Цель: пробудить у детей интерес и любовь к окружающей природе, научить детей работать в коллективе, способствовать развитию логики, сообразительности, находчивости и их интереса к изучению экологии.
Ход мероприятия
- Организационный момент.
- Постановка целей.
- Проведение игры.
Игра состоит из 7 геймов, один из них конкурс капитанов.
Участвуют 3 команды “Лес”, “Вода”, “Воздух”. В ходе жеребьевки определяется состав команд.
1 гейм “Эти забавные животные”
В предложенных двустишиях нужно найти зашифрованных животных. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.
1. Я захожу во все заливы,
Ищу какой-нибудь поживы. (Щука.)
2. Нашел я чей-то шлем. Ура!
Мне не страшна теперь жара. (Лемур.)
3. Немногие найдут мой след:
Я здесь, а кажется, что нет. (Гиена.)
4. Как жаль, что мне запрещено
Кусаться и ходить в кино. (Щенок.)
5. Как голубой ковер, красив. (Теленок.)
6. Дышать легко, закат пылает,
Прохладный вечер наступает. (Коза.)
7. Следы костра у самой пальмы,
Кора в ожогах - факт печальный. (Страус.)
8. Гром грохотал, весь лес трясло,
Но я гулял грозе назло. (Слон.)
9. Промчались летние деньки –
Увянут скоро васильки. (Корова.)
10 .Как хорошо после дождя,
Телята рады, рад и я. (Дятел.)
11. Бык - неприятная особа:
Капризен, зол... Смотрите в оба. (Собака.)
12. Среди кустов царит покой,
Здесь хорошо бродить одной. (Овца.)
2 гейм “Лесные жалобы”
Несколько лесных животных написали жалобы, назовите их авторов. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.
Жалоба №1
Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то! Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая. (Жаба)
Жалоба №2
На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы не друзья человека, и не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы родились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно. (Летучая мышь)
Жалоба №3
Я - единственное животное, которое может подпустить человека довольно близко. Но вовсе не потому, что я такой храбрый. Просто я плохо вижу и больше надеюсь на свой нюх. Зато у меня есть колючая защита. Кто я узнайте? (Ёж)
Жалоба №4
Меня называют непоседливым зверьком. Я постоянно в движении: быстро спускаюсь с ели на землю, тотчас взлетаю по стволу обратно или перепрыгиваю с ветки на ветку. Ах, как я устала! (Белка)
3 гейм “Заморочки”
Какими поговорками можно заменить данные высказывания. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.
- Сбился с азимута среди трех хвойных деревьев. (Заблудился в трех соснах).
- На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь).
- Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все в лес смотрит)
- Кровососущее насекомое не может сделать более острым ротовой аппарат. (Комар носу не подточит).
- Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность сельскохозяйственные угодья. (Старый конь борозды не испортит).
- Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности скрыться в направлении лесного массива. (Работа - не волк, в лес не убежит).
- Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции. (Баба с возу - кобыле легче).
- При желании продолжения обмена веществ в организме необходимо иметь навыки движения вокруг своей оси. (Хочешь жить - умей вертеться).
- Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший злачный стебель. (Утопающий хватается за соломинку).
4 гейм “Путаница”
Команды получают карточки со стихами, в которых “перепутаны” слова. Переставьте слова в нужном порядке. За каждое правильно составленное предложение - 5 баллов.
Пингвины - жители пустыни,
Ужата очень любят дыни,
Шоферы знают толк в малине,
Ребята ползают в трясине.
Верблюды плавают на льдине,
Медведи возят груз в машине,
Неспешно ходит черепаха,
Могучий еж не знает страха,
Колючий лев в траве таится,
За ним охотится лисица.
Нет ни склада тут, ни лада...
Переставьте все как надо!
Правильное:
Пингвины плавают на льдине,
Ужата ползают в трясине,
Шоферы возят груз в машине,
Ребята очень любят дыни.
Верблюды - жители пустыни,
Медведи знают толк в малине,
Неспешно ходит черепаха,
Могучий лев не знает страха,
Колючий еж в траве таится,
За ним охотится лисица.
5 гейм “Устами младенца”
В заданиях говориться о предметах, которыми мы засоряем Землю. Ответ на задание с первой подсказки - 50 баллов, со второй - 40 баллов, с третьей - 30 баллов, с четвертой - 20 баллов, с пятой - 10 баллов.
Задание 1
- Его производит обыкновенная корова.
- В небольших количествах он очень полезен в качестве удобрения.
- Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.
- При попадании в водоемы он разрушается, рыбы и другие водные животные начинают задыхаться.
- Его необходимо компостировать. (Навоз)
Задание 2
- Его много в городе, но мало в деревне.
- Особенно силен он в промышленном городе, где МНОГО фабрик, заводов, машин.
- От него люди болеют, много нервничают, громко кричат, и его становится еще больше.
- Его издают и разные приборы и машины.
- Он вызывает загрязнение окружающей среды. А когда его очень много, то он вызывает у людей состояние, близкое к опьянению, действует как наркотик. (Шум)
Задание 3
- У меня очень много игрушек сделано из нее. ,
- Она бывает разноцветной, ее очень трудно сломать.
