Урок познания мира по теме "Охрана воды". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Экология

Класс: 4


Цель:

  1. формировать начальное понятие об экологии воды, о путях ее загрязнения.
  2. развивать мышление, речь учащихся, навыки работы с картой.
  3. осваивать основы экологического воспитания.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сәлеметсіздер ме,барлығың, бүгін бізге келгендер,

Сәлеметсіздер ме,барлығың, адалдыққа сенгендер.

Сәлеметсіздер ме,барлығың, өз күштерін аямай,

Өз бақытын бөлгендер!

II. Проверка домашнего задания.

– На прошлом уроке мы рассмотрели тему “реки и озёра”. Приготовитесь к проверке домашнего задания. (По группам – 3 карточки, дети готовятся 1–2 минуты, спикер отвечает.)

1-я группа: Назовите и покажите на карте крупные реки Казахстана (Иртыш, Ишим, Или, Сырдарья, Урал, Тобол).

Знаете ли вы:

– Самая длинная река в мире – Нил, протекает в Африке, её длина 6671 км. Самая длинная река Азии – Янцзы (Китай) – 5800 км, самая длинная река Европы – Волга, 3530 км.

2-я группа: Назовите и покажите на карте крупные озёра Казахстана (Балхаш, Зайсан, Алаколь, Сасыколь, Аральское море, Каспийское море).

Знаете ли вы:

– Балхаш – это единственное озеро в мире, является на половину пресным, наполовину солёным.

3-я группа: Значение рек и озёр Казахстана (пути сообщения, перевозка грузов, рыба, строительство электростанций, отдых, полив полей, заводы, промышленность, население).

III. Проверка знаний учащихся.

Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты есть жизнь!”

– Почему Антуан де Сент Экзюпери считает, что вода – есть жизнь?
– Какое значение имеет вода?

А) Для жизни человека, животных: без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды 2 – 3 суток. Вода входит в состав живых организмов. Если человек взрослый весит 70 кг, то 50 кг из них – это вода;

Б) В производстве: ни одно производство не обходится без воды. Так, например, чтобы выплавить 1 тонну стали требуется 150 тонн воды, для изготовления 1 тонны бумаги нужно 250 тонн воды.

В) В сельском хозяйстве: для выращивания животных, поливки, сельскохозяйственных растений. Так, например, чтобы вырастить 1 тонну свеклы нужна 1 тонна воды.

Г) В быту;

Д) Водная дорога: для перевозки людей и грузов;

Е) Выработка электроэнергии: на гидроэлектростанциях, используя силу падающей воды.

– Какой мы можем сделать вывод? (Вот, что значит вода! Она жизненно необходима и является помощником человека.)

2. Знакомство с проблемой пресной воды. (Глобус, атласы.)

– Посмотрите на глобус, казалось бы, воды на земле сколько угодно, океаны и моря покрывают большую часть нашей планеты.
– Какую воду человек может использовать для удовлетворения своих нужд?
– Не забывайте, что вода океанов и морей солёная, а людям необходима пресная вода, которой на земле не так уж много, меньше 3% (из 100 литров воды человек может использовать лишь 1,5 стакана). А, кроме того, людям требуется только чистая пресная вода. Но её становится всё меньше и меньше. Почему чистой и пресной воды становиться всё меньше и меньше?
– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Определите тему урока. (Об очистке воды о бережном отношении, об охране воды.)
– Запишите число и тему урока.

IV. Изучение нового материала.

1. Выявление источников загрязнения.

– Я предлагаю вам внимательно посмотреть сценку, подготовленную нашими ребятами и ответить на вопрос: Каковы источники загрязнения?

Сценка:

Ведущий. Среди полей и лесов, окруженная травами да кустарниками текла речка – чистая и прозрачная, со студёной водой. К реке спешили животные, чтобы напиться, дети – искупаться, рыбаки – рыбы наловить. Все любили эту реку… Но вот однажды река загрустила, потому что она стала разноцветной: серой, желтой, красной, чёрной.

Плачет милая речонка,
Одолел речонку страх.
Стала речка тонкой – тонкой,
Обмелела на глазах.

Ведущий. Собрались в месте обитатели реки, а узнать друг друга не могут.

Желтая рыбка. Соседка, почему ты такая красная?

Красная рыбка. На берегу нашей реки построили завод и провели две трубы.

Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я стала от сточных вод красной. А ты почему желтая, как лимон?

Желтая рыбка. Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрение и отходы. Пожелтела наша заводь… А ты, подружка, почему такая фиолетовая?

Фиолетовая рыбка. Видела бы ты, какой на мне лежал груз. Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала фиолетовой – еле-еле выбралась из под мусора.

Красная рыбка. Ой, смотри-ка, кто это?

Фиолетовая рыбка. Среди своих сородичей я таких не видела.

