Задания по истории России (конец XVI – начало XVII века). 7-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Задания по истории России для 7 класса (конец XVI – конец XVIII века) для повторительно-обобщающих уроков.

Оценка учебных достижений учеников является важной частью деятельности преподавателя. Задания для повторительно-обобщающих уроков, как и другие виды контроля, выполняют диагностическую, обучающую и развивающую функции. Задания разработаны по всем разделам курса и могут быть использованы для текущего, тематического и итогового контроля. Они включают вопросы разного уровня сложности,  учитывают индивидуальные особенности учеников.

Задание № 1.

Переставьте  буквы, и у вас получится слово.

1) Экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и оказания экономической помощи предпринимателям («Текпронизцим») – …
2) Район на окраине города, заселенный ремесленниками одной специальности («Басодол») – …
3) Крестьяне, вынужденные уходить на заработки из родных мест как на мануфактуры, так и на сельскохозяйственные работы («Днихокиот») – …
4) Отказ присоединиться к одной из сторон в войне, дипломатическом конфликте («Тетралитней») – …
5) Временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха («Генворетс») – …

Ответы:

1) Протекционизм.
2) Слобода.
3) Отходники.
4) Нейтралитет.
5) Регенство.

Задание  № 2.

Исторический диктант.

1) Что устанавливал указ об «урочных летах»? (Пятилетний срок сыска беглых крестьян).
2) Земельное владение, дарованное дворянину за службу, называлось… (поместьем).
3) Как назывались крестьяне, находившиеся во владении частных лиц и организаций? (Владельческие)
4) Назовите новое сословие, возникшее в России в XVII веке. (Казачество)
5) Обедневшие, часто не имеющие своих дворов крестьяне назывались … (бобылями)
6) Бунт, произошедший в 1648 году. (Соляной)
7) Руководитель самого крупного народного выступления в XVII веке. (С.Т.Разин)
8) Восстание, вызванное выпуском медных денег произошло в … (1662 году)
9) Керамическая плитка для облицовки печей, стен называлась … (изразцом)
10) Первый русский театр открылся в … (1672 году)
11) Как назывался документ , принятый Петром I, Определявший систему чинов и порядок продвижения на государственной службе? («Табель о рангах»)
12) Как назывался свод законов, принятый Земским собором 1649 года? (Соборное уложение)
13) Для чего был создан Приказ тайных дел? (Контролировал деятельность всех государственных учреждений и ведал хозяйством царской семьи при Алексее Михайловиче)
14) Укажите, под каким названием вошел в историю указ, запретивший свободный переход крестьян от одного хозяина к другому… (указ о « заповедных летах»)
15) В каком году в России воцарилась династия Романовых? (В 1613 году).

Задание № 3.

Выберите из перечисленного те органы государственной власти, которые появились при Петре I.

1) Сенат
2) Земский собор
3) Приказы
4) Коллегии
5) Боярская дума
Ответы; 1,4.

Задание № 4.

Какое событие произошло раньше:

1) Смоленская или Северная война? (Смоленская)
2) Воссоединение Украины с Россией или принятие Соборного уложения? (Принятие Соборного уложения)
3) Образование губерний  или основание Санкт-Петербурга? (Основание Санкт-Петербурга)
4) Прутский поход или Полтавская битва? (Полтавская битва)
5) Участие России в Семилетней войне или Итальянский поход А.В.Суворова (Участие России в Семилетней войне)
6) Принятие Табели о рангах или создание коллегий? (Создание коллегий)
7) Созыв Уложенной комиссии или принятие «Манифеста о вольности дворянства»? (Принятие «Манифеста о вольности дворянства»)
8) Гангутское сражение или присоединение Крыма (Тавриды)? (Гангутское сражение)
9) Царствование Ивана Антоновича или Елизаветы Петровны? (Царствование Ивана Антоновича)
10) Создание Верховного тайного совета или учреждение Сената? (Учреждение Сената).

Задание № 5.

Прочтите отрывок из сочинения историка В.О.Ключевского и назовите имя церковного деятеля XVII века, о котором идет речь.
«Из русских людей XVII века я не знаю человека крупнее и своеобразнее…Но его не поймешь сразу: это довольно сложный характер и прежде всего характер очень неровный. Внося личную вражду в церковное дело, он одновременно и ронял свой пастырский авторитет, и украшал страдальческим венцом своих противников, а разгоняя их по всей России, снабжал глухие углы ее умелыми сеятелями староверья».
Ответ: патриарх Никон.

Задание № 6.

Прочтите отрывок из сочинения историка В.О.Ключевского и напишите имя императора, о котором идет речь.
Он «постоянно в движении, осматривает все возможные редкости и достопримечательности, фабрики, заводы, кунсткамеры, госпитали, воспитательные дома, военные и торговые суда, влезает на обсерваторию, принимает у себя или посещает иноземцев, ездит к корабельным мастерам».

Ответ: Петр I.

Задание № 7.

Прочтите отрывок из сочинения историка В.О.Ключевского и напишите имя императрицы, о которой в нем говориться.

«…Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее темное пятно на ней – сама императрица… Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении. Тайная канцелярия… работала без устали, доносами и пытками поддерживая должное уважение к придержащей власти и охраняя ее безопасность; шпионство стало наиболее поощряемым государственным служением.»

Ответ: Анна Иоанновна.

Задание № 8.

