Цель урока: путём наблюдений над примерами раскрыть двойную функцию букв я, ю, е, ё; научить учащихся различать функции этих букв, совершенствование произносительных навыков; развитие продуктивной речи учащихся.
Оборудование: проектор, индивидуальные карточки.
Задачи.
Образовательные
- Научить детей различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, указывая при этом на мягкость предшествующих согласных, а в каких - два.
- Продолжить работу по формированию навыка транскрибирования.
- Работать над развитием речи учащихся.
Воспитательные
- Воспитывать у детей стремление оказывать помощь в работе одноклассникам.
- Воспитывать внимательное отношение к языковым явлениям.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Произвести звуко-буквенный анализ слов слог, первый.
2. Определить какие звуки обозначают выделенные буквы в словах: ель, мёд, люк, свою, моя. (Знаний у учащихся пока явно недостаточно для точных, обоснованных ответов. Для этого им необходимо знать правила о том, в каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких - два звука)
3. Проблемный вопрос:
Какова роль букв е, ё, ю, я?
IV. Поисковая деятельность учащихся и решение учебной проблемы.
Для наблюдения на мониторе даются примеры. Учащиеся называют звуки, которые обозначаются выделенными буквами.
Яша [йа]ша Юра [йу]ра ёлка [йо]ка ель [йэ] ль |
яма [йа]ма юрта [йу]рта ёлочка [йо]лочка если [йэ]сли |
якорь [йа]корь юла [йу] ла ёрш [йо]Рш ест [йэ]ст |
Учащиеся, направляемые учителем, делают вывод о том, что в начале слова буквы я, е ,ё, ю обозначают два звука: й+а, й+о, й+у, й+э.
В таком же плане ведутся наблюдения над словами:
Моя Мо[йа] Мою Мо[йу] Моё Мо[йо] Синие сини[йэ] |
Твоя Тво[йа] Твою Тво[йу] Твоё Тво[йо] Красные красны[йэ] |
Своя Сво[йа] Свою Сво[йу] Своё Сво[йо] Белые белы[йэ] |
Вывод: после гласных буквы я, ю, е, ё тоже обозначают два звука:й+а, й+о, й+у, й+э.
- Какие звуки обозначают буквы я, ю, е, ё ребята, после ъ и ь?
- Посмотрите на таблицу со словами, прослушайте их и сделайте выводы:
Отъезд, съемка, вьюга, обезьяна
Вывод: после ъ и ь буквы я, ю, е, ё обозначают также два звука - й+а, й+о, й+у, й+э.
- Какие звуки обозначают буквы я, ю, е, ё после мягких согласных?
Внимательно прослушайте слова и сами сделайте выводы.Медведь, мера, сяду, сюда, вел.
Вывод: после согласных буквы я, ю, е, ё обозначают один из гласных звуков а, е, у, о (и мягкость предшествующего согласного)
Правильность полученных выводов проверяется по данной таблице на мониторе.
V. Формирование умений и навыков на основе полученных грамматических знаний.
Физминутка.
1. Игра "1" или "2".
Дети с помощью карточек показывают, сколько звуков дают буквы е, ё, ю, я в словах: лес, юля, люк, каюта, день, съёмка, ярко, подъезд, пёс, якорь.
2. Выразительно прочитайте стихотворение С. Я. Маршака:
На деревню дедушке
Почта мне письмо доставила,
На конверте в уголку
Нацарапано: “Писаелу”,
А пониже: “Маршаку”.
С этим адресом мудреным
Добрело письмо ко мне…
Слава нашим почтальонам
С толстой сумкой на ремне!
- Найдите ошибки, которые сделал малыш.
- В слове мудреным назовите согласные звуки. Какой звук обозначает в нём буква? Какие звуки обозначают буква ю в словах писателю и сюда?
- Сделайте выводы и докажите их практическое значение.
3. Прочитайте загадку и отгадайте её.
Её всегда в лесу найдёшь -
Пойдём гулять и встретим,
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ёжик)
- Назовите слова, в которых имеются буквы я, е, ё, ю. Какие звуки они обозначают?
4. Проверка усвоения материала.
Тест
I вариант
Указать слово, в котором буква Ё дает два звука.
а) мёл; б) ёжик; в) щётка
Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.
а) ель; б) если; в) въезд
В каком слове звуков меньше, чем букв?
а) город; б) скользкий; в) трое
Сколько звуков в слове разъяснить?
а) 8; б) 9; в) 10.
В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?
а) проехать; б) фиолетовый; в) лает
В каком слове есть звук [й]?
а) позёмка; б) каёмка; в) осина
II вариант
Указать слово, в котором буква Я дает 1 звук.
а) якорь; б) светлая; в) мята
Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.
а) съёмка; б) тёрка; в) приём
В каком слове звуков меньше, чем букв?
а) пень; б) кружка; в) вьют
Сколько звуков в слове объявить?
а) 7; б) 8; в) 9.
В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?
а) кроить; б) моет; в) веять
В каком слове есть звук [й]?
а) рябина; б) вперёд; в) армия
Правильные ответы | |
I вариант | II вариант |
1. б) ёжик | 1. в) мята |
2. б) если | 2. в) приём |
3. б) скользкий | 3. а) пень |
4. б) 9 | 4. а) 7 |
5. б) фиолетовый | 5. а) кроить |
6. б) каёмка | 6. в) армия |
"5" - 6 баллов. "4" - 4 - 5 баллов. "3" - 3 балла. |
Взаимопроверка.
Оценивание работы товарища.
VI. Рефлексия.
- Оцените нашу работу на уроке. Что нового узнали? С какими трудностями столкнулись?
VII. Домашнее задание.
1) Придумать сказку: "В каких словах спрятался хитрый “Й"? Возможное начало: "На планете Русский язык есть страна Фонетика, в которой живёт очень хитрый звук “Й" (по желанию).
VIII. Подведение итогов урока.
Работа с обобщающей таблицей по теме "Фонетика".
Выставление оценок.