Чёрная рыбка. Не пугайтесь. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую разлили в нашей реке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду, стало несем дышать, нечем питаться. А на берегу утки от нефти погибают.

Желтая рыбка. Что же нам делать? Как дальше жить?

Чёрная рыбка. Давайте ребят попросим ребят помочь нам.

– Каковы же источники загрязнения воды?
– От загрязнения воды страдает все животные. В реках, озёрах погибают растения, животные, чахнут растения на берегах. Загрязнёна вода для здоровья человека.

Работа по учебнику (с. 65) (по плану).

– Каковы проблемы охраны воды в Казахстане и Северо-Казахстанской области?

1-я группа: Аральское море. (Берега озёра отступили на 100–150 км. Высохшее дно моря превратилось в солончаки, пустынные берега моря покрылись солью и песком.)

2-я группа: Озеро Балхаш.

3-я группа: Река Ишим.

План:
  1. Место расположения.
  2. Проблема.
  3. Причины.
  4. Влияние на животный и растительный мир.

Дополнение группам (карточках).

1-я группа: По величине Аральское море в Казахстане занимает второе место. Расположено на юге республики. Исчезают животные: из 173 ценных видов осталось немногим более 30. Исчезла ондатра, море потеряло рыбохозяйственное значение.

2-я группа: Балхаш – третье по площади озеро в Казахстане. Озеро Балхаш может повторить судьбу Арала.

Оно находится на юго-востоке Казахстана. Сам по себе Балхаш – это очень мелководный водоем. Средняя глубина – всего 6 метров. Поэтому проблема очень серьезная. Если упадет уровень воды, то дно оголится и превратится в соленую пустыню. Основная проблема Балхаша – это его обмеление, вызванное сокращением вод Или, являющейся главной жизненно важной артерией озера. В озеро Балхаш поступают вредные вещества с орошаемых земель, из промышленных стоков. За счет этого в озере появилось много больных рыб. Если раньше улов рыбы составлял 10 тысяч тонн, то на сегодняшний день сократился в 2 раза. За последние десять лет в тканях рыб, выловленных в озере Балхаш, содержание цинка увеличилось в 11 раз, хрома в 13 раз. Пострадал и дикий животный мир.

3-я группа: В Северо-Казахстанской области экологической проблемой № 1 названа проблема реки Ишим. Наша река также как и многие другие водоемы загрязняется промышленными, сельскохозяйственными, коммунально-бытовыми стоками. В период паводка из накопителей производится сброс в реку сточных вод в объеме 3–5 млн. с повышенной концентрацией сульфатов, нитратов и нитритов железа, нефтепродуктов, органических веществ.

С поверхностным стоком с территории г. Петропавловска (ливневые воды) в реку ежегодно сбрасывается около 10 тысяч тонн вредных веществ, 600 тонн органических соединений, 204 тонны нефтепродуктов. Систематические анализы качества воды в Ишиме свидетельствуют, что река в основном с загрязнениями справляется благодаря процессам самоочищения.

V. Физкультминутка.

Толқиды теңіз – бір!
Толқиды теңіз – екі!
Толқиды теңіз – үш!
Шалқиды теңіз – тыңыш!

VI. Закрепление.

1. – Можно ли сохранить воду от загрязнения? Как? (Очистительные сооружения, соблюдение чистоты на водоемах и по берегам рек, экономия, использование химических и вредных веществ, посадка растений.)

– А теперь давайте дополним наш кластер, посмотрев отрывок из видеофильма.

Просмотр отрывка из видеофильма.

– Так как же еще можно сохранить воду от загрязнения?

1. Строительство очистных сооружений.
2. Посадка и охрана растений по берегам водоемов.
3. Контроль за уровнем загрязнения воды.

2. Наша помощь для охраны воды.

– Что мы можем с вами сделать для охраны воды? (Беречь воду)
– Информационный центр нашего класса подготовил для вас интересные факты нерационального использования человеком воды.

1. Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды.
2. Каждый раз, вы чистите зубы, вы расходуете 1 литр воды.
3. Наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете не менее 150 литров воды.
4. Каждая стирка белья в стиральной машине требует свыше 100 литров воды.
5. Через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту.
6. Через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час.

– Специалисты утверждают: достаточная норма расхода воды в современной квартире – 200 литров в сутки на человека.
– Какой можно сделать вывод? (Проверь все краны в квартире, чтобы не было утечки воды.)

3. Творческое задание по группам.

– А сейчас я вам предлагаю творческое задание: придумать запрещающий знак по охране воды.

Защита знаков.

VII. Обобщение.

– О чем мы сегодня с вами говорили?
– Назовите меры по охране воды?
– Какие пословицы о воде вы знаете?

VIII. Итог урока. Оценивание.

Домашнее задание: стр. 64–65 пересказ.