Тип урока: комбинированный.
Формируемые УУД
Познавательные универсальные учебные действия:
– ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
– понимать фактическое содержание текста.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– воспринимать мнение сверстников о прочитанном произведении;
– принимать участие в обсуждении прочитанного содержания.
Личностные универсальные учебные действия:
– первоначальные представления об отраженных в литературных текстах
нравственных понятиях, таких как доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о
слабом, смелость, честность;
– способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев
сказок, рассказов и других литературных произведений;
– доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству и
дружбе, оказанию помощи.
Регулятивные универсальные учебные действия:
– осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
– принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.
Оборудование: учебник “Литературное чтение” В.Ю.Свиридова, текст сказки напечатанный на отдельном листке, дерево Добрых дел, мультимедиа.
Ход урока
1. Вводно-мотивационный.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись от души –
До чего ж мы хороши!
Актуализация знаний
Презентация. Слайд 2
– Посмотрите на рисунок. Что делает белочка?
(Угощает дятла шишкою.)
– Почему она решила поделиться шишкою с дятлом?
(Видно, что дятлу холодно и голодно.)
– Как вы думаете, почему радуются бельчата и солнышко?
(Они рады добрым делам белки.)
– Подумайте, какими вырастут бельчата?
(Они будут добрыми и отзывчивыми, как их мама.)
– По вашему мнению, добрые дела могут сделать злого человека добрее?
(Да, могут.)
2. Целеполагание.
– Вчера мы познакомились с русской народной сказкой “Гуси – Лебеди”. Кто в этой сказке отрицательный герой?
(Баба – Яга.)
Слайды 3, 4, 5
– А кто такая Баба – Яга?
(Старая бабушка.)
– Как вы думаете, почему бабушка превратилась в Бабу – Ягу?
(В её жизни было мало добра.)
– Может ли этот герой стать лучше от добрых дел?
(Думаем – да.)
– Чему нам надо научиться сегодня?
(Находить нужные отрывки в тексте сказки.)
– Какую задачу поставим на урок?
(Превратить Бабу – Ягу в добрую бабушку при помощи наших добрых дел.)
3. Работа по тексту сказки.
– Выделите зелёным карандашом предложения, где говорится о первых мгновениях встречи с героями сказки, от помощи которых она сначала отказалась.
(Дети работают на листке с напечатанной сказкой, раскрашивая нужный отрывок заданным цветом.)
– Назовите их в порядке встречи с девочкой.
Слайд 6
– Выделите красным карандашом предложения о том, что предлагали они девочке,
и причину её отказа.
– Молодцы!
Слайд 7
– Посмотрите, как похорошела Баба – Яга!
– А сейчас я предлагаю вам порадовать её букетиком цветов, какая женщина не любит цветы!
Физкультминутка.
Слайд 8. Гимнастика для глаз.
– О, чудо! Посмотрите, разве эта бабушка похожа на Бабу – Ягу? (Слайд 9)
Давайте попробуем ещё порадовать нашу Бабушку – Ягу знанием русского народного творчества. Русский народ сложил много поговорок и пословиц о добре. Восстановите пословицы, выбрав одно из предложенных слов.
Слайды 10, 11, 12
– Посмотрите, что сделала наша забота с Бабой – Ягой! (Слайд 13)
Это теперь не Баба – Яга, а Бабулечка – Ягулечка!
Скажите, какой была бы сказка, если бы героиней была бы Бабулечка – Ягулечка!
(Доброй, она спасла бы братца, и привела его домой.)
4. Рефлексия.
– Объясните смысл пословицы, на примере волшебного превращения Бабы – Яги в добрую бабушку.
У заботливого садовника всякое деревце плоды приносит.
(Добрые дела способны даже из самого закоренелого злодея сделать милого человека.)
– Заботливым садовником может стать каждый из вас. Перед вами дерево Добрых дел, напишите одно доброе дело и прикрепите его на дерево.
(На доске висит большое дерево без листьев, у каждого ребенка на парте лежит листок, на котором он пишет одно доброе дело и прикрепляет его к стволу, получается одно большое дерево Добрых дел.)
– Спасибо. Дома, при желании, вы можете рассказать о волшебстве добра родителям, а кто хочет – написать рассказ, чтобы он заканчивался пословицей: Добро украшает человека.
Добрым быть совсем не просто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Добрые люди, ничто нас не остудит,
И не захлопнуть распахнутых дверей!
Добрыми будем, и мир добрее будет,
Добрыми будем, и будет жизнь добрей!