Цели: Формировать представления о строении листьев и их видов.
Планируемые результаты:
Предметные: первоклассники научатся наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать и группировать листья по различным признакам; определять названия деревьев по листьям; получат возможность научиться описывать внешний вид листьев; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные:
- регулятивные – освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;
- познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;
- коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Учебные материалы: мультимедийная установка, презентация “Что это за листья?”, фильм Елены Берг “Золотая осень, атлас-определитель “От Земли до Неба”, осенний букет, гербарий, учебник для 1 класса “Окружающий мир” А.А. Плешакова, дидактическая тетрадь, цветные карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний.
1. - Сегодня к нам на урок снова пришли Муравьишка и Черепашка:
Слайд №2
Они, как всегда, приготовили для вас много интересных вопросов и загадок.
Листья желтеют, с деревьев слетают,
Прячутся звери в лесу.
Ветер холодный всех продувает,
Тучи нам дождик несут.
Солнце хоть светит,
Но все же не греет.
Не зеленеет трава.
Птицы все в стаи собрались скорее.
Что за пора к нам пришла? (Осень.)
2. Беседа по теме с использованием репродукции картины И. И. Левитана “Золотая осень”.
- Посмотрите, как красиво изобразил это время года художник Исаак Ильич Левитан:
Слайд №3
- Какие признаки осени вы видите на репродукции картины “Золотая осень”?
- Посмотрите, какой замечательный букет из осенних листьев принёс для вас Муравьишка: Слайд № 4
- Вы узнали, что за листики в букете у нашего гостя? (Листья клёна.)
- На что похожи кленовые листочки?
- Посмотрите, какого цвета они становятся осенью. (От жёлтого до багряно-красного.)
Слайд № 5
- Как называется дерево, на котором растут кленовые листочки? (Клён.)
Слайд № 6
III. Мотивация учебной деятельности.
- Наш гость предлагает вам отгадать ещё одну загадку:
Падают с ветки золотые монетки.(Листья.)
Слайд № 7
- Почему листья осенью называют золотыми монетками? (Листья осенью ярко-желтые, их цвет играет и переливается на солнце, как настоящее золото.)
- Посмотрите внимательно все ли листики одинаковые?
- Чем они отличаются? (Размером, формой, цветом.)
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
IV. Работа по теме урока.
1.
- А вы узнали что за листья изображены на слайде?
- Сколько изображено листиков клёна? Берёзы? Осины? Рябины?
- Чем отличаются листья берёзы от листьев осины?
Слайд № 8.
2. Строение листа. Слайд № 8
- Что общего есть у этих листиков?
- Каждый лист имеет листовую пластину и черешок (показ).
Слайд № 9
- Посмотрите внимательно на лист берёзы и лист рябины. Чем они отличаются?
(Лист рябины состоит из нескольких листочков, а берёзы из одного.)
- Если лист состоит из одной листовой пластины - он простой, а если из нескольких листовых пластин - то сложный.
- Что вы можете сказать о листике берёзы? (Он простой.)
- Почему?
- Что вы можете сказать о листике рябины? (Он сложный.)
- Почему?
Слайд № 10
- Посмотрите на листья, изображённые на слайде и скажите под какими номерами листья со сложной листовой пластиной? С простой листовой пластиной?
V. Физкультминутка.
VI. Работа по теме урока.
Определение названий деревьев по листьям.
- Как называется дерево, на котором растут листики рябины? Слайд № 11
- Как называется дерево, на котором растут листья берёзы? Слайд № 12
- Как называется дерево, на котором растут листья осины? Слайд № 13
- Какие из этих деревьев можно встретить в нашем лесу? (Рябину, берёзу осину.)
- Без осины русский лес – не лес. Таинственное это дерево, красивое и грустное. Летом от осины словно, зеленый туман рождается, а осенью удивляет она людей своими ярко-кровавыми листьями. Называют осину в народе дрожащим деревом. Листа ее трепещет при легчайшем движении воздуха, и даже когда крутом полная тишь, осиновые листья дрожат без всякой видимой причины.