Прочтите отрывок из Наказа императрицы комиссии для составления проекта нового Уложения. Этот Наказ называют ее программным документом. Назовите имя этой императрицы.
«9. Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, и не может действовать сходно с пространством столь великого государства.
12. Лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим.».

Ответ: Екатерина II.

Задание № 9.

О ком идет речь?

Один из выдающихся ученых своего времени, основоположник физической химии, открыл закон сохранения энергии, занимался изучением атмосферного электричества, создатель первой научной грамматики русского языка, автор многих стихотворений, создатель мозаик.

Ответ: М.В.Ломоносов.

Задание № 10.

О ком идет речь?

Этот военный деятель одержал ряд блестящих побед над войсками опытных и талантливых наполеоновских генералов, за 16 дней семидесятилетний полководец со своими солдатами  совершил героический переход через Альпы.

Ответ: А.В.Суворов.

Задание № 11.

Кому посвящены строки известной песни?

Но зато, если есть на Руси хоть один,
Кто с корыстью  житейской не знался,
Кто свободу, как мать дорогую, любил
И во имя ее подвязался, –
Пусть тот смело идет,
На утес тот взойдет,
Чутким ухом к вершине приляжет,
И утес-великан
Все, что думал Степан,
Все тому смельчаку перескажет.

Ответ: Степану Разину.

Задание № 12.

О каком городе идет речь?

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид

Ответ: Санкт-Петербург.

Задание № 13.

Заполните пропуски в предложениях, используя слова в скобках.

(1…) была основана в 1714 году и стала первым в России музеем. В ней хранились собрания (2…), медицинских препаратов, древних монет, находились зоологический кабинет, этнографическая (3…), произведения (4…), коллекция оружия. В 1727 году для Кунсткамеры построили специальное здание, в котором разместили (5…).

Ответы:

1 – Кунсткамера
2 – минералов
3 – коллекция
4 – искусства
5 – обсерватория.

Задание № 14.

Расположите в правильной последовательности события периода правления Петра I.

1) Ништадсткий мир
2) Указ о единонаследии
3) Азовские походы
4) Основание Санкт-Петербурга
5) Создание Сената
6) Принятие «Устава воинского»
7) Великое посольство
8) Полтавская битва
9) Табель о рангах
10) Создание коллегий

Ответы: 3,7,4,8,5,2,6,10,1,9.

Задание № 15.

Какие события стоят за указанными датами:

1) 1613 г.
2) 1649 г.
3) 1662 г.
4) 1703 г.
5) 27 июня 1709 г.

Ответы:

1) Избрание Михаила Романова царем
2) Принятие Соборного уложения
3) Медный бунт в Москве
4) Основание Санкт-Петербурга
5) Полтавская битва.

Задание № 16.

Кому могла принадлежать посуда:

1) Глиняный горшок
2) Золотой кубок
3) Миска из дерева
4) Серебряная кружка
5) Стеклянный кубок
Ответы: 1,3 – ремесленникам, купцам, крестьянам, 2,4,5 – феодальной верхушке.

Задание № 17.

Продолжите фразу: «Период  русской истории начала XVII века называется …»

Ответ: Смута, Смутное время, лихолетье.

Задание № 18.

Соотнесите прозвища известных людей  с их именами:

1) Самозванец                             А) Алексей Михайлович
2) «Тушинский вор»                    Б) Василий Шуйский
3) «Тишайший»                            В) Лжедмитрий I
4) «Боярский» царь                     Г) Лжедмитрий II
5) «Великий»                               Д) Петр I

Ответы: 1 – В, 2 – Г, 3 – А, 4 – Б. 5 – Д.

Задание № 19

Найдите в тексте исторические ошибки:

«Обстановка крестьянской избы состояла из столов и стульев. Зимой семья спала на печи. Одежду шили из  сатина, верхнюю одежду изготовляли из овчины. Обувью служили сапоги. Посуда была из металла, ели на фарфоровой посуде деревянными ложками».
Ответы: вместо стульев использовались лавки, вместо сатина – домотканые холсты. Обувью служили в основном лапти, посуда изготовлялась из глины, тарелки – из дерева.

Задание № 20.

Найдите в тексте исторические ошибки:

«Кушанья русских людей были просты и не очень разнообразны. Основной пищей был хлеб из ржаной муки, пироги с разной начинкой, каши и плов. Картофель подавали с мясом, рыбой, помидорами .обильно сдабривая блюдо подсолнечным маслом. В конце трапезы подавали варенье из фруктов и сахара».
Ответы: плов, картофель, помидоры, подсолнечное масло, сахар – ошибки в тексте.

Задание № 21.

Как назывался основной прямой налог, взимавшийся с мужского населения податных сословий, вне зависимости от возраста?
Ответ: подушная подать.

Задание № 22.

Как назывался  стиль и направление в литературе и искусстве, отличавшиеся обращением к античному наследию как образцу?
Ответ; классицизм.

Список литературы:

1) Давыдова О.В., Михалева Т.Г. Разработка педагогических тестов по истории. М., ВАКО, 2013.
2) Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Учебник для 7 класса. М., Просвещение, 2009.
3) Мартьянова О.А. Повторение и контроль знаний. М., «Планета», 2011,
4) Симонова Е.В. Поурочные разработки по истории России. М., «Экзамен», 2009.
5) Субботина Е.В., Горячева И.Б. Занимательные игры и задания по истории. М., Дрофа, 2003.