Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Количество детей: 10-12
Вид непосредственно образовательной деятельности: интегрированный
Цель:Развитие у детей интереса к народному декоративно-прикладному искусству и промыслу народных мастеров.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить представления детей о народно-декоративном искусстве через знакомство с определенным видом народного искусства – Павлово-Посадские платки;
- Формировать у детей понятия об особенностях узора;
- Учить проявлять творчество в оформлении работ.
Развивающие:
- Развивать интерес к народному искусству;
- Развивать умение составлять узоры определенного вида народно-декоративно-прикладного искусства.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к мастерам и желание создавать прекрасное;
- Воспитывать детей умению видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.
Планируемые результаты:
В свободной атмосфере работы дети развивают свои умения:
1. Коммуникативные: умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею на бумаге;
2. Манипулятивные: координация движений, закрепить правильные приемы, умение пользоваться инструментами и технологиями;
3. Социальные:аккуратность, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина, умению доводить задуманное до конца, совместное обдумывание и обсуждение.
Материалы и оборудование:
Демонстрационные: проектор, слайдовая
презентация, выставка Павлово-Посадских платков
на красном, черном, белом, зеленом фоне.
Ход НОД
I. Вводная часть
Педагог: Здравствуйте, наше занятие я хочу начать с загадки
Узор красивый есть на нем,
Бывает разный цветом он
Есть бабочки на нем, цветочки
Ромбы, линии, кружочки.
Узнаешь на нем даже
Мультяшку-пресонажа.
И если вдруг взгрустнется
На помощь он придет.
Расправится красиво
И слезы подотрет
Мужчина дарят своей даме
А ты найдешь его в кармане.
(Платочек)
Дети: Платок
Педагог: Правильно, но сегодня на нашем занятии речь пойдет о не простом платке. Русский поэт Александр Блок, воспевая Россию, написал такие строки:
А ты все та же лес да поле,
Да плат узорный до бровей...
“Плат узорный”, о котором говорил поэт, был изготовлен мастерами из старинного города на реке Клязьме. Имя города — Павловский Посад. (Слайд 2)
Раньше многие женщины носили платки на голове (Слайд 3), на плечах, иногда даже сложенными на руке, как украшение. Павловопосадские платки очень нарядные. Платки на голове или плечах придают женщине красоту, величавость, служат защитой от холода, сохраняя тепло и здоровье. Узорные платки и шали носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них и молоденькие девушки, и почтенные матери семейства. Платок на Руси был самым желанным подарком. (Слайд 4-6)
Плоток – не просто головной убор, а символ любви и красоты. Накинет на плечи праздничный платок женщина, посмотрит в зеркало и улыбается. Красавица! (Слайд 7)
Педагог: В нашей студии представлена небольшая выставка платков. Внимательно посмотрите на платки. На нашей выставке есть платки с кистями и бахромой, большие и поменьше. Всем Павловские платки и шали к лицу. (Слайд 8) (набрасывает на плечи девочкам платки, они любуются ими, смотрятся в зеркало.) Посмотрите, как красиво, нарядно, современно. (Слайд 9)
Русская шаль не только согревает, но и подчеркивает привлекательность женщины. Красота Павловских шалей удивительно сочетается с картинами русской природы.
- У кого дома есть такие платки?
Педагог:А сейчас наш компьютер хочет проверить, насколько вы внимательны. Ответьте на вопросы. (Слайд 10)
- Какую форму имеет платок? (квадратный)
- Чем украшены платки? (Цветами) Какими цветами? Букетами или гирляндами из роз, пионов, георгин, лилий, ирисов, ромашек, колокольчиков.
- Какого цвета фон платков? (Зеленый, синий, красный, белый).
Педагог: Молодцы! Вы ответили правильно на все вопросы и компьютер нам улыбается! (Слайд 11)
Педагог: Особенно нарядно украшен на платках угол, ниспадающий на спину (Слайд 12), ведь именно он хорошо виден.Иногда самый яркий и крупный рисунок помещают в центре, а по краям проходит узорчатая кайма. Типы рисунка имеют свое название: травчатый, копытцами, уступами, струями, шахматный, перьями. Бытовали и старинные определения цветов тканей: сахарный, алый, вишневый, темно-лимонный, лазоревый брусничный. (Слайд 13-16)
Узор наносили на холст резными деревянными досками “манерами” и “цветками”. Чтобы ткань лучше пропитывалась краской, при печатании рисунка по форме били тяжелым молотком. Так и возник термин “набойка”, или “набивка”.
