Цели урока:
- познакомить учащихся с детством царя, его воспитанием, сформировать представление о личности Александра I;
- характеризовать первые реформы императора периода “Дней Александровых прекрасное начало”;
- рассказать о причинах назначения “Негласного комитета”;
- развивать навыки анализа документов, выделения главного, работы с тестовыми заданиями;
- воспитывать умение выражать свое отношение к деятельности исторических личностей, нравственным ценностям, которыми они руководствовались.
Оборудование: презентация.
Ход урока
Слайд 1
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания
Слайд 2
Задание “Закончи предложение”
- В начале 19 века государство, в котором мы живем, называлось .........
- Население России исповедовало различные религии, поэтому Россия являлась государством ........
- Все население России делилось на группы, которые назывались ......
- Площадь территории в начале 19 века составляла..........млн.кв.км, это больше или меньше нынешней площади нашей страны?
- К привилегированным относились следующие сословия........, к непривилегированным - ..........
- Россия была многонациональным государством, но основу населения составляли ...........
- Основная масса населения в России жила в ........
- Основу экономики составляло ..........
- По форме правления Россия была.........
- Промышленные предприятии России того периода назывались.......
- Численность Российской империи в начале 19 века составляла........, это больше или меньше нынешней численности населения Российской Федерации?
- Самым бесправным сословием были....., т.к. в Российской империи существовало .......
III. Изучение нового материала.
План:
- Личность Александра I.
- Негласный комитет.
- Первые преобразования Александра I.
- Рефлексия.
Слайд 3
Учитель: В первый год 19 века на российский престол вступил новый император Александр1.Русский народ возлагал на царя огромные надежды.
На сегодняшнем уроке мы попробуем выяснить, удалось ли молодому императору оправдать надежды народа и воплотить в жизнь свои начинания.
Тема нашего урока “Внутренняя политика Александра 1 в 1801-1806гг”. (запись в тетрадях)
Слайд 4
(запись в тетрадях)
- 1777-1825 - годы жизни Александра I;
- 1801—1825 гг. — правление Александра I
Новый император вступил на престол в результате дворцового переворота с 11на 12 марта 1801 года, итогом которого было убийство заговорщиками-дворянами его отца, императора Павла 1. Каким был новый правитель?
Слайд 5
1. Личность Александра
Задание: Слушая рассказ учащегося (ученику было дано опережающее задание), составьте психологический портрет Александра, отметьте сильные и слабые стороны. Результаты оформите в виде таблицы.
Сильные стороны | Слабые стороны |
Слайд 6
На момент вступления на престол Александру было 24 года. Император получил прекрасное образование. Его воспитателем был швейцарец Лагарп, который разделял умеренные республиканские взгляды. Поклонник идей Просвещения, Александр отрицательно относился к крепостному праву. Став императором, он избегал поспешных, непонятных обществу действий. Смерть отца Павла 1 сильно повлияла на сына. События 11 марта 1891 года показали, как шатко его положение, как он зависим от ближайшего окружения. Поэтому характер монарха сильно изменился. И до этого современники говорили о лицемерии, неискренности царя. Но вряд ли эти черты были врожденными. Скорее всего их сформировала ситуация, в которой наследник престола находился с детства. Ведь большую часть времени Александр, отнятый у родителей знаменитой бабкой, Екатериной Великой, проводил в Зимнем дворце. Здесь, в екатерининском окружении, он слышал насмешки над своим отцом. Бывая в Гатчине. В доме родителей, несчастный ребенок слышал, как ругали его бабку, мечтали о воцарении Павла Петровича.
Александр был любимцем Екатерины. Юный наследник получил европейское образование, от отца перенял любовь к военному делу, но сам не обладал талантами полководца. По мнению известного историка В.О. Ключевского, будущего императора “учили, как чувствовать и держать себя, но не учили думать и действовать”. Двойственность, подозрительность и непостоянство в мыслях и поступках стали чертами характера наследника и проявились впоследствии в его политических действиях. Александр 1 был красив, умен, молод, легко очаровывал людей. В то же время он отличался подозрительностью,приверженностью к самовластию. К судьбам даже близких ему людей монарх был равнодушен.
Слайд 7
"Тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пенаморская...",- так говорил об Александре шведский посол в Париже.
Слайд 8
Н. Бонапарт о российском императоре отзывался следующим образом: “"Александр умен, приятен, образован, но доверятьему нельзя. Он неискренен.Это - истинный византиец,тонкий притворщик,хитрец."
Слайд 9
Проверка выполнения задания
Александр 1 говорил, что всем, что у него есть хорошего, он обязан Лагарпу.
Итак, воспитатель Александра Лагарпдал наследнику европейское образование и прививал ему либеральные идеи. Но что же такое либерализм – течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод (выбора веры, свободы слова, собраний, объединений и т. д.) и свободы предпринимательства. (запись в тетрадях).
Идеи либерализма были таковы:
1. Отрицательное отношение к крепостничеству.
2. Введение конституции.
3. Управление на основе законов.
4. Участие выборных учреждений в принятии законов.
5. Предоставление гражданских свобод.
Слайд 10
Александр при вступлении на престол в своем манифесте (манифест- торжественное письменное обращение верховной власти к населению)обещал править “по законам и сердцу бабки своей Екатерины Великой”, но новый царь предполагал, что в России необходимо провести реформы для коренного обновления страны.Его вступление на престол вызвало у русского народа восторг и новые надежды. “Продолжительное напряжение нервов от страха разрешалось обильными слезами умиления: люди на улицах и в домах плакали от радости, поздравляли друг друга и обнимались, точно в день светлого воскресения”, - писал русский историк В. О. Ключевский.