- Предметы, сделанные из нее, весят мало.
- Если ее поджечь, то появится черный едкий дым.
- Её нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается. (Пластмасса)
Задание 4
- Его делают из песка.
- Чаще всего оно прозрачное.
- Когда падает, оно разбивается.
- Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
- Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара. (Стекло)
Задание 5
- Ее изобрели китайцы.
- У нас ее получают из древесины.
- Она легко горит.
- Из нее получается очень много мусора.
- На ней обычно рисуют или пишут. (Бумага)
Задание 6
- Это получается, когда изделие становится старым или ломается.
- Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, вдоль дорог.
- Это можно сдать и получить деньги.
- Это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое.
- Это бывает цветным, его тоже можно сдать на переплавку и получить деньги. (Металлолом)
6 гейм “Конкурс капитанов”
Капитанам раздается набор карточек с изображением живых организмов. Из них нужно составить пищевую цепь, начиная с низшего звена. За правильно составленную пищевую цепь -5 баллов.
Карточки
Для команды 1
Лиственный опад, дождевой червь, крот
Для команды 2
Ягель, северный олень, волк
Для команды 3
Мох исландский, волк, олень
“Что загрязняет природу?”
Пока идет конкурс капитанов, задания даются командам, за правильно выполненное задание команда получает 5 баллов. Каждой команде выдаются карточки с изображением предметов, созданных человеком. Нужно отложить те из них, которые приносят вред окружающей среде.
Карточки
Для команды 1
Упаковка от продуктов;
теплоход;
деревенский дом;
трактор;
скворечник;
троллейбус;
лыжи.
Для команды 2
Завод;
самолет;
роликовые коньки;
автобус;
детская коляска;
самосвал;
парусная лодка.
Для команды 3
Велосипед
Самолет
Гнездо птицы
Электростанция
Теплоход
Комар
Человек
7 гейм “Догонялки”
Командам задают по семь вопросов, за каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.
Для команды 1
- Самое упрямое домашнее животное. (Осел).
- Самое распространенное в России дерево. (Лиственница).
- Самая большая змея. (Удав анаконда - 11м, 200кг)
- Самая большая сухопутная ящерица. (Варан).
- Неморская птица с самым большим размахом крыльев. (Кондор, 2,8 - 3м).
- Самая крупная обезьяна. (Горилла).
- Самая крупная ягода. (Тыква).
Для команды 2
- Кто является самым верным другом человека среди животных? (Собака).
- Назовите самый первый способ передвижения, который осваивает человек. (Ползание).
- Назовите самую большую рыбу. (Гигантская или китовая акула).
- Самое скоростное сухопутное животное. (Гепард, 110км/ч).
- Самый хитрый зверь в русских народных сказках. (Лиса).
- Животное с самыми большими ушами. (Слон).
- Назовите самое простейшее животное, состоящее из одной клетки. (Амеба).
Для команды 3
- Назовите самый популярный в Голландии цветок. ( Тюльпан).
- Самое крупное из сегодня обитающих на Земле пресмыкающихся. (Крокодил).
- Самое крупное млекопитающее животное. (Синий кит).
- Птица - обладатель самого большого в мире клюва. (Пеликан).
- Самая высокая трава. (Бамбук, 30 - 40м).
- Самая ядовитая змея. (Кобра).
- Кто без рук, без топора строит дом? (Птица)
4. Подведение итогов
5. Награждение победителей
Литература
1. Данилова М., “Знатоки леса” (литературно-экологический ринг) // Воспитание школьников. - 2005. - № 5.
2. Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.
3. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.
4. Экологическое образование и воспитание. Метод. Рекомендации. – Улан – Удэ, 1990.
5. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Симонова Л.В. Экологическое воспитание в базовой школе. Методическое пособие/ Под. общ. ред. Алексеева С.В. СПб.: Специальная литература,1999.
6. Арефьев В.А., Арефьева А.В. “Биология для школьников”. - М.: ВНИРО, 1998.
7. Гершун В.И. “Домашние животные”. - М.: “Педагогика”, 1991.
8. Пушкарский В.Г. “Тропой невиданных зверей”.- М.: ВО “Агропромиздат”, 1988.
9. Сабунаев В. “Занимательная зоология”.- Ленинград: “Детская литература”, 1976.
10. Журналы “Юный натуралист”.
11. Энциклопедия для детей. Птицы и звери./ Глав. ред. Вильчек Г.-М.: Аванта+, 2004.
12. Энциклопедия для детей. Том 24. Домашние питомцы/ Глав.ред. Ананьева Е.; вед. ред. Володихин Д.-М.: Аванта+, 2004.
13. Я познаю мир. Детская энцикл..: Экология/ Авт. сост. Чижевский А.Е.; под ред. Хинн О.Г. -М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, Олимп,1998.
14. Я познаю мир. Детская энцикл.: Санкт-Петербург./Под.общ. ред. Хинн О.Г. -М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, Олимп., 2000.