Сейчас на фабрике используют автоматические станки. Павловопосадские платки известны и в других странах. Они получают награды на разных выставках.
Педагог: На экране появился знак “внимания” (Слайд 17). Давайте внимательно посмотрим, о чем нам хочет рассказать компьютер. (Слайд 18-22) (После просмотра слайдов педагог подводит детей к выводу о том, как расположен узор на платке.Рассматривают платок, складывают его на четыре части. Можно повторить просмотр Слайда 18-22)
Наводящие вопросы если дети затрудняются сделать вывод самостоятельно: Если мы разделим платок на четыре квадрата, то, что вы увидели?
Ответы детей: Каждая четвертая часть платка похожа на три остальные.
Педагог: Смотрите, ребята, на экране появился знак вопроса. (Слайд 23) Наш компьютер решил проверить, как мы поняли его.
Задание: (Слайд 24) Детям предложить самостоятельно из готового платка выделить угол, и составить из готовых элементов платок на столе. (Для проверки Слайд 25) (В ходе выполнения задания проследить, как дети справляются с заданием в конце всем вместе исправить общие ошибки, помочь тем, кто не справился).
Педагог: Вы видите, о чем говорит нам наш компьютер, что вы Молодцы! И предлагает нам немного отдохнуть. (Слайд 26)
Разминка: “Танец с платочками”.
Детям раздают символические Павлово-Посадские платочки (платочки из бумаги с разным типом рисунка, но с одинаковы орнаментам по количеству детей, но объединенных одним названием “Браслет”, “Квадрат”.) Две помощницы одетые в русские сарафаны держат в руках платки. Пока звучит музыка, дети танцуют, музыка прекращает звучать, каждый ребенок подбегает к девушке, которая держит платок с соответствующим типом орнамента. Разминку повторяют дважды.
II. Основная часть
Переход к продуктивной деятельности:
Педагог: Поиграли, отдохнули теперь за работу. (Слайд 27) Создание платков — дело коллективное. А кому принадлежит главная роль? Конечно? художникам. Сегодня мы с вами украсим угол платка. (Перед началом работы обратить внимание детей, на готовые платки, заострить внимание, что они выполняют только 1/4 часть платка.Слайд 30- 33)
Педагог:Давайте еще раз посмотрим на экран. Педагог просит детей вспомнить, какой вывод они сделали.
Ответы детей: Для того чтобы нарисовать платок достаточно нарисовать его 1/4 часть.
Педагог: Наше задание, как художников, нарисовать только 1/4 часть платка. Приступаем к работе!
Выполнение творческой работы:
С целью усиления эмоционального воздействия во время работы детей включить музыку. В ходе работы детям, не справляющимся заданием оказать помощь, по необходимости показать. Можно оставить Слайд 31, на котором изображен угол. Рекомендую переключить на Слайд 32.
III. Заключительная часть:
Подведение итого в форме компьютерной презентации.
- Ребята, посмотреть какими получились ваши платки, мы сможем только после того, как высохнут ваши работы. Обязательно это сделаем вначале следующего нашего занятия. Уже сейчас видно, какими красивыми они получились. Посмотрите, наш компьютер хочет нам что-то показать. (Слайд 33) Он предлагает, посмотрите на работы, которые выполнили такие же “маленькие мастера” как вы. Компьютерной презентации. (Предварительно с детьми (этого же возраста) нарисовать угол платка, из изображений “составить” платки из работ детей.)
Вопросы для закрепления.
- Для чего нужен платок?
- Кто составляет узоры для платков?
- Чем украшены платки, какими цветами?
Спасибо за занятие!
На следующем занятии продемонстрировать детям, какие платки получились из их заготовок в форме компьютерной презентации.
Литература.
- АрсеньеваЕ. В. СтаринныеузорныетканиРоссии XVI-XX в. Из фондов Государственного Исторического музея. - М., 1999.
- Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации, Конспекты занятий. – М.: “Издательство Скрипторий 2003”, 2008.
- КоноваловА. Д. Платузорный. М.: Моск. рабочий, 1981.
- Сурганова Г.А. “Русские шали и платки в городском женском костюме ХIХв.” М.1972г.
- Толстухина Н.В., Полосина Т.А. “Павловопосадские шали” Москва, "Интербук-бизнес", 2007.