Урок математики по теме "Деление обыкновенных дробей". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели.

Обучающие цели:

  • закрепление знаний, умений и навыков деления обыкновенных дробей при решении примеров, задач, уравнений различной степени сложности;
  • обучение работе с тестами для подготовки к успешному выполнению заданий ГИА и ЕГЭ.

Развивающие цели:

  • развитие познавательного интереса учащихся;
  • развитие логического мышления учащихся;
  • формирование вычислительной культуры учащихся,
  • формирование правильности и культуры устной речи.

Воспитательные цели:

  • формирование умений организации деятельности: постановка цели, определение способов ее реализации, планирование своих действий, реализация действия, проверка результата;
  • развитие самостоятельности и добросовестности;
  • формирование положительной мотивации к предмету через игровую ситуацию на уроке.

Тип урока: урок-обобщение.

Оборудование: экран, проектор, компьютер, презентация, доска, раздаточный материал (тесты).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вводно-мотивационный этап.

1. Работать в 3 группах.

  • Учитель приветствует учащихся и предлагает решить анаграмму, которая и сообщает тему урока. (Приложение 3)
  • Оценки за каждый вид работы оценки выставляем в оценочный лист, в конце урока подведем итог. (Приложение 5)

1 и 3 группа - дробь, 2 группы - деление.

Тема урока: Деление дробей.

III. Операционно-познавательный этап.

1. Экскурс в историю. (Приложение 2)

  • Как в первых учебниках математики 17 века называли дроби? (Ломанные)
  • В русском языке: слово "дробь" появилось в 8 веке, оно происходило от глагола "дробить" - разбивать на части, ломать.
  • В первых учебниках математике (в XVII веке) дроби так и назывались – “ломаные числа”, дроби на Руси.
  • В старых руководствах находим следующие названия дробей на Руси:

1/2 – половина, полтина

1/3 – треть

1/4 – четь

1/6 – полтреть

1/8 – полчеть

1/12 – полполтреть

1 1/16 – полполчеть

IV. “Дружно все вместе”. Работать в группах.

Так как при деление обыкновенных дробей, смешанных чисел все в конечном итоге сводится к умножению дробей, то повторим умножение. Восстановим цепочку вычислений:

V. На столах разложены листки с логическими заданиями. После минутного обсуждения звездочет от каждого представителя группы ждет ответ.

1 группа:

Найди последнее число:

2 группа:

Найди второе число:

3 группа:

Найди первое число:

;

VI. Задачи

Как часто в жизни используются дроби? В каких профессиях? (Приложение 5)

Задачи I группы:

1. Для приготовления вишневого торта потребуются, в раз меньше вишни чем, вес всех  ингредиентов. Вес всех ингредиентов 450 г. Сколько граммов вишни потребуется на торт?

2. Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. Заработная плата Козлов равна 12500 рублей. Сколько рублей он получит после вычета налога на доходы?

Решение.

Налог на зарплату Ивана Кузьмича составит 12 500 • 0,13 = 1625 рублей. Значит, после вычета налога на доходы он получит: 12 500 – 1625 = 10 875 рублей.

3. Пачка сливочного масла стоит 60 рублей. Пенсионерам магазин делает скидку 5%. Сколько рублей заплатит пенсионер за пачку масла?

Решение.

Скидка на пачку сливочного масла составляет 60 • 0,05 = 3 рубля. Значит, пенсионер за пачку масла заплатит 60 – 3 = 57 рублей.

Ответ: 57.

Задачи II группы:

1. На изготовление 15 одинаковых деталей потребуется . Сколько времени занимает изготовление одной детали?

2. На мужской костюм уходит 4 м ткани, а на платье в меньше. Сколько ткани уходит на платье?

3. За мотоциклист проехал . С какой скоростью ехал мотоциклист?

Задачи для III группы:

1. Итак, мы узнали, что мама-слониха имеет массу 600 кг, давайте найдем массу слоненка, если известно, что она составляет 1/5 часть от массы большого слона.

Решение:

1/5 = 120 (кг).

2. Найдите длину такта по длительности нот:

Длина такта 1/2 + 1/4 + 1/8 + 1/8 = 1

3. На графике показан процесс разогрева двигателя легкового автомобиля. На оси абсцисс откладывается время в минутах, прошедшее от запуска двигателя, на оси ординат — температура двигателя в градусах Цельсия. Определите по графику, сколько минут двигатель нагревался от температуры 60 °C до температуры 90 °C.

 

Решение.

Из графика видно, что двигатель нагревался от температуры 60 °C до температуры 90 °C с 5-й по 8-ю минуту, таким образом, он нагревался 3 минуты.

Ответ: 3.

VII. Физкультминутка: длина такта соответствует в песне “Ах, вы сени, мои сени!”.

Вывод.

Мы видим, что знание математики необходимо для всех профессий которые нас окружают; повару, бухгалтеру, продавцу, портному, слесарю, водителю и многим другим.

VIII. Программированный (дифференцированный) контроль, тест.

http://grustlivaya.edusite.ru/p133aa1.html

http://www.matematika-na.ru/6class/mat_6_17.php

Приложение 1

Все действия с дробями. (Cлайд 19)

IX. Итоги урока. Д/з.

I группа - № 637, 635.

I группа - № 671 (а) составите свой вариант.

X. Рефлексивно-оценочный.

А теперь дайте оценку своим знаниям и умениям, полученным на уроке, и поднимите сигнальные карточки, которые лежат у вас на столах.

Спасибо за урок!