Цель и задачи урока:
- привести в систему и расширить знания учащихся о вреде курения и алкоголя на здоровье человека;
- выяснить с помощью примеров из теории, сколько вредный веществ содержится в табаке и алкоголе, которые воздействия на организм вызывают нарушение в работе всех систем и органов человека;
- активизировать внимание и мыслительную деятельность учащихся;
- продолжать учить работать с учебником, обогащать словарный запас учащихся, корректировать речь учащихся;
- коррекция эмоционально-волевой сферы учащихся, формирование положительных привычек – быть занятым на уроке, быть дисциплинированным учащимся;
- воспитывать отрицательное отношение к курению и принятию алкоголя;
- научить понимать в каких ситуациях им необходимо отходить в сторону от табачного дыма, выработать навык сопротивления предложениям закурить и выпить.
Оборудование: таблицы «Сердце, кровеносные сосуды», «Органы дыхания», «Системы органов», рисунки учащихся, выставка книг по теме, учебник, рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (3 мин.)
II. Повторение тем: «Сердце, кровеносные сосуды», «Органы дыхания» (10 мин.)
Вопросы:
- Какое значение имеет кровь?
- Какие органы образуют кровеносную систему?
- Где располагается сердце и из каких камер оно состоит?
- Значение сердца и кровеносных сосудов?
Вывод: значение сердца и кровеносных сосудов велико. Сердце сокращается и выбрасывает кровь в сосуды, которые пронизывают все наше тело. Кровь движется по сосудам (артериям, капиллярам, венам). Кровь разносит по организму питательные вещества, кислород и защищает организм от вредных микробов.
Вопросы:
- Какое значение имеет дыхательная система?
- Что образует систему органов дыхания?
Вывод: органы дыхания обеспечивают обмен газов между организмом и окружающей средой. Систему органов дыхания образуют дыхательные пути (носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи) и легкие.
III. Изучение нового материала. Сообщение темы и цели урока (20 мин.)
– Сегодня мы вспомнили, как устроено сердце и кровеносные сосуды, а также дыхательная система и легкие. И сейчас вы узнаете, как курение и алкоголь влияют на кровеносную и дыхательную системы. Давайте подробно разберем слова.
Словарная работа:
Никотин – алколоид, содержащийся в
листьях табака, является вильным ядом.
Алкоголь – вещество, которое входит в
состав спиртных напитков, является ядом.
Алкоголизм – чрезвычайное употребление
спиртных напитков, ведущее к вредным
последствиям для самих пьющих (отравление
организма, белая горячка, алкогольный психоз).
Физминутка.
Поднимает руки, класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны – пошире, развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем тихо сесть – это шесть.
– Сели ровно, красиво и в течение урока не забывайте:
Поддержи свою осанку!
Над собой держи контроль!
Сообщение учителя: «Велика армия «дымящих»
Велик соблазн, которым обладают бесчисленные
сорта сигарет, сигар. Богаты на выдумку
многоопытные мастера торговой рекламы табака. На
всех языках мира они призывают, уговаривают
вдыхать дурманящий дымок. И человек поначалу
пробует, затем втягивается, привыкает и, наконец,
становится рабом привычки. Откуда же взялся этот
табак? В XV веке Христоформ Колубм увидел, как
краснокожие люди Америки выпускают из рта и носа
клубы дыма. Они сворачивали сухие листья в
длинные трубки. Такой сверток они называли
Табако. Европейцы смотрели на это с удивлением и
отвращением. Но вскоре табак стал популярным во
всем мире. Но, несмотря на широкое
распространение табака, курение запретили. В
разных странах меры наказания были различны. В
Турции человека избивали и возили на осле по
улицам. После пожаров в Турции – курение
запретили под страхом смерти. В Персии запретили
курение под страхом лишения носа и губ, а
торговцев табака сжигали на костре. Шло время, и
стало понятно, что курение вредно для здоровья.
Табак в Россию завезли англичане через
Архангельск в 1585 году. Царь Михаил Федорович
Романов запретил курение из-за частых пожаров.
Курильщиков наказывали 60-ю ударами палкой по
пяткам, а если они попадались с курением
вторично, то им отрезали нос или уши.
Как известно, люди порочными не рождаются, а
становятся. Пороки вырастают из маленьких
удовольствий, если из не контролировать. Поэтому
самое главное для человека – вовремя
остановиться, сказать себе и другим: «Нет!».
– Посмотрите, пожалуйста, на эту схему.
Вывод: в табаке содержится большое количество вредных веществ, которые, воздействуя на организм, вызывают нарушение в работе всех систем и органов, а также нарушения всего организма. Организм курящего человека изнашивается и стареет значительно быстрее, чем организм некурящего человека.
