Учебник: Т.П. Андреевская, М.В. Белкинаа, Э.В. Ванина «История Древнего мира».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Целевые установки на достижение результата:
- воспитание уважения к Отечеству на примере биографии Ганнибалла;
- осознание роли личности в исторических событиях (Ганнибал, Сципион, Фабий Максим) и личностная оценка её деятельности
- способность анализировать поступки других людей и объяснять их
- умение формулировать, аргументироватьи отстаивать своё мнение в ходе обсуждения поставленных на уроке проблем;
- развитие умения работать с письменной и иллюстративной информацией, видеофильмом (работа с текстом учебника, картой, схемой битвы при Каннах)
- изучить ход второй Пунической войны
- определить причины начала Пунических войн и поражения Карфагена в войнах с Римом, а так же последствия этих событий
Формы организации работы: беседа, работа с письменными и иллюстративными источниками, индивидуальные задания.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. Организационный блок
Учитель обращает внимание учащихся, что на данном уроке будет продолжено изучение завоевательной политики Римского государства, напоминает, что учащиеся получили опережающее задание прочитать §44 (п.1), некоторым ученикам было предложено подготовить устные сообщения, используя дополнительные источники информации.
II. Мотивационный блок
Учащиеся получают раздаточный материал для
проведения графического диктанта (Приложение
1, Приложение 3,
слайд 1)
Последнее утверждение учащимся предлагается
придумать самостоятельно.
В результате правильных ответов на вопросы и
соединения соответствующих точек должно
получиться графическое изображение 218 (г.
до н.э.). Обращаем внимание учащихся на то,
что это дата начала II Пунической войны, о
событиях которой речь пойдет на данном уроке.
Вопрос учителя: Почему войны Рима с Карфагеном называли Пуническими?
Ответ: «Пуникус» (лат.) – финикиец. Карфаген был основан финикийцами, которых римляне называли пунами.
Учащимся предлагается сформулировать тему урока самостоятельно, исходя из полученной информации, сопоставив содержание утверждений и полученное графическое изображение. (Слайд 2)
III. Информационный блок
Учитель сообщает учащимся, что Рим в итоге победил Карфаген.
Вопрос: Как выдумаете, на какой вопрос нам
с вами необходимо ответить в конце урока? (Таким
образом, формулируется проблемный вопрос
данного занятия: Почему Рим одержал победу?)
Ответ: После I Пунической войны
могущество Карфагена сломлено не было и стороны
стремились к новой схватке.
Вопрос: Почему Рим воевал с Карфагеном?
Ответ: Римляне разработали план войны с
Карфагеном, разделив своё войско на 2 части.
(Слайд 3)
Задание: Используя карту, ответьте на
вопрос: куда была направлена 1-я армия, а куда 2-я
армии римлян?
Ответ: Одна армия в Испанию, а другая в
Северную Африку.
Планы римлян нарушил карфагенский полководец
Ганнибал. Что вы о нём знаете? (На предыдущем
уроке нескольким учащимся было дано задание
подготовить сообщение о полководце, используя
памятку в учебнике и дополнительную информацию).
Возможно ознакомиться с биографией Ганнибала,
используя текст учебника (стр.228, 233). Следует
обсудить характеристику данную Ганнибалу Титом
Ливием (стр. 233), обратив внимание на то, что Тит
Ливий – это римский историк. (Слайд 4)
Задания:
1. Ганнибал говорил на нескольких языках. Почему
это было особенно важно для командующего
карфагенской армией?
2. Известно, что Ганнибал ценил воинское
искусство Александра Македонского, а вот сам
Александр никогда не упоминал о Ганнибале.
Почему?
Далее переходим непосредственно к изучению событий II Пунической войны. По ходу рассказа учителя о начале войны идёт работа с картой и текстом учебника. Посмотрите на карту и ответьте на вопрос:
1. Через какие горы Ганнибал вторгся в Италию?
(возможно продемонстрировать кадры из в/ф
«Древний Рим» о переходе карфагенского войска
через Альпы) (Слайд 5)
Ответ: Альпы (иллюстрация «Переход войска
Ганнибала через Альпы»)
2. Используя текст учебника, расскажите как
встретили войско Ганнибала племена галлов.
Ответ: Галлы видели в войске карфагенян
осводителей от господства римлян. Они подняли
восстание и пополнили ряды армии Ганнибала.
3. Получив поддержку галлов Ганнибал не напал на
Рим, а отправился на юг Италии. Для чего?
Ответ: Надеялся найти союзников, среди
покорённых римлянами племён.
4. Используя текст учебника, ответьте на вопрос:
какую тактику ведения войны выбрали римляне,
какую цель они при этом преследовали?
Ответ: римский полководец Фабий Максим
избегал крупных сражений, затягивая войну,
полагая, что силы Ганнибала истощатся намного
быстрее, чем силы римлян.
