Схема конспекта урока географии по теме "Виды горных пород". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цель: изучить виды горных пород.

Задачи:

  • Образовательные:
    • сормировать у обучающихся яркое, логическое представление о видах горных пород;
    • опираясь на изученный материал, расширить представление обучающихся о разнообразии минералов и видах горных пород;
    • способствовать овладению обучающихся основного понятийного материала по данной теме.
  • Развивающие:
    • в ходе урока способствовать развитию обучающихся познавательного интереса и мотивации к деятельности на примере тесной связи с изучаемого материала с жизнью;
    • в ходе урока способствовать у обучающихся логического мышления, умение находить причинно-следственные связи.
  • Воспитательная:
    • содействовать в ходе урока формированию обучающихся эмоционального отношения к изучаемому уроку.

Этапы урока

Цели, задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время, мин.

1. Организационный Подготовить учащихся к работе на уроке Приветствие класса Демонстрация готовности к уроку  
2. Этап подготовки к активизации усвоению материала Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений

Цель: установить причинно-следственные связи с ранее изученным материалом.
Взаимопроверка и оценивание

Ребята, напомните мне, что мы проходили на прошлом уроке?
Хорошо. А чем отличается между собой материковая и океаническая кора?

Правильно. Молодцы.

Ребята, перед каждым из вас листок с тест. Вам необходимо подписать лист и выбрать из предложенных вариантов правильный ответ к поставленным вопросам.

Вариант 1.

1. Из каких слоев состоит океаническая кора?

А) базальта
Б) гранита
В) осадочного чехла

2. В центре Земли расположено?

А) ядро
Б) мантия
В) горная порода

3. Наука, изучающая состав Земли, полезные ископаемые называется?

А) геология
Б) биология
В) история

4. Под какой буквой изображена мантия?

5. Что изображено под буквой А на рисунке?

А) горы
Б) море
Г) ядро

Вариант 2

1. Материковая кора состоит, из каких слоев?

А) базальта
Б) гранита
В) осадочного чехла

2. Это каменная оболочка Земли называется?

А) литосферой
Б) гидросферой
В) биосферой

3. На этой поверхности мы живем, и называется она?

А) земная кора
Б) материковая кора
В) океаническая кора

4. Под какой буквой обозначено ядро?

5. На рисунке, под какой буквой изображена литосфера?

1. А
2. Б
3. В

Теперь обменялись вариантами. Взяли простые карандаши и теперь оценим:

1 правильный ответ – оценка 3
2 правильных ответа – оценка 4
3 правильных ответа – оценка 5

Ответ: внутренние строение Земли, состав материковой и океанической коры

Ответ: материковая состоит из 3 слоев: осадочного, гранитного, базальтового. А океаническая из 2-х слоев: осадочного и базальтового

Изучение вопросов и выполнение теста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка теста  по ключам и выставление оценки

 
3. Изучение нового материала Цель: активизация познавательной деятельности Ребята, а сейчас мы переходим к изучению нового материала. Перед вами листы самооценки, в конце урока вы поставите оценки за каждое выполненное задание и получите оценку за урок.
А чтобы изучить новую тему, посмотрите на фотографии на экране. 
Что объединяет эти фотография?
А в чем различия между горными породами?
Мы на уроке узнаем и проверим ваше предположение и попытаемся выяснить, какие бывают горные породы по происхождению и чем они различаются.
Цель урока: изучить горные породы
Запишем тему урока:
«Виды горных пород»
Ребята у меня на доске слова перепутались, я не могу понять, что зачем следует. Помогите мне разобраться и выстроить схему.
Чтобы мне помочь, я предлагаю вам изучить  источники информации, которые помогут нам правильно составить схему «Виды горных пород», а также набор этих слов и макет схем.

1 источник информации (Приложение 1)

Из расплавов, извергающихся на поверхность из кратеров вулканов или застывших на некоторой глубине не доходя до поверхности, возникают магматические  породы.
Англичане называют их «огненными породами», у нас – магматические или огненные. Эти породы были рождены в недрах Земли из расплавов магмы.
Если магма успела излиться на поверхность Земли при вулканическом извержении, то ее остывание происходит очень быстро. Породы, которые при этом образуются, называются вулканическими.
Пример: базальт – плотный, тяжелый, черный.
Если магма, поднимаясь вверх, внедрилась в слои литосферы, но не достигла поверхности Земли, то образуются глубинные горные породы.
Пример: гранит – серый, имеет, вкраплены черного цвета.

2 источник информации (Приложение 1)

Минералы – это тела, имеющий постоянный однородный состав.
Горные породы слагаются из нескольких минералов. Их свойства и состав зависит от свойств минералов.
Чаще всего изменения в породах происходит путем перекристаллизации минералов:

А) без плавления
Б) частичное плавление
В) на больших глубинах – полное плавление пород.

Происходит это потому, что породы, погруженные на глубину по разломам, попадают в обстановку другую, чем та, в которой они образовались. Они оказываются в области высоких температур и давления. Вот и происходят превращения.
Например, известняк – это метаморфическая горная порода, образовавшийся на дне океана и отлежавшийся потом без особых перемен миллионы лет на суше, погрузившись на глубину, изменился. Состав его не менялся, просто из кристаллов изгоняется, примись углекислого газа. В результате плотный серый известняк преобразуется в белоснежный мрамор, искрящийся гранями кристаллов.

