Урок русского языка по теме "Изменение по числам имен существительных, имен прилагательных и глаголов". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: Дать первоначальное понятие об изменении по числам имён существительных, имён прилагательных и глаголов.

Задачи: – повторить изученные орфограммы;
– развивать умение различать части речи,
– развивать умение понимать информацию, представленную текстом, рисунком и делать выводы;
– развивать умение наблюдать закономерность изменения имён прилагательных и глаголов по числам в зависимости от числа имени существительного;
– развивать логическое мышление;
– развивать навыки контроля и самоконтроля;
– воспитывать чувство товарищества, патриотизм, умение работать в коллективе.

Оборудование: учебник, ПК, проектор, карточки с заданиями, разрезной раздаточный материал для работы в парах и группах.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент.

1. Проверка организации рабочего места

– Проверим своё рабочее место. Для работы нам будут нужны: учебник, тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка.
– Не забудьте взять с собой смекалку, трудолюбие и успех.
– Запишем в тетрадь дату урока.

Проверка наличия учебника, тетради, ручки, простого карандаша, линейки.
2. Вводная беседа.

– Какой праздник в феврале отмечает вся Россия? (Презентация. С слайд)
– Кого поздравляют в этот день?
– Ребята, а вы сейчас являетесь защитниками? Кого вы можете защитить?

Ведение диалога.

– 23 февраля – День Защитников Отечества.
– Всех кто защищает нашу Родину.

Мы можем защитить тех, кто меньше и слабее нас.

2. Разминка.

1. Работа в парах.
– На отдельных листочках перед вами слова, из которых вы должны составить пословицу и объяснить написание выделенных букв.

2. Девиз урока “Тяжело в учении, легко в бою”. (Слайд 2)
– Прочтите девиз нашего урока и попытайтесь объяснить его смысл.

Составить из слов пословицу. Дать объяснение выделенным орфограммам.

Объяснение пословицы.

3. Работа над новым материалом.

1. Сравнение текстов. (Слайд 3)
– Перед вами два текста. Прочитайте и сравните их. В чём вы видите отличия?

ТЕКСТ № 1.
Отдыхал солдат после тяжёлого боя. Он грел руки в тёплых варежках, которые прислала ему незнакомая девочка из Мордовии.
Она тоже старалась приблизить день Победы

ТЕКСТ № 2.
Отдыхали солдаты после тяжёлых боёв. Они грели руки в тёплых варежках, которые прислали им незнакомые девочки из Мордовии.
Они тоже старались приблизить день Победы.

2. Вывод. (Слайд 4)
Имена существительные, имена прилагательные и глаголы изменяются по числам.

3. Чтение правила
Давайте откроем учебник на странице 10 и прочитаем правило
Постановка цели урока.

Выявление учащимися различий в числе имён существительных. имён прилагательных и глаголов.

(солдат – солдаты;

отдыхал – отдыхали;

тяжёлый – тяжёлые…)

Формулирование вывода.

Чтение правила и примеров по учебнику.

Научиться

изменять по числам имёна существительные, имёна прилагательные и глаголы.

4. Зарядка для глаз.

Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец!

(Дети представляют внешний вид геометрических фигур.)
5. Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику.
На страницах 10 и 11 найдём упражнение 383.
Прочитаем задания и выполним по образцу.
– На доске выполнит это упражнение ….. .
– Четверо учащихся поработают индивидуально по карточкам.
2. Вопрос Почемучки.
– Прочитаем вопрос Почемучки и познакомимся с информацией на странице 11.
– Давайте посмотрим на слайд и ответим на вопросы. (Слайд 5)
– Что обозначают имена существительные в единственном (множественном) числе?
– Что обозначают имена прилагательные в единственном (множественном) числе?
– Что обозначают глаголы в единственном (множественном) числе?

Изменение имён существительных по числам.

(Один ученик у доски, четверо – индивидуальные карточки, остальные – в тетрадях)

Знакомство с информацией в учебнике.

Существительные в единственном (множественном) числе обозначают один (несколько) предмет(ов).

Имена прилагательные в единственном (множественном) числе обозначают признак одного (нескольких) предмета(ов).

Глаголы в единственном (множественном) числе обозначают действие одного (нескольких) предмета (ов)

Физкультминутка. (Слайд 6)

Раз, два — стоит ракета.
Три, четыре — самолет.
Раз, два — хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре,
И на месте походили.

(Руки вытянуты вверх.)
(Руки в стороны.)
(Хлопаем в ладоши.)
(Шагаем на месте.)
(Хлопаем в ладоши.)
(Руки вверх-вниз.)
(Хлопаем в ладоши.)
(Шагаем на месте.)

3. Работа в группах.

– У вас на партах лежат конверты. В них найдёте слова на карточках. Выберите карточки по заданию на конвертах.

– Соберите из них картинку. Что у вас получилось?

(Слайд 7)

4. Резервное упражнение (самостоятельная работа)

Упражнение 384 на с. 11.

6. Итог урока.

6.– Что нового мы узнали на уроке?
– Что больше всего понравилось?
– Оцените себя с помощью звёздочек-смайликов. (Слайд 8)

7. Задание на дом.

Правило на странице 10, составить текст поздравления с Днём Защитников Отечества. (Слайд 9)

– Существительные в единственном числе – флаг России.
– Существительные во множественном числе – флаг Мордовии.
– Имена прилагательные в единственном числе – знамя Победы.
– Глаголы во множественном числе – флаг Военно-морского флота России.

Рефлексия.

Самостоятельная работа по учебнику.