Цель: показать красоту нашего северного края: в художественных произведениях Ф. Абрамова, фото и видеоматериалах.
Задачи:
Воспитательные: Создать условия для формирования эстетического отношения к природе родного края через произведения искусства.
Образовательные:
- Обобщить и систематизировать знания о зимних явлениях природы.
- Создать условия для знакомства с природным явлением – северное сияние с опорой на зрительные и вербальные образы.
Развивающие: Развивать познавательный интерес, инициативу, любознательность, творчество; умение сравнивать, обобщать, анализировать, развивать ассоциативное мышление.
Формируемые УУД:
- регулятивные: следовать установленным правилам - принимать и сохранять цель познавательной деятельности, осуществлять пошаговый и итоговый контроль
- познавательные: находить необходимую информацию в различных источниках, понимать информацию, представленную в виде текста и схемы; выделять существенную информацию из текста, моделировать макет северного сияния, проводить сравнение и классификацию изученных объектов, строить сообщения в устной форме
- коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности
- предметные: понимать текст о природе, называть характерные признаки зимы, группировать объекты природы по различным признакам; извлекать информацию о природе из дополнительных источников.
Оборудование занятия:
1. Программа по краеведению “Морянка” для учащихся 2-4 классов.
2. Хрестоматия о русском Севере “Морянка”.
3. Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса.
4. Словарь – справочник для младших школьников Архангельской области.
5. Видеозапись северного сияния.
6. Слайды зимних явлений природы.
7. Слайды (фотографии) северного зимнего пейзажа.
8. Музыка: песня “Приезжайте к нам на север” в исполнении Академического северного русского народного хора.
9. Снежинки со словами, обозначающие явления природы.
10. Макет северного сияния.
Ход урока
1, 2 этап Мотивация. Актуализация знаний.
Мне хочется начать наше занятие с интерактивной разминки:
1) Если вы думаете, что главный город Архангельской области – Москва-
- потопайте ногами.
А как называется наш областной центр?
2) Если вы уверены, что людей, которые живут по берегу Белого моря, называют поморы-
- хлопните в ладоши!
3) Если вы считаете, что ловят у нас на Севере: сигов, сёмгу, треску, навагу-
- кивните головой!
4) Если вы согласны, что северные ягоды : брусника, клюква, черника, морошка-
- помашите рукой!
5) Если вы утверждаете, что, жанры устного народного творчество это: колыбельные песни, прибаутки, загадки, заклички
- положите руки за голову!
6) Если вы думаете, что северные писатели и поэты это: Б. Шергин, Н. Рубцов, С. Есенин, Ф. Абрамов –
- поднимите руки вверх.
А что не так?
7) Если вы согласны, что Ломоносов М.В. - великий русский учёный, наш земляк - улыбнитесь!
8) Если вы зимой гуляете на свежем воздухе, катаетесь на лыжах, коньках, санках, играете в хоккей-
- встаньте!
Молодцы, вы были внимательны, показали свои знания и что отрадно ведёте здоровый образ жизни!
- Вам понравилась разминка? А чем?
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство.
3 этап. Постановка учебной задачи.
У. Северяне любят свою северную землю в любое время года и не перестают удивляться её красоте. Поэты слагают стихи, художники пишут картины. Сейчас я предлагаю вам прочитать загадку нашей северной поэтессы Антонины Зязиной. Подумайте, какое слово пропущено.
1. Чтение про себя.
- Прочитайте загадку вслух.
- Допишите слово.
- О чём будем говорить на занятии?
- Поставьте учебную задачу! (зима в нашем крае )
Прочитайте дальше задание.
- Подумайте: зима какая? что делает? (устные высказывания)
- Допишите свои слова или понравившиеся.
Прочтите, что у вас получилось?
Проверка.
2. Работа над предложением о зиме
Чтоб составить предложение о зиме, можно использовать слова, которые вы подбирали, посмотреть фотографии северного зимнего пейзажа и послушать песню в исполнении Государственного Академического Северного русского народного хора “Приезжайте к нам на Север”.
Слайды на фоне музыки. (Приложение 1, Приложение 2)
- Кто составил предложение? (устно 4-5 чел,)
- А сейчас запишите своё или понравившееся красивое предложение о зиме.
(слабым учащимся предлагаю карточки, из слов надо составить предложение)
- Прочтите предложение.