3 источник информации (Приложение 1)

Второй вид осадочных горных пород образуется при выпадении в осадок различных веществ, которые были растворены в воде. На дне водоемов осадки накапливаются, уплотняются и образуются горные породы, называются химическими: каменная соль, гипс.
Каждый металл, соединяясь с кислотой, образует соль. Но только одну из множества солей мы так и называем – соль. Это натриевая соль хлорной кислоты.
Минерал называется галит, чаще всего он представляет кристаллики кубической формы. Это каменная соль. Соль служила предметом обмена и торговли, была причиной кровопролитных войн, народных волнений и бунтов. Соль необходима человеку, она регулирует работу сердца и мышц. Главный потребитель каменной соли  – это химическая промышленность. В выработанных соляных шахтах создаются подземные лечебницы, санатории. В них круглый год наблюдается постоянная температура, влажность, давление, а самое главное отсутствует  микроорганизмы. Подземный санаторий находится близ  Кракова в Польше.

4 источник информации (Приложение 1)

Еще один  вид горной породы  – это осадочные породы. Их возникновение связано с осаждением частиц на дне океана, моря или суши.  Существует три вида осадочных горных пород.
Первый – это обломочные горные породы, состоящие из обломков разных горных  пород, подвергшихся разрушению.
Песок и глина  – это горные породы.
Песка на Земле много. Песчаные пустыни, в которых есть горы песка, иногда они тянутся на сотни километров. Песок  – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц. Цвет у него бывает разным от черного до белого. И это зависит от того, из какой породы он образовался, ведь песок – это вторичная порода. Он представляет собой продукт разрушения твердых вулканических пород.
Глина – тоже широко применяется как строительный материал. Кирпичи делают из глины. А из разных сортов глины получают фарфор, огнеупорный материал.

5 источник (Приложение 1)

Третий вид осадочных горных пород – органические горные породы: каменный уголь, торф, нефть.
Каменный уголь образуется из остатков растений в течение многих миллионов лет.
Уголь образуется там, где скорость опускания земной коры равна скорости накопления отмирающих растений. Участки погруженные, заливаются водой. В стоячих озерах и болотах органическое вещество гниет, остатки растений получает кислород, но ограниченно  из-за количества влаги. Они перегнивают постепенно. Образуется сначала торф, который превращается в бурый уголь, потом в каменный уголь.
Внимательно прочтите текст, выделить самое главное, слова или словосочетания мы с вами занесем в нашу схему.

 

Работа со слайдами № 3, 4, 5, 6, 7. (Презентация)

Ответ: камни, минералы.
Ответ: они все из камня, это горные породы
Выдвигают гипотезу: они одинаковые по цвету, по происхождению, по массе, по запаху.

 

Работа с дополнительной информацией, выделения главных особенностей (частей для схемы).
Постройка схемы в своей тетради, а потом на доске.

 

мин

4. Подведение итогов урока Формирование целостной системы знаний по теме, выделение мирровозренческих идей Итак, мы с вами смогли разобрать, какие бывают горные породы по происхождению.

 

А как вы думаете, как человек их применяет и где?
Согласна с вами, посмотрим на фотографии на экране. (Презентация)

 

Я вижу немного вы устали, давайте проведем игру  «Верю – не верю». Правила игры: я называю вам применение, если вы согласны, то встаете, если нет, то хлопаете в ладоши.

1) Каменная соль применяется в химической промышленности (правильно)
2) Песок необходим для строительства самолетов (не правильно)
3) Нефть и уголь сжигают и для получения тепла в наши домах (правильно)

Что же, вот мы и провели физкульминутку.
На доске у меня набор слов, давайте с вами выберем «лишнее слово  в цепочке»?

  • Минерал – уголь – рыба – базальт
  • Вулкан – соль – человек – гранит
  • Песок – стекло – дерево – мост
Ответы обучающихся и построение схемы одни учеником на доске, а остальные работают в тетрадях.
Ответ: везде: в строительстве домов, мостов, выплавка стекла из песка.
Участие в игре.

1) Встают с места.
2) Хлопают в ладоши
3) Встают с места

Работа возле доски

мин
5. Рефлексия Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивация способов деятельности, общения). Усвоение принципов Саморегуляция и сотрудничества Давайте посмотрим, на сколько,  хорошо вы усвоили сегодняшний урок. Я предлагаю ответить вам на вопросы. Отвечает только тот ученик, который первый поднял руку, выкрики с места не принимаются. Действует «закон поднятой руки»
Все внимание на экран
Решение теста.  
6. Информация о домашнем задании и оценивании обучающихся Обеспечение понимание цели, содержании и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей Домашнее задание: параграф 10, выучить понятия. А теперь давайте, сами оценим свою работу на уроке. (Приложение 2)
Коррекция оценок.
Всем спасибо за урок.
Заполнение листа самооценок.