Возраст участников: младший школьный.
Количество участников: 4-8 детей.
Используемый материал: изображение Осени на листах формата А4 по количеству участников <Рисунок 1>; листочки желтого и красного цветов <Рисунок 2>; наглядно-дидактическое пособие З.Е. Аграновича "Времена года" <Приложение 1>; комплект открыток "Как зимуют звери" <Приложение 2>.
Примечание: для того что бы получить листочки красного и жёлтого цветов нужно распечатать <Рисунок 2> на бумаге определённого цвета.
Цель: совершенствование представлений детей об изменениях в природе осенью.
Задачи:
- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
- обогащение словаря, расширение у детей знания и представления об осени;
- развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, словесно-логического мышления; развитие межполушарного взаимодействия;
- развитие общеучебных умений: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия.
Ход занятия
Орг. момент.
"Отгадайте загадку". Введение в тему.
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)Всех мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)Поле черно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнем в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья. (Осень) [2]
Если дети не могут отгадать загадки, то им предлагается обратить внимание на детали и загадки зачитываются вновь.
Ведущий. - Сегодня к вам в гости пришла сама Осень. Посмотрите на её платье! Оно ни чем не украшено и поэтому осень сама на себя не похожа. Давайте поможем украсить платье Осени и посмотрим, у кого получится самая нарядная Осень. За каждый правильный ответ вам будет выдаваться листочек, которым вы сможете украсить платье Осени в конце занятия. Каждому ребёнку выдаётся картинка с изображением Осени.
Игра "Времена года"
Практика показывает, что целесообразно использовать частично наглядно-дидактическое пособие З.Е. Аграновича "Времена года", которое отсканировано и представлено в Приложении 2. А именно.
4 изображения солнышка (осенью, зимой, весной, летом);
4 изображения облака (осенью, зимой, весной, летом);
4 изображения дерева (осенью, зимой, весной, летом);
4 изображения детей, одетых по сезону;
4 изображения зайцев (осенью, зимой, весной, летом.
Если позволяет время занятия, то можно использовать все картинки из пособия.
Работа в парах. Задание. - Выберите изображения, которые соответствуют времени года - осень и составьте рассказ. Особое внимание обратите на то, как вы начнёте рассказ и как закончите.
Во время рассказа ведущий задаёт дополнительные вопросы и демонстрирует комплект открыток "Как зимуют звери".
В то время, когда дети будут рассказывать про зайца, можно задать следующие вопросы.
- Назовите животных, которые тоже меняют цвет шубки? (белка). Показать открытку с изображением белки.
- Как ещё животные приспосабливаются к зиме? (осенью заготавливают корм, а медведь, ёж и барсук впадают в спячку). Показать открытки с изображением медведя, ежа, барсука.
- Покажите, какая у животных шерсть зимой густая или редкая? (редкая шерсть показывается раздвижением пальцев одной руки, а густая раздвижение пальцев на двух руках, ладошки соединены и повёрнуты друг к другу.)
- А как защищаются птицы от холодной зимы? (улетают на юг.)
- А зачем поздней осенью прилетают в город маленькие птички с красной и жёлтой грудками? (снегири и синички прилетают на зиму в город, чтобы мы их покормили)
- А куда они деваются летом? (улетают в лес, потому что там много корма). Если дети не могут ответить на вопрос, то задаётся наводящий вопрос: "Где много корма для птиц летом?"
Ведущий отмечает успехи детей листочкам красного и жёлтого цвета и предлагает детям самим превратиться в листики.
Физкультминутка.
Листики.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
(Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями)
Задача (для учащихся 2-4 классов). Для решения задачи целесообразно использовать таблицу (4 столбца и 4 строчки), которая выдаётся детям.
Ведущий. - А теперь мы с вами отправимся в гости к трем учащимся: Диме, Пете и Славе. У них всех день рождение осенью. А чтобы узнать в каком месяце у кого день рождение нужно решить следующую задачу.
Мальчикам Диме, Пете и Славе осенью исполнится 10 лет. У одного из них день рождения в первый осенний месяц, у второго - в средний, а у третьего в последний осенний месяц. Как называются осенние месяцы? В каком месяце исполнится Славе 10 лет? А в каком Диме и Пете? Известно, что у Димы не будет дня рождения ни в сентябре, ни в октябре, а у Пети не будет - в октябре.
Первый месяц - | Второй (средний) месяц - | Третий (последний) месяц - | |
Дима | |||
Петя | |||
Слава |
Найди предложения.
Каждому ребёнку выдается карточка с заданием.
Инструкция. Мальчикам пришло письмо от Осени со следующим заданием: "Найди в письме предложения и запиши в тетрадь".
АпрпПервыйюириорпаригосеннийывадлровекмесяцкевиьуароджсентябрьжэралодсреднийопфывапроллджэоктябрьллдыввапрооллджэаппрпоролопролдлдпоследнийфывввапродлджжжэмесяццукенгшосенищзхяччсаирргдллноябрьтьрпрорлжжлдлдвгтьиркаощшцщволтл
Ответ:
АпрпПервыйюириорпаригосеннийывадлровекмесяцкевиьуароджсентябрьжэралодсреднийопфывапроллджэоктябрьллдыввапрооллджэаппрпоролопролдлдпоследнийфывввапродлджжжэмесяццукенгшосенищзхяччсаирргдллноябрьтьрпрорлжжлдлдвгтьиркаощшцщволтл
Четвёртый лишний.
А теперь красавица Осень хочет проверить, как хорошо вы усвоили материал, и предлагает следующее задание: "Найди лишнее слово и объясни, почему оно является лишним"
Сентябрь, январь, октябрь, ноябрь;
Медведь, ёж, лиса, барсук; (лиса не впадает в спячку)
Сорока, журавль, галка, ворона;
Июнь, июль, август, сентябрь;
Август, сентябрь, октябрь, ноябрь;
Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь;
Декабрь, январь, февраль, ноябрь;
Сентябрь, октябрь, апрель, ноябрь;
Голубь, ворона, утка, сорока;
Заяц, волк, белка; (волк не меняет цвет шубки)
Барсук, волк, медведь, ёж; (волк не впадает в спячку)
Ноябрь, март, октябрь, ноябрь.
Украшение Осени.
Ведущий. Теперь давайте украсим платье нашей Осени. Дети приклеивают листочки на платье Осени.
Ведущий. - Давайте покажем, друг другу, какая нарядная Осень у нас получилась. Дети показывают друг другу свои работы. Ведущий в это время отмечает успехи всех детей.
Подведение итогов.
- О чем мы сегодня говорили?
- Назовите осенние месяцы.
- Назовите первый месяц осени.
- Назовите средний месяц осени.
- Назовите последний месяц осени.
- Что вы нового узнали об осени?
- Понравилось ли вам занятие?
- А что особенно понравилось?
- Какое задание было наиболее трудным?
Литература:
- Наглядно-дидактическое пособие З.Е. Аграновича "Времена года" <Приложение 1>
- Кислова Т.Р. "По дороге к азбуке"
Картинки с сайтов:
- http://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam/izobrazitelnoe-iskustvo/risovanie-osenego-lista.html
- http://allforchildren.ru/pictures/autumnleaves.php