Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени и он увидит, что без них далеко не уедешь.
(М.В.Ломоносов)
Цели урока: закрепить навыки вычисления квадрата и куба числа; повторить действия с натуральными числами при решении упражнений и задач; развивать математическое мышление; с помощью игровых форм работы повысить активность учащихся на уроке; пробудить интерес к предмету.
Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.
Оборудование: карта движения; рыбки-уравнения; “ромашка”, коробка из-под чая, сигнальные карточки, карточки с примерами, жетоны, игра “Лото”, компьютер с проектором; презентация к уроку.
Ход урока
I. Оргмомент.
Сообщается тема и цель урока.
- Сегодня мы с вами мысленно пойдем на “гору”, где вы часто бываете летом. Наша задача – найти камень и прочитать волшебное слово, спрятанное под ним. Перед вами висит карта нашего движения (слайд 4). Для того чтобы попасть на гору, нам нужно пройти несколько пунктов.
II. Формирование знаний и умений.
Пункт 1. Школа (слайд № 5).
1) Среди выражений выберите верные:
1) 9 * 9 = 81; | 2) 8 * 9 = 64; | 3) 1 дм = 100 см; |
4) ; | 5) 7 * 9 = 63; | 6) ; |
7) 12 * 2 = 22; | 8) 5 * 3 + 2 =10; | 9) ; |
10) ; | 11) . |
Показываются и называются примеры с ответами. Если ответ правильный, то показывают зеленую сторону сигнальной карточки, если неправильный, то – красную.
2) Ответить на вопросы (слайд № 6):
- Что такое квадрат числа?
- Что такое куб числа?
- Как вычисляем значение числового выражения, если в него входят квадраты и кубы чисел?
- Чему равны значения выражений: ; ;
Пункт 2. Рыбалка (слайд № 7) .
Перед вами расстилается речка, в которой много-много рыб попали в беду. Ребята, если мы сможем справиться с заданиями, то сможем им помочь. (Всего 5 рыб – по количеству пар учеников. На каждой рыбке по два уравнения и указаны фамилии учеников. Решают парами, затем сверяют ответы):
1-я рыбка:
- 7х + 2х = 918;
- у – 28 = 260
2-я рыбка:
- 5m – 3m = 222
- (3x + 5x) * 3= 144
3-я рыбка:
- 9х – х + 14 = 94
- (х – 65) * 5 = 400
4-я рыбка:
- х + 6х – 5 = 72
- 8 * (36 + х) = 1288
5-я рыбка:
- х + 17х + 68 = 572
- 44 + (а – 85) = 105
Пункт3. Мост (слайд № 8) .
Найдем длину моста, который нам нужно перейти. Для этого нам нужно составить выражение и найти его значение при х = 2:
Пункт 4. Родник (слайды № 9, 10).
На роднике висит № 658. Мы сможем попить воды, если сделаем № 658 из учебника. (Один ученик делает на магнитной доске, потом ответы сверяются)
Пункт 5. Зеленая тропинка (слайд № 11).
Дальше идем по тропинке, вдоль которой растут березы и яблони. Всего 40 деревьев, причем яблонь в 3 раза больше, чем берез. Сколько яблонь и сколько берез растут вдоль тропинки?
(Краткая запись написана на доске)
Решить задачу, составив уравнение.
Физкультминутка (слайд № 12).
Мы дружно трудились,
Немного устали.
Быстро все сразу
За партами встали.
Руки поднимем,
Потом разведем.
И очень глубоко
Всей грудью вдохнем
Пункт 6. Цветочная поляна (слайд № 13).
Вы решили отдохнуть на поляне и нарвать цветы. Но цветы на ней необыкновенные. На каждом лепестке цветка задание. (Диктую задания математического диктанта, срывая лепестки) (слайд № 14) :
1. Число 7 возвести в квадрат. | (49) |
2. Уменьшите 126 в 42 раза. | (3) |
3. Увеличьте число 28 на 32. | (60) |
4. Квадрат какого числа равен 81? | (9) |
5. Делимое равно 45, частное 15. Найдите делитель. | (3) |
6. Найдите произведение чисел 24 и 3. | (72) |
7. Вычислить значение выражения: | (49) |
8. Куб какого числа равен 8? | (2) |
9. Запишите ответы в один ряд по порядку и прочитать полученное число. | (Ответ: 493609372492) |
Пункт 7. Коробка (слайд № 15).
Ребята, на нашей дороге коробка валяется. На каждой грани коробки написано задание.
Представьте произведение в виде квадрата или куба числа и прочитайте полученное выражение:
1) 2 * 2
2) 3 * 3 * 3
3) 46 * 46 * 46
4) 501 * 501
5) 200 * 200 * 200
6) 7 * 7
(Читают пример с ответом, передавая коробку).
Пункт 8. Вершина горы (слайд № 16).
Вот мы и дошли до нужной точки, т.е. до вершины горы, где лежит камень. Чтобы узнать, что лежит под ним, нам нужно сыграть в “Лото”.
Перед вами лежат примеры и ответы к ним. Вы должны решить эти примеры и закрыть данный пример ответом. Затем переворачиваем ответы и прочитаем волшебное слово, которое было спрятано под камнем
(слайд № 17).
1) | Ответ: 2 | (М) |
2) | Ответ: 25 | (О) |
3) | Ответ: 289 | (Л) |
4) | Ответ: 3007 | (О) |
5) | Ответ: 65 | (Д) |
6) | Ответ: 1000 | (Ц) |
7) | Ответ: 57 | (Ы!) |
(Волшебное слово – молодцы)
Тот, кто раньше заканчивает, решает следующие задания на карточках:
- Вычислить значение выражения при п=1; 8; 12; 15; 20; 200.
- Вычислить значение выражения при т=0; 1; 6; 11; 30; 50.
- Упростить выражение: 2а + 612 + 7а + 324.
- Сумма двух чисел равна 549. Одно из них в 8 раз больше другого. Найдите эти числа.
- Сравните значения выражений:
а) и ;
б) и - Упростить: а) 23а + 37а; б) 27р – 17 р + 5
- Решить уравнение: 43m – 215 = 473
- Применяя распределительное свойство умножения
вычислить:
а) 23 * 65 + 77 * 65;
б) 140 * 815 + 140 * 185;
в) 300 * 144 + 256 * 300 - Выполните деление с остатком:
а) 12085 : 63;
б) 7978 : 89;
в) 384 : 10
III. Итог урока. Выставление оценок.
Подсчитываются жетоны у каждого и выставляются оценки.
IV. Домашнее задание.
№ 668, 670.