Конспект занятия "Осень"

Разделы: Школьная психологическая служба


Возраст участников: младший школьный.

Количество участников: 4-8 детей.

Используемый материал: изображение Осени на листах формата А4 по количеству участников <Рисунок 1>; листочки желтого и красного цветов <Рисунок 2>; наглядно-дидактическое пособие З.Е. Аграновича "Времена года" <Приложение 1>; комплект открыток "Как зимуют звери" <Приложение 2>.

Примечание: для того что бы получить листочки красного и жёлтого цветов нужно распечатать <Рисунок 2> на бумаге определённого цвета.

Цель: совершенствование представлений детей об изменениях в природе осенью.

Задачи:

  • формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
  • обогащение словаря, расширение у детей знания и представления об осени;
  • развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, словесно-логического мышления; развитие межполушарного взаимодействия;
  • развитие общеучебных умений: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия.

Ход занятия

Орг. момент.

"Отгадайте загадку". Введение в тему.

Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)

Всех мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

Поле черно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнем в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)

Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья. (Осень) [2]

Если дети не могут отгадать загадки, то им предлагается обратить внимание на детали и загадки зачитываются вновь.

Ведущий. - Сегодня к вам в гости пришла сама Осень. Посмотрите на её платье! Оно ни чем не украшено и поэтому осень сама на себя не похожа. Давайте поможем украсить платье Осени и посмотрим, у кого получится самая нарядная Осень. За каждый правильный ответ вам будет выдаваться листочек, которым вы сможете украсить платье Осени в конце занятия. Каждому ребёнку выдаётся картинка с изображением Осени.

Игра "Времена года"

Практика показывает, что целесообразно использовать частично наглядно-дидактическое пособие З.Е. Аграновича "Времена года", которое отсканировано и представлено в Приложении 2. А именно.

4 изображения солнышка (осенью, зимой, весной, летом);

4 изображения облака (осенью, зимой, весной, летом);

4 изображения дерева (осенью, зимой, весной, летом);

4 изображения детей, одетых по сезону;

4 изображения зайцев (осенью, зимой, весной, летом.

Если позволяет время занятия, то можно использовать все картинки из пособия.

Работа в парах. Задание. - Выберите изображения, которые соответствуют времени года - осень и составьте рассказ. Особое внимание обратите на то, как вы начнёте рассказ и как закончите.

Во время рассказа ведущий задаёт дополнительные вопросы и демонстрирует комплект открыток "Как зимуют звери".

В то время, когда дети будут рассказывать про зайца, можно задать следующие вопросы.

- Назовите животных, которые тоже меняют цвет шубки? (белка). Показать открытку с изображением белки.

- Как ещё животные приспосабливаются к зиме? (осенью заготавливают корм, а медведь, ёж и барсук впадают в спячку). Показать открытки с изображением медведя, ежа, барсука.

- Покажите, какая у животных шерсть зимой густая или редкая? (редкая шерсть показывается раздвижением пальцев одной руки, а густая раздвижение пальцев на двух руках, ладошки соединены и повёрнуты друг к другу.)

- А как защищаются птицы от холодной зимы? (улетают на юг.)

- А зачем поздней осенью прилетают в город маленькие птички с красной и жёлтой грудками? (снегири и синички прилетают на зиму в город, чтобы мы их покормили)

- А куда они деваются летом? (улетают в лес, потому что там много корма). Если дети не могут ответить на вопрос, то задаётся наводящий вопрос: "Где много корма для птиц летом?"

Ведущий отмечает успехи детей листочкам красного и жёлтого цвета и предлагает детям самим превратиться в листики.

Физкультминутка.

Листики.

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.

(Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями)

Задача (для учащихся 2-4 классов). Для решения задачи целесообразно использовать таблицу (4 столбца и 4 строчки), которая выдаётся детям.

Ведущий. - А теперь мы с вами отправимся в гости к трем учащимся: Диме, Пете и Славе. У них всех день рождение осенью. А чтобы узнать в каком месяце у кого день рождение нужно решить следующую задачу.

Мальчикам Диме, Пете и Славе осенью исполнится 10 лет. У одного из них день рождения в первый осенний месяц, у второго - в средний, а у третьего в последний осенний месяц. Как называются осенние месяцы? В каком месяце исполнится Славе 10 лет? А в каком Диме и Пете? Известно, что у Димы не будет дня рождения ни в сентябре, ни в октябре, а у Пети не будет - в октябре.

  Первый месяц - Второй (средний) месяц - Третий (последний) месяц -
Дима      
Петя      
Слава      

Найди предложения.

Каждому ребёнку выдается карточка с заданием.

Инструкция. Мальчикам пришло письмо от Осени со следующим заданием: "Найди в письме предложения и запиши в тетрадь".

АпрпПервыйюириорпаригосеннийывадлровекмесяцкевиьуароджсентябрьжэралодсреднийопфывапроллджэоктябрьллдыввапрооллджэаппрпоролопролдлдпоследнийфывввапродлджжжэмесяццукенгшосенищзхяччсаирргдллноябрьтьрпрорлжжлдлдвгтьиркаощшцщволтл

Ответ:

АпрпПервыйюириорпаригосеннийывадлровекмесяцкевиьуароджсентябрьжэралодсреднийопфывапроллджэоктябрьллдыввапрооллджэаппрпоролопролдлдпоследнийфывввапродлджжжэмесяццукенгшосенищзхяччсаирргдллноябрьтьрпрорлжжлдлдвгтьиркаощшцщволтл

Четвёртый лишний.

А теперь красавица Осень хочет проверить, как хорошо вы усвоили материал, и предлагает следующее задание: "Найди лишнее слово и объясни, почему оно является лишним"

Сентябрь, январь, октябрь, ноябрь;
Медведь, ёж, лиса, барсук; (лиса не впадает в спячку)
Сорока, журавль, галка, ворона;
Июнь, июль, август, сентябрь;
Август, сентябрь, октябрь, ноябрь;
Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь;
Декабрь, январь, февраль, ноябрь;
Сентябрь, октябрь, апрель, ноябрь;
Голубь, ворона, утка, сорока;
Заяц, волк, белка; (волк не меняет цвет шубки)
Барсук, волк, медведь, ёж; (волк не впадает в спячку)
Ноябрь, март, октябрь, ноябрь.

Украшение Осени.

Ведущий. Теперь давайте украсим платье нашей Осени. Дети приклеивают листочки на платье Осени.

Ведущий. - Давайте покажем, друг другу, какая нарядная Осень у нас получилась. Дети показывают друг другу свои работы. Ведущий в это время отмечает успехи всех детей.

Подведение итогов.

- О чем мы сегодня говорили?

- Назовите осенние месяцы.

- Назовите первый месяц осени.

- Назовите средний месяц осени.

- Назовите последний месяц осени.

- Что вы нового узнали об осени?

- Понравилось ли вам занятие?

- А что особенно понравилось?

- Какое задание было наиболее трудным?

Литература:

  1. Наглядно-дидактическое пособие З.Е. Аграновича "Времена года" <Приложение 1>
  2. Кислова Т.Р. "По дороге к азбуке"

Картинки с сайтов:

  1. http://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam/izobrazitelnoe-iskustvo/risovanie-osenego-lista.html
  2. http://allforchildren.ru/pictures/autumnleaves.php

Приложение 1.

Приложение 2.