Урок русского языка по теме "Двойная роль букв е, ё, ю, я"

Разделы: Русский язык


Цель урока: путём наблюдений над примерами раскрыть двойную функцию букв я, ю, е, ё; научить учащихся различать функции этих букв, совершенствование произносительных навыков; развитие продуктивной речи учащихся.

Оборудование: проектор, индивидуальные карточки.

Задачи.

Образовательные

  • Научить детей различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, указывая при этом на мягкость предшествующих согласных, а в каких - два.
  • Продолжить работу по формированию навыка транскрибирования.
  • Работать над развитием речи учащихся.

Воспитательные

  • Воспитывать у детей стремление оказывать помощь в работе одноклассникам.
  • Воспитывать внимательное отношение к языковым явлениям.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Произвести звуко-буквенный анализ слов слог, первый.

2. Определить какие звуки обозначают выделенные буквы в словах: ель, мёд, люк, свою, моя. (Знаний у учащихся пока явно недостаточно для точных, обоснованных ответов. Для этого им необходимо знать правила о том, в каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких - два звука)

3. Проблемный вопрос:

Какова роль букв е, ё, ю, я?

IV. Поисковая деятельность учащихся и решение учебной проблемы.

Для наблюдения на мониторе даются примеры. Учащиеся называют звуки, которые обозначаются выделенными буквами.

Яша

[йа]ша

Юра

[йу]ра

ёлка

[йо]ка

ель

[йэ] ль

яма

[йа]ма

юрта

[йу]рта

ёлочка

[йо]лочка

если

[йэ]сли

якорь

[йа]корь

юла

[йу] ла

ёрш

[йо]Рш

ест

[йэ]ст

Учащиеся, направляемые учителем, делают вывод о том, что в начале слова буквы я, е ,ё, ю обозначают два звука: й+а, й+о, й+у, й+э.

В таком же плане ведутся наблюдения над словами:

Моя

Мо[йа]

Мою

Мо[йу]

Моё

Мо[йо]

Синие

сини[йэ]

Твоя

Тво[йа]

Твою

Тво[йу]

Твоё

Тво[йо]

Красные

красны[йэ]

Своя

Сво[йа]

Свою

Сво[йу]

Своё

Сво[йо]

Белые

белы[йэ]

Вывод: после гласных буквы я, ю, е, ё тоже обозначают два звука:й+а, й+о, й+у, й+э.

- Какие звуки обозначают буквы я, ю, е, ё ребята, после ъ и ь?

- Посмотрите на таблицу со словами, прослушайте их и сделайте выводы:

Отъезд, съемка, вьюга, обезьяна

Вывод: после ъ и ь буквы я, ю, е, ё обозначают также два звука - й+а, й+о, й+у, й+э.

- Какие звуки обозначают буквы я, ю, е, ё после мягких согласных?

Внимательно прослушайте слова и сами сделайте выводы.Медведь, мера, сяду, сюда, вел.

Вывод: после согласных буквы я, ю, е, ё обозначают один из гласных звуков а, е, у, о (и мягкость предшествующего согласного)

Правильность полученных выводов проверяется по данной таблице на мониторе.

V. Формирование умений и навыков на основе полученных грамматических знаний.

Физминутка.

1. Игра "1" или "2".

Дети с помощью карточек показывают, сколько звуков дают буквы е, ё, ю, я в словах: лес, юля, люк, каюта, день, съёмка, ярко, подъезд, пёс, якорь.

2. Выразительно прочитайте стихотворение С. Я. Маршака:

На деревню дедушке

Почта мне письмо доставила,
На конверте в уголку
Нацарапано: “Писаелу”,
А пониже: “Маршаку”.
С этим адресом мудреным
Добрело письмо ко мне…
Слава нашим почтальонам
С толстой сумкой на ремне!

- Найдите ошибки, которые сделал малыш.

- В слове мудреным назовите согласные звуки. Какой звук обозначает в нём буква? Какие звуки обозначают буква ю в словах писателю и сюда?

- Сделайте выводы и докажите их практическое значение.

3. Прочитайте загадку и отгадайте её.

Её всегда в лесу найдёшь -
Пойдём гулять и встретим,
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ёжик)

- Назовите слова, в которых имеются буквы я, е, ё, ю. Какие звуки они обозначают?

4. Проверка усвоения материала.

Тест

I вариант

Указать слово, в котором буква Ё дает два звука.

а) мёл; б) ёжик; в) щётка

Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.

а) ель; б) если; в) въезд

В каком слове звуков меньше, чем букв?

а) город; б) скользкий; в) трое

Сколько звуков в слове разъяснить?

а) 8; б) 9; в) 10.

В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?

а) проехать; б) фиолетовый; в) лает

В каком слове есть звук [й]?

а) позёмка; б) каёмка; в) осина

II вариант

Указать слово, в котором буква Я дает 1 звук.

а) якорь; б) светлая; в) мята

Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.

а) съёмка; б) тёрка; в) приём

В каком слове звуков меньше, чем букв?

а) пень; б) кружка; в) вьют

Сколько звуков в слове объявить?

а) 7; б) 8; в) 9.

В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?

а) кроить; б) моет; в) веять

В каком слове есть звук [й]?

а) рябина; б) вперёд; в) армия

Правильные ответы
I вариант II вариант
1. б) ёжик 1. в) мята
2. б) если 2. в) приём
3. б) скользкий 3. а) пень
4. б) 9 4. а) 7
5. б) фиолетовый 5. а) кроить
6. б) каёмка 6. в) армия
"5" - 6 баллов.
"4" - 4 - 5 баллов.
"3" - 3 балла.

Взаимопроверка.

Оценивание работы товарища.

VI. Рефлексия.

- Оцените нашу работу на уроке. Что нового узнали? С какими трудностями столкнулись?

VII. Домашнее задание.

1) Придумать сказку: "В каких словах спрятался хитрый “Й"? Возможное начало: "На планете Русский язык есть страна Фонетика, в которой живёт очень хитрый звук “Й" (по желанию).

VIII. Подведение итогов урока.

Работа с обобщающей таблицей по теме "Фонетика".

Выставление оценок.