Александр вступил на престол с намерением добиться “процветаниясвоего Отечества”. А вот что он понимал под этими словами? Какие задачи должен был решить Александр?
Задание: сформулируйте важнейшие проблемы России.
- растущая отсталость России,
- натуральное хозяйство,
- крепостное право, слишком похожее на рабство,
- полное бесправие населения страны.
С какими надеждами вступил на престол новый император?
Слайд 11
- отмена крепостного права;
- введение конституции;
- ликвидация последствий правления Павла I;
- усовершенствование государственного аппарата, создание парламента;
- развитие образования в стране.
А.С. Пушкин об этом времени говорил так: “Дней Александровых прекрасное начало”.
Слайд 12
Проблемный вопрос: почему А.С.Пушкин дает такую характеристику началу правления нового императора: “Дней Александровых прекрасное начало”?
Сегодня на уроке мы попытаемся дать ответ на поставленный вопрос, проанализировав попытки царя провести преобразования в России.
2. Негласный комитет
В первые годы своего правления император опирается на круг друзей и единомышленников, разделявших его либеральные настроения.
Слайд 13
Задание: прочитать текст учебника на с.7; ответить на вопросы:
1. Как назывался кружок близких друзей Александра I?
2. Кто входил в его состав?
3. Что объединяет названных членов Негласного комитета?
4. С какой целью был учреждён “Негласный комитет”?
Слайд 14
Монарх попытался окружить себя единомышленниками, чтобы с их помощью наметить план будущих преобразований. Поэтому в 1801 году Александр собрал вокруг себя кружок “молодых друзей”, который получил название “Негласного комитета”. В системе государственных органов Негласный комитет не занимал определенного места, но его вес в политической жизни был значительный.
В кружок вошли:
- А.А.Чарторыйский – блестяще образованный польский магнат, прекрасный знаток политики и политических наук;
- П.А. Строганов – в молодости участвовал в событиях Французской революции, горячий сторонник конституционной формы правления и отмены крепостного права;
- Н.Н.Новосильцев способный чиновник. Уверенно ориентирующийся в придворных интригах;
- В.П. Кочубей – способный чиновник, человек передовых взглядов.
За полтора года напряженной работы Негласный комитет создал план основных преобразований и выявил сложности, связанные с их осуществлением.
Особенно горячо обсуждались вопросы:
- об отмене крепостного права;
- о введении в России конституционного правления.
3. Первые преобразования Александра
Слайд 15
Задание:
Какие преобразования были осуществлены в первые годы правления Александра I?
Работая в группах с материалами учебника и документами, заполните таблицу“Преобразования Александра 1 в 1801-1806 гг”
Ликвидация последствий правления Павла I | Реформа высших органов власти | Решение “крестьянского вопроса” | Реформа народного просвещения |
- вернул казаков, отправленных
завоёвывать Индию; - проведена амнистия 12 тыс. чел.; - открыты границы; - разрешено ввозить товары и книги из Западной Европы; - восстановлена “Жалованная грамота дворянству” и городам. |
- Сенат превращен в высший судебный
орган; - созданы министерства, заменявшие коллегии; - учрежден Комитет министров; |
- предоставлено право мещанам,
крестьянам покупать землю, - прекращение пожалования государственных крестьян в частные руки, - запрещено печатать объявления о продаже крестьян без земли - указ о “вольных хлебопашцах” |
- доступность образования для низших
слоев; - автономию получили университеты; - увеличилось число университетов. |
Задание: Сравните планы Александра I по преобразованию России в начале царствования и итоги внутриполитической деятельности в 1801-1806 гг.
1. После воцарения Александр I провел целую серию реформ, способствующих либерализации общества - реформа высших органов власти - появление так называемого "Негласного комитета", реформа Сената, учреждение министерств (упраздненных его отцов - Павлом I), реформы в области образования и попытки решения крестьянского вопроса (закон 1803 года "о вольных хлебопашцах").
2. Союзником императора был Негласный комитет.
3. Наиболее яркие и либеральные реформы были проведены именно в первые годы правления Александра I.
Решение проблемного вопроса: Пушкин, несомненно, положительно относился к идеям либерализации общества, так же, как и весь русский народ возлагал на императора большие надежды, что и позволило ему дать такую лестную характеристику начала правления Александра I.
Слайд16
Разгадайте кроссворд:
- Привилегированное сословие в Российской империи (дворяне)
- Высший судебный орган с 1802 года (Сенат)
- Торжественное письменное обращение верховной власти к населению (манифест)
- Крестьяне, которых помещики могли отпускать с земельными наделами за выкуп по императорскому указу 1803 года назывались “вольные (хлебопашцы)
- Один из членов Негласного комитета (Строганов)
- Частичное или полное освобождение от судебного наказания, производимое верховной властью (амнистия)
- Воспитатель Александра, сторонник либеральных взглядов. (Лагарп)
Слайд 17
Домашнее задание.
- Параграф 1, ответить на вопросы 1-3 стр.10, выучить даты и определения в тетради.
- Подготовить (на выбор) сообщение или презентацию по теме “Интересные факты из биографии М.И. Кутузова”