Английский язык – олимпийский язык. Сочи-2014 (The English Language is the Olympic Language. Sochi 2014)

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Итак, наша страна готовится принять в 2014 году XXII зимние Олимпийские игры, официальным языком которых будет английский. Умение вступать в коммуникацию - одна из важнейших составляющих современного востребованного обществом качественного образования. А умение общаться на одном языке со всем миром становится наиболее актуальной компетенцией современного успешного человека и спортсмена.

Ученики 2 класса “Б” ГБОУ “Центр спорта и образования “Самбо-70” Москомспорта занимались проектом “Знакомые незнакомцы” под руководством классного руководителя и обратили внимание на то, что подавляющее большинство названий зимних олимпийских видов спорта происходят из английского языка. Именно желание детей разобраться в происхождении слов используемых в русском языке вывело проект на другой уровень и стало темой нового проекта “Развитие языковой догадки у младших школьников на примере названий зимних олимпийских видов спорта”.

Сontextualguess – или языковая догадка - определение значения слов по контексту, ситуации, правилам словообразования или в результате сопоставления со словами другого языка. В основе догадки лежит механизм вероятностного прогнозирования и языковой опыт индивидуума.

Я работаю в классах начальной школы и уже на первых урокахпо предмету стараюсь показать ученикам, что они знают много английских слов (своего рода "Угадай-ка") - слов иностранного происхождения (виды спорта, транспорта, продукты питания, названия животных и т. п.). Дело в том, что на всех этапах изучения иностранного языка очень важно уметь обходить трудности, т. е. пытаться понять общее содержание текста, монолога, диалога. В любом случае, языковая догадка развивается только в случае регулярного изучения, общения, чтения на языке на протяжении всей жизни.

НО, именно развитие способности младших школьников раскрыть значение незнакомого английского слова через контекст, ситуацию, иллюстрацию, используя знания в области словообразования, сочетаемости слов, умения сопоставить слова другого языка с интернациональными словами родного и стало основной задачей проекта.

Также в ходе работы над проектом решались и другие образовательные, развивающие и воспитательные задачи:

- cистематизировать и пополнить знания о зимних Олимпийских играх и их значении в жизни всех людей.

- формировать познавательную активность учащихся и расширить их лингвистический и общий кругозор.

- повысить мотивацию и интерес учащихся к изучению английского языка, здоровому образу жизни и занятиям зимними видами спорта.

Целью проекта стало создание уникального продукта - детского иллюстрированного мультимедийного англо-русского Олимпийского словарика.

Представленный урок стал заключительным этапом работы над проектом.(Приложение 1)

В ход урока была включена

- фонетическая разминка, состоящая из специально подобранных слов по теме “Спорт”,

- лексическая разминка, включающая в себя наглядное объяснение образования сложных слов в английском языке на примере спортивных терминов;

- а также грамматическая разминка, декламация стихотворений по теме, исполнение песни с элементами физических упражнений.

Основная часть урока строилась в соответствии с главной задачей работы над проектом, а именно – “Развитие языковой догадки у учащихся”.

На экране последовательно появлялось название одного из зимних видов спорта, затем пиктограмма этого вида спорта, затем картинка, и только потом перевод на русский язык с объяснением.

The Olympic Symbols (Талисманы Олимпиады)

Необходимо учитывать, что ученики 2-го класса только в этом году познакомились с алфавитом и начали читать по-английски. “Языковой догадке” родственна всякая интуиция, которая не появляется на пустом месте. Ее появлению способствует жизненный и языковой опыт, общее социокультурное развитие личности.

И, тем не менее, в ходе урока у второклассников неоднократно имел место феномен “языковой догадки”. Прочитав интернациональное слово “Olympic” и затем, увидев изображение факела, дети догадывались, что предлагаемое словосочетание “TheOlympicFire” обозначает “Олимпийский огонь”; Прочитав “TheOlympicMedals” и увидев последующие три слова, детям легко было догадаться, что “golden” - это золотая, “silver” - серебряная, а “bronze” - бронзовая медаль.

На уроке был представлен продукт - детский иллюстрированный мультимедийный англо-русский Олимпийский словарик, первая его часть. Учащимся близка спортивная тематика, все воспитанники начальной школы занимаются различными видами спорта в ГБОУ “Центр спорта и образования “Самбо-70” Москомспорта и планируют в дальнейшем продолжить занятия на профессиональном уровне. Поэтому ребята решили не останавливаться на создании “Олимпийского словарика”, а расширить тему до “Спортивного детского иллюстрированного словаря”. На уроке также был представлен кроссворд “Зимние олимпийские виды спорта”. (Приложение 2).

The illustrated English-Russian Glossary “Types of Sports”

В процессе работы над проектом дети узнали, что такое “словарь”, “двуязычный словарь”, “иллюстрированный словарь”, познакомились с такими понятиями как “пиктограмма”, “словообразование” и т.д. Были выработаны алгоритмы “языковой догадки” для младших школьников и оговорена структура словарика, исходя из того, что детский иллюстрированный англо-русский словарик должен быть наглядным, информативным, развивающим, легким в использовании, а также решено, наряду с электронным носителем сохранить его бумажный вариант.

Будучи преподавателем английского языка в ГБОУ “Центр спорта и образования “Самбо-70” Москомспорта, не могу не подчеркнуть актуальности качественного преподавания в условиях спортивной школы именно этого предмета. Одним из очевидных изменений, произошедших в содержании образования за последнее десятилетие, является повышение роли иностранных языков. Изучению английского языка придается большое значение в современном обществе. Английский язык называют языком общения. Владение английским языком является необходимостью для будущего успешного дзюдоиста и самбиста. Среди выпускников ГБОУ “Центр спорта и образования “Самбо-70” Москомспорта немало участников –призеров Олимпийских игр: Александр Михайлин (серебро, Лондон 2012), Дмитрий Носов (бронза, Афины 2004), победителей различных Международных соревнований.

- более 1,5 миллиарда людей в мире разговаривают на английском языке, еще столько же его изучают, более половины всех писем, поздравлений, телеграмм пишутся на английском языке;

- почти все международные конференции и соревнования проводятся на английском языке;

- совещания и переговоры политиков и дипломатов из разных стран ведутся на английском языке; английский язык - это основной язык таких организаций, как ООН, НАТО.

И, конечно же, английский язык – это Олимпийский язык. Церемония открытия и закрытия XXII зимних Олимпийских игр (2014 WinterOlympics), все официальные объявления будут зачитываться на французском, английском и на родном языке принимающей страны.Таблички-указатели для пешеходов, печатные издания, предназначенные для широкой публики, для работников Олимпийского комитета и для профессионалов туристической сферы будут также переведены на английский язык. Это и справочники для зрителей, путеводители, программы церемоний, соревнований, информационные издания о культурных событиях, официальные обозрения, буклеты, афиши, открытки. (Кстати, департаментом лингвистических услуг Оргкомитета Сочи-2014 при содействии сотрудников спортивных федераций были созданы и англо-русские глоссарии спортивных терминов – конечно же, для взрослых!)

В процессе овладения английским языком школьники-воспитанники “Самбо-70” совершенствуют процессы восприятия, развивают внимание, наблюдательность, память, учатся управлять своим эмоциональным состоянием, вырабатывают навыки общения, оценки действий других людей и прогнозирования своих действий. Владение английским языком способствует получению новой информации при изучении любого вопроса, позволяет более эффективно использовать компьютер, дает возможность коммуникации с представителями других стран и культур. В процессе работы над проектом у учеников формируются учебно-познавательные, информационные, коммуникативные и социальные компетенции.