Цели:
Обучающая:
- ознакомиться с глухими согласными звуками [к], [к’] и с буквой К, к.
- учиться давать характеристику звукам.
Развивающая:
- развивать речь детей, навыки фонематического анализа слов;
- формировать логическое мышление, умение обобщать.
Воспитательная:
- воспитывать интерес к родному языку;
- учиться работать в группах.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Структура урока:
Этапы:
- подготовительный;
- усвоения новых знаний;
- первичной проверки усвоения;
- итог.
Формирование ключевых компетенций:
- учебно-познавательной;
- коммуникативной.
Граница знания-незнания:
- учащиеся не умеют: читать слова с буквой К
- не знают: какие звуки обозначает буква К.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
1 этап. Подготовительный. (“Подготовка к активной познавательной деятельности”.) Задачи этапа: 1. Мотивация детей к активной деятельности. |
||||
Мотивирование к учебной деятельности
– С каким настроением пришли на урок? |
Дети на экранах изображают радугу настроения. |
|||
Актуализация опорных знаний. – Сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков. Посмотрите на нашу ленту букв. Вопросы: 1. Сколько вы уже знаете букв гласных звуков? Назовите их. 2. Только гласные есть на ленте букв? 3. Назовите изученные согласные. 4. Все ли буквы нам известны? 5. Хотите познакомиться с новой буквой? |
– Шесть. А, О, У, И, Ы, Е. |
|||
Тогда я предлагаю вам посмотреть на картинки первой
группы. Назовите предметы, изображённые на картинках. |
Кит, кот, ток. | |||
Назовите предметы, изображённые на картинках второй группы. | Кино, колготки, носки. | |||
Что помогло вам назвать эти предметы? Чем предмет отличается от слова? Исключите одно слово из первой группы по самостоятельно выбранному признаку. |
– Слова, которые их называют. – Предмет можно увидеть и потрогать, а слово – произнести и услышать. – Кот(т.к. в этом слове : 1) один слог, а в остальных – по два; 2) 3 буквы. А в остальных – по четыре. |
|||
Какое слово можно исключить из второй группы? | – Кино (т.к. это слово обозначает просмотр фильма, а остальные слова – одежду). | |||
Самоопределение к деятельности. | ||||
Какие слова вы исключили? Назовите их. |
– Кот, кино. | |||
Произнесите первые звуки исключённых слов. | – В слове Кот первый звук [к], а в слове кино – [к’] | |||
А раньше мы говорили про эти звуки? | – Нет. | |||
А кто знает какой буквой на письме обозначают звуки [к], [к’]? | – Буквой К. | |||
Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (На доску вывешивается тема урока.) |
– Звуки [к], [к’], буква к. | |||
2 этап. Усвоение нового. Задачи этапа:
|
||||
Задание1.(вывешивается картина
“Космос”. Найди на большой картине: спутник связи, спускаемую часть
космического корабля, локатор, космонавта, космический корабль,
орбитальную станцию. |
Ответы детей: – Мы видим Космос. |
|||
На доску вывешивается плакат с буквой К
(азбука в картинках). А почему на плакате 4 буквы К. А зачем заглавные буквы? |
– 2 печатные (маленькая и большая) и 2
письменные (заглавная и строчная). – С большой буквы пишутся имена, фамилии, отчества, начало предложения… |
|||
Задание 2. – Пользуясь этой
картиной, назовите все предметы, названия которых начинаются с новых
звуков. |
– Корм, каша, крыса.
– Нет |
|||
А чтобы узнать об этих звуках всё, надо
дружно поработать. Задание 3. Сейчас наш класс превратится в исследовательский центр. Для этого разделимся на две группы. |
Делятся на группы. |
|||
Повторим правила работы в группах. | Правила групповой работы:
|
|||
Каждая группа получает задание: проанализировать 4 слова и сделать вывод, ответив на поставленные вопросы. | ||||
Вопросы 1-й группе: Звуки [к],[к’] – гласные или согласные. Эти звуки глухие или звонкие? |
По результатам практической работы учащиеся делают вывод, что эти звуки согласные, глухие. |
|||
Вопрос 2-й группе: Буква К обозначает твёрдый или мягкий звук? |
– Буква К может обозначать и твёрдый, и мягкий согласный звук. |
|||
Представители от каждой группы озвучивают выводы перед классом. | ||||
Обобщим все выводы. Физкультминутка . | Буква К обозначает согласный, глухой, твёрдый или мягкий звук. | |||
3 этап. Первичная проверка. Задача этапа: проверка умения применять новые знания при решении практических задач. |
||||
Произнесите каждый про себя свои имя и
фамилию. И пусть встанут дети, в имени и фамилии которых есть новый звук, с которым вы сегодня познакомились. Какие звуки мы должны услышать. Определите позицию этих звуков. |
Костя, Коровин, Никитин. |
|||
Работа по карточкам: Прочитайте стихотворение. Подчеркните букву К синим цветом, если она обозначает твёрдый звук, или зелёным, если мягкий звук. |
Сигнальщик держит два флажка. С флажками он – как буква “К”. Работа по карточкам проходит индивидуально. Фронтальная проверка |
|||
4 этап. Итоговая рефлексия.
1. Диагностика понимания и освоения новой единицы содержания. |
||||
Вопросы учителя: Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”. |
Фронтальные ответы детей. Дети получают по спутнику с плаката “Космос”. |