Урок краеведения по теме "Времена года на Севере". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: показать красоту нашего северного края: в художественных произведениях Ф. Абрамова, фото и видеоматериалах.

Задачи:

Воспитательные: Создать условия для формирования эстетического отношения к природе родного края через произведения искусства.

Образовательные:

  1. Обобщить и систематизировать знания о зимних явлениях природы.
  2. Создать условия для знакомства с природным явлением – северное сияние с опорой на зрительные и вербальные образы.

Развивающие: Развивать познавательный интерес, инициативу, любознательность, творчество; умение сравнивать, обобщать, анализировать, развивать ассоциативное мышление.

Формируемые УУД:

  • регулятивные: следовать установленным правилам - принимать и сохранять цель познавательной деятельности, осуществлять пошаговый и итоговый контроль
  • познавательные: находить необходимую информацию в различных источниках, понимать информацию, представленную в виде текста и схемы; выделять существенную информацию из текста, моделировать макет северного сияния, проводить сравнение и классификацию изученных объектов, строить сообщения в устной форме
  • коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности
  • предметные: понимать текст о природе, называть характерные признаки зимы, группировать объекты природы по различным признакам; извлекать информацию о природе из дополнительных источников.

Оборудование занятия:

1. Программа по краеведению “Морянка” для учащихся 2-4 классов.

2. Хрестоматия о русском Севере “Морянка”.

3. Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса.

4. Словарь – справочник для младших школьников Архангельской области.

5. Видеозапись северного сияния.

6. Слайды зимних явлений природы.

7. Слайды (фотографии) северного зимнего пейзажа.

8. Музыка: песня “Приезжайте к нам на север” в исполнении Академического северного русского народного хора.

9. Снежинки со словами, обозначающие явления природы.

10. Макет северного сияния.

Ход урока

1, 2 этап Мотивация. Актуализация знаний.

Мне хочется начать наше занятие с интерактивной разминки:

1) Если вы думаете, что главный город Архангельской области – Москва-

- потопайте ногами.

А как называется наш областной центр?

2) Если вы уверены, что людей, которые живут по берегу Белого моря, называют поморы-

- хлопните в ладоши!

3) Если вы считаете, что ловят у нас на Севере: сигов, сёмгу, треску, навагу-

- кивните головой!

4) Если вы согласны, что северные ягоды : брусника, клюква, черника, морошка-

- помашите рукой!

5) Если вы утверждаете, что, жанры устного народного творчество это: колыбельные песни, прибаутки, загадки, заклички

- положите руки за голову!

6) Если вы думаете, что северные писатели и поэты это: Б. Шергин, Н. Рубцов, С. Есенин, Ф. Абрамов –

- поднимите руки вверх.

А что не так?

7) Если вы согласны, что Ломоносов М.В. - великий русский учёный, наш земляк - улыбнитесь!

8) Если вы зимой гуляете на свежем воздухе, катаетесь на лыжах, коньках, санках, играете в хоккей-

- встаньте!

Молодцы, вы были внимательны, показали свои знания и что отрадно ведёте здоровый образ жизни!

- Вам понравилась разминка? А чем?

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство.

3 этап. Постановка учебной задачи.

У. Северяне любят свою северную землю в любое время года и не перестают удивляться её красоте. Поэты слагают стихи, художники пишут картины. Сейчас я предлагаю вам прочитать загадку нашей северной поэтессы Антонины Зязиной. Подумайте, какое слово пропущено.

1. Чтение про себя.

- Прочитайте загадку вслух.

- Допишите слово.

- О чём будем говорить на занятии?

- Поставьте учебную задачу! (зима в нашем крае )

Прочитайте дальше задание.

- Подумайте: зима какая? что делает? (устные высказывания)

- Допишите свои слова или понравившиеся.

Прочтите, что у вас получилось?

Проверка.

2. Работа над предложением о зиме

Чтоб составить предложение о зиме, можно использовать слова, которые вы подбирали, посмотреть фотографии северного зимнего пейзажа и послушать песню в исполнении Государственного Академического Северного русского народного хора “Приезжайте к нам на Север”.

Слайды на фоне музыки. (Приложение 1, Приложение 2)

- Кто составил предложение? (устно 4-5 чел,)

- А сейчас запишите своё или понравившееся красивое предложение о зиме.

(слабым учащимся предлагаю карточки, из слов надо составить предложение)

- Прочтите предложение.

