Цели.
Обучающие цели:
- закрепление знаний, умений и навыков деления обыкновенных дробей при решении примеров, задач, уравнений различной степени сложности;
- обучение работе с тестами для подготовки к успешному выполнению заданий ГИА и ЕГЭ.
Развивающие цели:
- развитие познавательного интереса учащихся;
- развитие логического мышления учащихся;
- формирование вычислительной культуры учащихся,
- формирование правильности и культуры устной речи.
Воспитательные цели:
- формирование умений организации деятельности: постановка цели, определение способов ее реализации, планирование своих действий, реализация действия, проверка результата;
- развитие самостоятельности и добросовестности;
- формирование положительной мотивации к предмету через игровую ситуацию на уроке.
Тип урока: урок-обобщение.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, презентация, доска, раздаточный материал (тесты).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вводно-мотивационный этап.
1. Работать в 3 группах.
- Учитель приветствует учащихся и предлагает решить анаграмму, которая и сообщает тему урока. (Приложение 3)
- Оценки за каждый вид работы оценки выставляем в оценочный лист, в конце урока подведем итог. (Приложение 5)
1 и 3 группа - дробь, 2 группы - деление.
Тема урока: Деление дробей.
III. Операционно-познавательный этап.
1. Экскурс в историю. (Приложение 2)
- Как в первых учебниках математики 17 века называли дроби? (Ломанные)
- В русском языке: слово "дробь" появилось в 8 веке, оно происходило от глагола "дробить" - разбивать на части, ломать.
- В первых учебниках математике (в XVII веке) дроби так и назывались – “ломаные числа”, дроби на Руси.
- В старых руководствах находим следующие названия дробей на Руси:
1/2 – половина, полтина
1/3 – треть
1/4 – четь
1/6 – полтреть
1/8 – полчеть
1/12 – полполтреть
1 1/16 – полполчеть
IV. “Дружно все вместе”. Работать в группах.
Так как при деление обыкновенных дробей, смешанных чисел все в конечном итоге сводится к умножению дробей, то повторим умножение. Восстановим цепочку вычислений:
V. На столах разложены листки с логическими заданиями. После минутного обсуждения звездочет от каждого представителя группы ждет ответ.
1 группа:
Найди последнее число:
2 группа:
Найди второе число:
3 группа:
Найди первое число:
;
VI. Задачи
Как часто в жизни используются дроби? В каких профессиях? (Приложение 5)
Задачи I группы:
1. Для приготовления вишневого торта потребуются, в раз меньше вишни чем, вес всех ингредиентов. Вес всех ингредиентов 450 г. Сколько граммов вишни потребуется на торт?
2. Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. Заработная плата Козлов равна 12500 рублей. Сколько рублей он получит после вычета налога на доходы?
Решение.
Налог на зарплату Ивана Кузьмича составит 12 500 • 0,13 = 1625 рублей. Значит, после вычета налога на доходы он получит: 12 500 – 1625 = 10 875 рублей.
3. Пачка сливочного масла стоит 60 рублей. Пенсионерам магазин делает скидку 5%. Сколько рублей заплатит пенсионер за пачку масла?
Решение.
Скидка на пачку сливочного масла составляет 60 • 0,05 = 3 рубля. Значит, пенсионер за пачку масла заплатит 60 – 3 = 57 рублей.
Ответ: 57.
Задачи II группы:
1. На изготовление 15 одинаковых деталей потребуется . Сколько времени занимает изготовление одной детали?
2. На мужской костюм уходит 4 м ткани, а на платье в меньше. Сколько ткани уходит на платье?
3. За мотоциклист проехал . С какой скоростью ехал мотоциклист?
Задачи для III группы:
1. Итак, мы узнали, что мама-слониха имеет массу 600 кг, давайте найдем массу слоненка, если известно, что она составляет 1/5 часть от массы большого слона.
Решение:
1/5 = 120 (кг).
2. Найдите длину такта по длительности нот:
Длина такта 1/2 + 1/4 + 1/8 + 1/8 = 1
3. На графике показан процесс разогрева двигателя легкового автомобиля. На оси абсцисс откладывается время в минутах, прошедшее от запуска двигателя, на оси ординат — температура двигателя в градусах Цельсия. Определите по графику, сколько минут двигатель нагревался от температуры 60 °C до температуры 90 °C.
Решение.
Из графика видно, что двигатель нагревался от температуры 60 °C до температуры 90 °C с 5-й по 8-ю минуту, таким образом, он нагревался 3 минуты.
Ответ: 3.
VII. Физкультминутка: длина такта соответствует в песне “Ах, вы сени, мои сени!”.
Вывод.
Мы видим, что знание математики необходимо для всех профессий которые нас окружают; повару, бухгалтеру, продавцу, портному, слесарю, водителю и многим другим.
VIII. Программированный (дифференцированный) контроль, тест.
http://grustlivaya.edusite.ru/p133aa1.html
http://www.matematika-na.ru/6class/mat_6_17.php
Все действия с дробями. (Cлайд 19)
IX. Итоги урока. Д/з.
I группа - № 637, 635.
I группа - № 671 (а) составите свой вариант.
X. Рефлексивно-оценочный.
А теперь дайте оценку своим знаниям и умениям, полученным на уроке, и поднимите сигнальные карточки, которые лежат у вас на столах.
Спасибо за урок!