Осиновый лист от природы имеет очень тонкий и гибкий черенок, неспособный удержать его прямо. Вот почему осиновая листва чрезвычайно чувствительна даже к самому легкому ветерку. В народе можно услышать такое выражение: “дрожит как осиновый лист”. Кто может объяснить значение этого выражения? (Так говорят о человеке, который охвачен страхом.)
- Послушайте, как красиво описал это дерево Иван Сергеевич Тургенев: “Трепетнолистая осина бывает красива и заметна только осенью. Золотом и багрянцем покрываются ее листья, и ярко отличаясь от зелени других деревьев, придает она много прелести и разнообразия лесу во время осеннего листопада”
Слайды № 14
- В какое время года листья бывают такие разноцветные?
- Как называется явление природы, когда осыпаются листья с деревьев? (Листопад.)
Слайд № 15.
2. Работа с учебником.
Открываем учебники по закладке.
Рассмотрите листья на стр.29.
- Назовите листья, с которыми мы уже встречались сегодня на уроке. (Кленовый лист, лист берёзы, лист осины, лист рябины.)
- Назовите листья, о которых мы с вами ещё не говорили на уроке. (Лист дуба, лист вяза.)
- Давайте проверим правильно ли мы определили названия листиков, по атласу –определителю”. Обучающиеся находят листики о которых ещё не говорили в атласе определителе и проверяют, правильно ли они их назвали.
- Как называется дерево, на котором растут дубовые листики?
- Внимательно посмотрите и скажите у дубового листа листовая пластина простая или сложная? Почему?
Слайд № 16.
- Мощь и величественная красота дуба привлекает всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют в вагоностроении и судостроении. Кору используют в кожевном деле. Положите несколько листьев дуба в банку с солеными огурцами, и они станут хрустящими, крепкими, вкусными.
- Как называется дерево, на котором растут листики вяза?
- У листа вяза листовая пластина простая или сложная? Почему?
Слайд № 17.
- Можно ли встретить эти деревья в лесах Пуровского района? (Нет.)
VII. Физкультминутка.
VIII. Закрепление изученного материала.
1. Работа с гербариями. Групповая работа.
У каждой группы на парте лежит гербарий 3 растений. Дети должны определить название растение тип листовой пластины.
2. Работа в тетради (c. 17).
Девочки раскрашивают листья с простой листовой пластиной, а мальчики со сложной.
Звучит песня: “Падают, падают листья…….”:
Слайд № 18.
3. Самопроверка по образцу.
Слайд № 19.
IX. Рефлексия учебной деятельности.
- В какое время года листья бывают такие разноцветные?
- Как называется явление природы, когда осыпаются листья с деревьев?
- Листья, каких деревьев сегодня рассмотрели?
- Из чего состоят листья?
- Какие листья имеют простую листовую пластину.
- Какие сложную?
- Почему осину называют в народе дрожащим деревом?
- Как говорят о человеке, который очень испугался?
- Осень дарит нам красивые осенние листья.
- Как сохранить нам эту красоту, чтобы она нас могла радовать и зимой?
(Показ поделок из осенних листьев, которые дети сделали ранее на уроках технологии.)
- Ребята, а вам нравится гулять в осеннем лесу? Почему?
Мы любим лес в любое время года
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа.
Давайте же всегда ее беречь!
Просмотр учащимися фильма “Золотая осень” (Приложение).
Использованная литература:
- А.А.Плешаков. Атлас – определитель “От Земли до Неба”. М: “Просвещение” 2012.
- Н. Н. Черноиванова. Окружающий мир. 1 класс: система уроков по учебник А. А. Плешакова.-Волгоград: Учитель, 2012. - 191 с.
Использованные интернет-ресурсы:
- И. Чекалина. Лечебные свойства дрожащей осины. По материалам журнала “Предупреждение” №5, 2006 г. http://oblepiha.com/tematicheskaya_statya/546-lechebnye-svojstva-drozhashhej-osiny.html
- zavuch.info›…methodlib/2013/6/11/chto-eto-za-listya.doc
- http://www.ecoculture.ru/ecoeducation/work/action/clear_air.php
- http://mypartys.ru/zagadki/zagadki-pro-osen
- http://wikibit.net/video/bj3jkuvndbE Елена Беринг. Фильм Золотая осень.