3. Обобщение знаний о явлениях природы.

У. В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то светит солнце, то идёт снег. Но природа и сама великая художница.

- Посмотрите на снежинки, которые находятся перед вами.

- Прочитайте слова, которые написаны на снежинках.

- Что их объединяет? (зимние явления природы)

На доске: Зимние явления природы

Работать нужно в паре. Я буду читать текст, вы должны угадать о каком явлении природы идёт речь, обсудить и поднять соответствующую снежинку.

Начинаем!

1) Зимой обычно стоит морозная погода. Снег в это время сухой, сыпучий. Но бывает зимой такое интересное явление природы, которое вы все очень любите, когда снег подтаивает, легко лепится. Вот тогда ребятишки и лепят снежные бабы, замки, крепости. Это – (оттепель)

2) Появившаяся во время оттепели вода и подтаявшийснег замерзают. В это время на дорогах надо быть особенно осторожным, чтобы не получить травм. Это - (гололедица)

3 ) Очень интересно наблюдать ещё за одним зимним явлением природы. В безветряные дни снег падает на землю спокойно,медленно, покрывая землю ровным слоем . Это - (снегопад)

4) А при сильном ветре мы можем наблюдать _____.Снег кружится, летает, несётся по воздуху и по земле.У домов, заборов, деревьев вырастают снежные сугробы.

Довольно часто зимой на деревьях, проводах образуется пушистая, зимняя бахрома. В это время всё вокруг становится удивительно красивым. Особенно красиво в лесу и парке. (Приложение 3)

- А какие ещё вы знаете явления природы? (радуга, листопад, гроза...)

4 этап. Открытие нового знания.

4. Работа в тетради.

Ещё об одном зимнем явлении природы прочитаем загадку.

Это ненецкая загадка . А кто такие ненцы прочитаем в Словаре.

5. Работа со словарём.

(ненцы – народ, живущий на севере Арх.обл. в Ненецком автономном округе).

- Прочитайте загадку вслух.

- Назовите отгадку, запишите.

5 этап. Первичное закрепление.

6. Работа со сборником Морянка.

Найдите загадку об этом явлении природы в сборнике Морянка.

Как вы будете искать загадку?

- Прочитайте.

- А как вы догадались, что именно эта загадка?

А может кто-то из вас видел это удивительное явление природы? Опишите его.

- Посмотрите, как выглядит это природное явление. (Приложение 4)

Видеозапись северного сияния

Комментарии

Северное сияние - самое красочное световое явление в природе. Это свечение мельчайших частиц воздуха. По форме они бывают и разнообразные дуги, тянущиеся через всё небо, ленты и пучки лучей, нечто вроде занавесей или театральных кулис. Оно непрерывно меняет формы: колышется, извивается, вспыхивает и гаснет.

- Что вас удивило?

Вот это удивительное природное явление – северное сияние удалось объяснить великому учёному, нашему земляку М.В. Ломоносову.

Физминутка

Мы зимой в снежки играем, (движения лепим снежки)
По сугробам мы шагаем,
И на лыжах мы бежим.
На коньках по льду летим
И снегурку лепим мы
Гость – зиму любим мы.

6 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

б) Работа с текстом Ф.Абрамова “Северное сияние”

Прочитаем, как описывает это явление Ф.Абрамов

Чтение текста Учителем

- Прочитайте про себя текст.

- Прочитайте вопрос в тетради

(Сполохи - это народное название северного сияния, его так называют люди, живущие на Севере)

- Найдите и запишите слова-действия

- Проверим, какие вы записали слова?

7 этап. Рефлексия учебной деятельности.

Итог:

- Какая была учебная задача?

- Что нового узнали?

- Вот какое стихотворение сочинила мурманчанка Олеся:

Полярное сияние увидишь в небе ты -
И кажется, что сбудутся все, все твои мечты!
Оно то вроде хмурится, то будто слёзы льёт
То улыбнётся, кажется, и вдруг - совсем уйдёт.
Оно прекрасней радости, красивей, чем мечты
Оно – сестрёнка радуги и дочка темноты.

Гуляя по улицам города, вглядывайтесь в зимнее небо, и однажды в зимний морозный вечер может, вы и увидите это удивительное чудо.

Постараемся и мы изобразить это необычное, уникальное природное явление своими руками!

- Какое задание показалось самым интересным?