3. Обобщение знаний о явлениях природы.
У. В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то светит солнце, то идёт снег. Но природа и сама великая художница.
- Посмотрите на снежинки, которые находятся перед вами.
- Прочитайте слова, которые написаны на снежинках.
- Что их объединяет? (зимние явления природы)
На доске: Зимние явления природы
Работать нужно в паре. Я буду читать текст, вы должны угадать о каком явлении природы идёт речь, обсудить и поднять соответствующую снежинку.
Начинаем!
1) Зимой обычно стоит морозная погода. Снег в это время сухой, сыпучий. Но бывает зимой такое интересное явление природы, которое вы все очень любите, когда снег подтаивает, легко лепится. Вот тогда ребятишки и лепят снежные бабы, замки, крепости. Это – (оттепель)
2) Появившаяся во время оттепели вода и подтаявшийснег замерзают. В это время на дорогах надо быть особенно осторожным, чтобы не получить травм. Это - (гололедица)
3 ) Очень интересно наблюдать ещё за одним зимним явлением природы. В безветряные дни снег падает на землю спокойно,медленно, покрывая землю ровным слоем . Это - (снегопад)
4) А при сильном ветре мы можем наблюдать _____.Снег кружится, летает, несётся по воздуху и по земле.У домов, заборов, деревьев вырастают снежные сугробы.
Довольно часто зимой на деревьях, проводах образуется пушистая, зимняя бахрома. В это время всё вокруг становится удивительно красивым. Особенно красиво в лесу и парке. (Приложение 3)
- А какие ещё вы знаете явления природы? (радуга, листопад, гроза...)
4 этап. Открытие нового знания.
4. Работа в тетради.
Ещё об одном зимнем явлении природы прочитаем загадку.
Это ненецкая загадка . А кто такие ненцы прочитаем в Словаре.
5. Работа со словарём.
(ненцы – народ, живущий на севере Арх.обл. в Ненецком автономном округе).
- Прочитайте загадку вслух.
- Назовите отгадку, запишите.
5 этап. Первичное закрепление.
6. Работа со сборником Морянка.
Найдите загадку об этом явлении природы в сборнике Морянка.
Как вы будете искать загадку?
- Прочитайте.
- А как вы догадались, что именно эта загадка?
А может кто-то из вас видел это удивительное явление природы? Опишите его.
- Посмотрите, как выглядит это природное явление. (Приложение 4)
Видеозапись северного сияния
Комментарии
Северное сияние - самое красочное световое явление в природе. Это свечение мельчайших частиц воздуха. По форме они бывают и разнообразные дуги, тянущиеся через всё небо, ленты и пучки лучей, нечто вроде занавесей или театральных кулис. Оно непрерывно меняет формы: колышется, извивается, вспыхивает и гаснет.
- Что вас удивило?
Вот это удивительное природное явление – северное сияние удалось объяснить великому учёному, нашему земляку М.В. Ломоносову.
Физминутка
Мы зимой в снежки играем, (движения лепим снежки)
По сугробам мы шагаем,
И на лыжах мы бежим.
На коньках по льду летим
И снегурку лепим мы
Гость – зиму любим мы.
6 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
б) Работа с текстом Ф.Абрамова “Северное сияние”
Прочитаем, как описывает это явление Ф.Абрамов
Чтение текста Учителем
- Прочитайте про себя текст.
- Прочитайте вопрос в тетради
(Сполохи - это народное название северного сияния, его так называют люди, живущие на Севере)
- Найдите и запишите слова-действия
- Проверим, какие вы записали слова?
7 этап. Рефлексия учебной деятельности.
Итог:
- Какая была учебная задача?
- Что нового узнали?
- Вот какое стихотворение сочинила мурманчанка Олеся:
Полярное сияние увидишь в небе ты -
И кажется, что сбудутся все, все твои мечты!
Оно то вроде хмурится, то будто слёзы льёт
То улыбнётся, кажется, и вдруг - совсем уйдёт.
Оно прекрасней радости, красивей, чем мечты
Оно – сестрёнка радуги и дочка темноты.
Гуляя по улицам города, вглядывайтесь в зимнее небо, и однажды в зимний морозный вечер может, вы и увидите это удивительное чудо.
Постараемся и мы изобразить это необычное, уникальное природное явление своими руками!
- Какое задание показалось самым интересным?