитаны возьмите задание для своей команды. (Одной команде дается картинка “Дятел”, другой – “Индюк”) Вам дается одна минута, чтобы вспомнить упражнение и выбрать того, кто правильно это упражнение покажет.

Капитаны, назовите того, кто выполнит задание. За самый лучший ответ команда получит 3 балла. Начинают “Болтунишки”.

Молодцы!

Ребята, кто же еще живет в зоопарке? Это мы узнаем, выполнив второе задание.

Конкурс загадок “Ты мне – я тебе”.

Наши команды приготовили друг для друга загадки. Будьте внимательны, загадку нужно дослушать до конца.

Начнем с команды “Непоседы”.

Еж.

Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.

Медведь.

Зимой спит,
Летом ульи ворошит.

Белка.

С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч.
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.

Заяц

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.

Я тоже приготовила для вас загадки:

Крокодил.

Спит зеленое бревно.
В ил запуталось оно.
У бревна большая пасть.
Зубы в пасти – просто страсть.

Леопард.

Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много черных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку.

Жюри подводит промежуточный итог. (Выставляют флажки.)

Конкурс капитанов.

А сейчас конкурс капитанов.

Капитаны, пожалуйста, выходите и встаньте лицом к зрителям. Будьте внимательны! Правильно выполненное задание принесёт вам дополнительные очки. Вам нужно будет правильно ответить на вопросы. За каждый правильный ответ капитан получит один балл. Начинает капитан команды “Болтунишки”.

  • Назови детеныша лошади.
  • Назови детеныша овцы.
  • Один – волчонок, много – …(Волчат).
  • Один – бельчонок, много – …(Бельчат).
  • Назови животных, которые впадают на зиму в спячку.
  • Назови перелетных птиц.

Жюри, подведите итоги конкурса капитанов. (Выставляют флажки.)

А сейчас я приглашаю вас в круг на веселую физкультминутку.

Физкультминутка “У жирафа пятна, пятна, пятнышки везде” Е. Железнова.

Логопед. По-моему к нам кто-то летит в гости. (Вылетает сорока.)

Сорока:

Рассказать скороговорку
Тяжелей, чем влезть на горку.
Только я одна умею,
Не сбиваюсь, не робею...
Жил колпак под колпаком,
С колпачихой был знаком.
Рассказать скороговорку,
Тяжелей, чем влезть на горку.

Тигренок: Ну и хвастунья ты, Сорока! Ты думаешь, что ты одна скороговорки знаешь? Мы тоже кое-что умеем. Я даже про тебя знаю скороговорку: “Три сороки – тараторки тараторили на горке”.

Сорока: Подумаешь… (улетает).

Логопед. Какой ты, Тигренок молодец! Давайте проведем конкурс “Повтори скороговорку”

Конкурс “Повтори скороговорку”.

Командам предлагается по одной скороговорке.

“От топота копыт пыль по полю летит”.

“Носорог бодает рогом, не дразните носорога”.

Каждый участник команд должен повторить скороговорку быстро и правильно.

Вы можете потренироваться. Даю вам одну минуту.

Уважаемые родители, вы можете помочь командам заработать дополнительный балл.

Конкурс “Повтори скороговорку” (для родителей).

“Жили были три японца:
Як, Як Ци Драк, Як Ци Драк Ци Драк Ци Дроне,
Жили-были три японки:
Ципе, Ципе Дрипе, Ципе Дрипе Лимпопони,
Вот они переженились:
Як на Ципе, Як Ци Драк на Ципе Дрипе,
Як Ци Драк Ци Драк Ци Дроне на Ципе Дрипе Лимпопони”.

Продолжаем наше путешествие.

Конкурс-игра “В каком вагоне поедут животные”.

Логопед. Внимание, внимание! В зоопарк должны привезти новых животных. Нужна ваша помощь. Помогите разместить животных по вагонам. (Деление слов на слоги.) В первом вагоне поедут животные, названия которых составляют один слог. Во втором вагоне поедут животные, названия которых делятся на два слога. И в третьем вагоне поедут животные, названия которых делятся на три слога. На это задание вам дается две минуты.

Время вышло. Давайте проверим. (Дети делят слова на слоги, проверяя хлопками.)

Молодцы!

Логопед. По– моему Рысенок хочет нам что-то сказать. Выходи, Рысенок.

Рысенок. Уррра! Как много животных живет у нас в зоопарке!

Логопед. Рысенок, ты научился выговаривать звук “р”?

Рысенок. Не знаю…

Логопед. Ну, конечно, научился! Скажи: друг.

Рысенок. Друг.

Логопед. Какой ты молодец! Ты научился рычать!

Конкурс “Кто больше?

Ребята, давайте подарим нашему другу как можно больше хороших слов со звуком “р”. Объявляется следующий конкурс – “Кто больше назовет слов со звуком “р”.

Молодцы!

Наше путешествие подошло к концу. Попросим жюри подвести итоги нашего соревнования. А мы давайте улыбнемся и все вместе станцуем веселый танец.

“Танец утят”. (В это время жюри подсчитывают баллы.)

Слово предоставляется жюри.

Всем участникам вручаются подарки.

Оценки жюри.

НЕПОСЕДЫ БОЛТУНИШКИ
Приветствие (2 балла).
Конкурс “Гимнастика для язычка” (3 балла).
Конкурс загадок (3 балла).
Промежуточный итог.
Конкурс капитанов (1 балл за каждый правильный ответ).
Конкурс “Повтори скороговорку” (3 балла).
Конкурс родителей “Повтори скороговорку” (3 балла).
Конкурс “В каком вагоне поедут животные” (3 балла).
Конкурс “Кто больше назовет слов со звуком Р” (3 балла).
Итого.