Учащиеся показывают сценку: «Курильщик на приеме у врача»
Кардиолог (врач, лечащий сердце и сосуды) сообщает, что в результате сужения сосудов ухудшается кислородное питание органов – в результате головокружение, недомогание, боли в сердце, в перспективе инфаркт.
Гастроэнтеролог предупреждает, что растворенный в слюне никотин, попадая в желудок, вызывает хроническое воспаление – гастрит, которое может привести к образованию язвы (желудка, двенадцатиперстной кишки).
Лор-врач сообщает, что в результате курения развивается воспаление слизистых оболочек органов дыхания, которое вызывает кашель (курильщика); грубый, хриплый голос – результат воспаления голосовых связок, кроме того, появляется одышка, а в перспективе – развитие туберкулеза и рака легких.
– Давайте узнаем, какое вещество опасно в табаке?
Радиоактивный полоний – 210. Он постоянно облучает курильщика и окружающих: 300 сигарет – доза радиации, равная по воздействию ежедневному посещению рентгеновского кабинета в течение года.
– Какие мудрые слова вы знаете о здоровье?
«Здоровье не купишь – его разум дарит».
«Курить – здоровью вредить»
«Здоров будешь – все добудешь!»
«Кто сигареты зажигает –
Жизнь на годы сокращает,
Окружающим, себе,
Может быть, тебе и мне.
Как же можно их курить,
Так здоровью-то вредить?»
«Курение – это доказательство слабоволия и невежества»
У людей, которые курят постоянно волосы, одежда, руки, пропитываются дымом, возникает неприятный запах. Таких людей можно определить сразу.
Предлагаю сравнить по очереди запах малинового (или другого) варенья и запах выкуренных сигарет (окурки в банке).
Вопрос: вы хотите, чтобы вас сопровождал такой запах?
Текст на доске:
1. Неприятный запах.
Но кроме этого курящие люди наносят вред своему внешнему виду.
2. Желтеют зубы.
3. Темнеет язык.
4. Цвет кожи становится серым.
5. Страдают сердце и легкие.
Курящий человек главный удар наносит своим легким. Одна горящая сигарета производит 2000 вредных веществ. Эти вещества вытесняют кислород из крови, мешают нормальному дыханию, оседают на легких и вызывают кашель, а никотин отрицательно действует на нервную систему как наркотик. Давайте на опыте проследим, что происходит с легкими во время курения.
Описание опыта: «Курильная машина»:
Полиэтиленовый прозрачный баллон наполнить до середины ватой. Тонкую стеклянную трубку вставить в горлышко. Вставить зажженную сигарету в стеклянную трубочку и ритмично надавливать на стенки баллона. После «выкуривания» таким образом сигареты, вата в «курительной машине» становится серо-желтого цвета.
Вопросы:
– Что происходит в организме человека, когда он
курит? (Страдает весь организм, ему не хватает
кислорода.)
– Куда попадает дым? (В легкие.)
IV. Итог урока (7 мин.)
Курить очень вредно и опасно, особенно если курит ребенок или подросток. Страдают все органы, замедляется или вовсе прекращается рост организма. Затрудняется работа сердца, легких, мозга. Подросток хуже усваивает материал на уроках, у него ухудшается память. Курение наносит огромный вред здоровью. Курение – это медленная смерть. Во всем мире люди пытаются бороться с этой пагубной привычкой. Проводятся всенародные акции: «Всемирные дни отказа от курения» (третий четверг ноября и 31 мая). В эти дни говорят о вреде курения во всех средствах массовой информации. Создаются специальные фильмы, художники рисуют плакаты. Каждому человеку нужно знать какое губительное действие оказывает курение на здоровье человека. Если вы это понимаете, то старайтесь избегать встречи с сигаретой. Помните, что здоровье – это радость и счастье. И все это в ваших руках. Надеюсь, сегодняшний урок не пройдет даром, и вы многое узнали из него. Ведь «Здоров будешь – все добудешь! Так будьте здоровы!!!»
Используемая литература:
- Т.А. Шорыгина «О здоровье» – М.: 2012.
- О.Т. Поглазова «Окружающий мир для 4 кл. ч. 1» – Смоленск: 2002.
- М. Бесова «Познавательные игры для младших школьников от А до Я» – Ярославль: 2004.
- С.А. Исаева «Уроки здоровья» – Мурманск: 2004.
- И.П. Товпинец, Н.Я. Дмитриева «Естествознание» учебник-хрестоматия для 3 класса – М.: «Просвещение», 1997.