Цели урока:
- Образовательная: Сформировать представление о видах картографических проекций.
- Воспитательная: способствовать формированию географической культуры личности и целостной картины мира.
- Развивающая: создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи, через умение работать с картами атласа, умение анализировать и обобщать знания.
Оборудование урока: Физическая карта полушарий, физическая карта России, атрибуты путешественников, географов.
Тип урока: комбинированный, урок-конференция
Форма организации учебной деятельности: фронтальная
Предварительная подготовка: Инициативная группа учащихся готовит сообщения и костюмы древних географов, ученых, по теме “Картографические проекции”
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель проверяет насколько комфортно чувствуют себя учащиеся, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха: слайд 1
- Здравствуйте, кто, может быть, не выспался.
- Здравствуйте те, у кого плохое настроение.
- Здравствуйте те, кто с нетерпением ждёт каникул.
- Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.
-Улыбнёмся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!
Учитель озвучивает тему, цель урока! Слайд 2, 3
2. Повторение
Слайд 4 Тестовый опрос (приложение 1) из 8 вопросов, время выполнения работы 8-10 минут. Учащиеся отвечают на листочках, затем меняются с соседом по парте работами, проверяют работу и выставляют оценки. Слайд 5. Работы сдают учителю.
3. Изучение нового материала
Слайд 6. - По образному выражению выдающегося географа Николая Николаевича Баранского, автора первого учебника по экономической географии, “Карта есть альфа и омега (т.е. начало и конец) географии”.
Почему возникло это выражение? (Карта помогает изучать планету, не выходя из комнаты; карта зовет в путешествие, исследование и результатом его и является и т.д.)
- Автором первой карты считается Анаксимандр – древнегреческий ученый, который жил в VI в до н.э. Он начертил первую карту известного тогда мира. Послушаем рассказ о его карте.
Выходит ученик в греческой тунике – в белой ткани и венок на голове.
Слайд 7. Анаксимандр: Да, я тот самый Анаксимандр, родился в 610 г. до вашей эры. Жил я в Древней Греции, занимался математикой и философией. Первое философское сочинение на греческом языке “О природе” было написано мной. Я представлял себе Землю в виде цилиндра, окружённого небесной сферой. Я составил первую карту Земли и первую географическую карту Греции. Я изобразил Землю в форме плоского круга, окруженного водой.
Учитель: Следующим древнегреческим учёным, который представит свою карту, будет Эратосфен.
Слайд 8. Эратосфен: Эратосфен Киренский приветствует своих благодарных слушателей. Я жил позднее, чем мой собрат по науке Анаксимандр. Родился в 276 г. Тоже в Греции и прожил 82 года. Я написал книгу Географика, впервые применив термина “география”, “широта”, “долгота””. Книга состояла из трёх частей, в первой была изложена история географии; во второй описаны форма и величина Земли, границы суши и океанов, климаты Земли; в третей проведено деление суши на сфрагеды – прообразы природных зон. И была составлена карта населенной части Земли. Прошу полюбоваться на неё.
Эратосфен: Прошу прощения, но вашей страны я не изобразил. Повторюсь ещё раз – я изобразил только известные страны и земли.
Учитель дает задание:
- Определите, какие части света были известны древним грекам?
- Каковы были представления о Мировом океане?
- Установите современные названия земель, известные древним грекам как Геркулесовы Столбы, о. Тапробан, Сиена, Ливия.
- Впервые карта земного шара была построена Архимедом.
Слайд 9. Архимед: Я построил равновеликую проекцию, где сохраняются площади объектов. Но не форма. (Ученик объясняет по слайду). Контуры объектов сохраняются лишь вблизи экватора, где поверхность глобуса и листа, на которые проецируется его градусная сеть. Чем дальше от экватора, тем больше отклонений и искажений. Сами же полюса из точек превращаются в линии.
- Жители каких широт могут пользоваться моей картой? (Экваториальных)
- Какие параметры географических объектов, изображённых на глобусе, сохраняет проекция Архимеда? (Площадь)
Слайд 10. - Послушаем группу средневековых картографов.
Слайд 11. Меркатор: Моя настоящая фамилия Ван Кремер Герхард. Родился в Голландии в 1512 г. И прожил 82 года. Я предложил несколько проекций, наиболее известную цилиндрическую проекцию, названную моим именем – проекция Меркатора. Внешне моя проекция напоминает проекцию Архимеда. Главное преимущество моей проекции в том, что сохраняются углы, поэтому она очень удобна для мореплавания.
- Если бы вы отправились на Северный полюс, какая бы карта вам понадобилась – Архимеда или Меркатора. (Ни одна карта непригодна в этих широтах)
- Вам поможет на полюсах карта Птолемея.
Слайд 12. Птолимей: Я Птолимей Клавдий, года жизни: 90-160 гг. н.э.. Жил в Древнем Риме. Работал в Александрии. Самая моя знаменитая азимутальная проекция. Лучи зрения моей проекции исходят из полюса. Меридианы соединены, параллели – концентрические окружности. Чем дальше от полюса, тем искажений больше
- С помощью проекции Птолемея можно построить карты материков.
- Следующая проекция составлена в современную эпоху
Слайд 13. Современный картограф: Для построения карт России использую конические проекции, где географическую сетку проецируют не на цилиндр, а на поверхность конуса.
- Чем отличается изображение градусной сетки на карте Птолемея и конической проекции? (В конической проекции меридианы не параллельны)
- Почему именно коническую проекцию используют для построения карт России?
4. Закрепление
- Итак, подведем итоги урока. Заполните схему “Виды проекций”. (приложение 2) Слайд 10
5. Домашнее задание
Записи в тетради и подготовка к уроку – обобщению, по теме: “План и Карта”. Слайд 14
6. Рефлексия
Отметьте, какое настроение было у вас сегодня на уроке. Слайд 15
Учитель вместе с детьми оценивают ответы и выступления учащихся, выставляет оценки.
Слайд 16. Молодцы ребята. Благодарю вас за урок. До свидания!