Учитель: Разгадайте шараду: если в слове «стакан» убрать три первые буквы, а в слове «ноты» вторую и третью буквы, а затем сложить слоги, то получить название города, рядом с которым произошло крупнейшее сражение II-ой Пунической войны (Канны). Дату и название битвы учащиеся фиксируют в тетради. (Слайд 6)
Римляне собрали войско, состоящее из 86 тыс.
человек и вызвали врага на битву, которая
состоялась в 216 г. до н.э. Дату и название битвы
учащиеся фиксируют в тетради.
Задание: Подсчитайте, что ответил бы
римлянин на вопрос: «В каком году произошла битва
при Каннах?»
Ответ: В 537 г. от основания города Рима.
Задания:
1. О чём свидетельствует тот факт, что в битве
при Каннах римским войском командовали оба
консула?
2. Выслушайте спор двух консулов и ответьте на
вопрос: В чём было преимущество римлян, а в чём
карфагенян в битве при Каннах? (Слайд 7)
1-й консул: «Дальше медлить нельзя, у нас в два
раза больше пехоты, чем у Ганнибала. Римские
легионы раздавят проклятых пунов!»
2-й консул: «Только безумец может дать здесь
сражение Ганнибалу. Карфагенская конница
сильнее нашей, а эта равнина прекрасное место для
действий конницы!».
Далее идёт работа со схемой битвы (учебник, стр.230). (Слайд 8)
1. На чьей стороне был численный перевес? Во
всём?
2. Как поступили бы вы на месте римских консулов?
3. В чём необычность построения войска Ганнибала?
4. Что общего в построении двух войск? (В центре
пехота, а по бокам конница)
Далее следует описание битвы (возможна демонстрация кадров из в/ф «Древний Рим», посвященных битве или комментированное чтение). (Слайды 9, 10)
5. Что помогло Ганнибалу победить в битве?
Учитель: После разгрома римлян при Каннах карфагенская армия не пошла на Рим. Карфагенский сенат не поддержал свою армию ни флотом, ни деньгами. Как вы думаете, почему?
Ответ: Сенат опасался усиления Ганнибала.
Далее кратко сообщается об окончании войны и
битве у города Зама в 202 г. до н.э. (Дата фиксируеся
в тетради). (Слайд 11)
Материал о ходе III Пунической войны даётся
учащимся на самостоятельное изучение (чтение
соответствующего пункта §44).
IV. Аналитический блок
Задание: Почему Рим победил во II Пунической войне? (Слайд 12)
Возможные ответы:
1. Война приняла затяжной характер, что для
войска Ганнибала было губительным.
2. Расчёт Ганнибала на поддержку жителей Италии
не оправдался.
3. Превосходство римского войска над
карфагенским (наёмным).
4. План Сципиона нанести удар по Карфагену
заставил Ганнибала в спешном порядке
отправиться в Африку.
Причины поражения Карфагена фиксируются в тетради.
Задание: Каковы были последствия войн Рима с Карфагеном? Сделайте вывод.
Устные ответы закрепляются чтением вывода из
учебника (стр.232 )
Закрепление изученного материала:
Задание: Придумайте вопросы к кроссворду (Приложение 2), кроме слов под №9 и №10. (Слайд 13)
9. Консул, который был против сражения при
Каннах (Павел).
10. Консул, который настаивал на сражении при
Каннах (Варрон).
Обращаем внимание учащихся, что ответить на вопросы №9 и №10 поможет схема битвы в учебнике.
V. Рефлексивный блок
1. Как можно использовать полученные на занятии
знания?
2. Что было наиболее трудным на занятии?
3. Какие вопросы остались после проведения
занятия?
4. Какие важные идеи появились? Продолжите фразу
«Оказывается…»
VI. Оценочный блок
Возвращаемся к раздаточному материалу с графическим диктантом: учащимся предлагается оценить свою работу по определённым критериям (Приложение 1).
Учитель оценивает работу на уроке класса в
целом, выделяя наиболее активных на уроке
учеников.
Возможно также использование «Листа
самооценки учащихся», который приводится в
разработке урока учителя Жудиной А.И.
Домашнее задание: §44 (Слайд 14)
Учащимся предлагается выбрать дополнительное задание:
1. Заполните таблицу «Пунические войны» (стр.233 в
учебнике).
2. Используя памятку №10, подготовьте рассказ
«Ганнибалова война» (зад. 5, стр. 232).
3. Подготовьте рассказ на тему «Ганнибалова
война» от имени римского или карфагенского
воина.
4. Какие пословицы и поговорки вы могли бы
вспомнить, изучив войны Рима с Карфагеном
(«Одна голова хорошо, а две лучше», «Воюют не
числом, а умением», «Проиграть сражение не значит
програть войну», «Поспешишь людей насмешишь» и
т.д.)
5. Почему Сталинградскую битву, которая
происходила во время Великой Отечественной
войны, некоторые историки называют Каннами ХХ
века?