Планируемые результаты:
Предметные:
- изучить свойства действий с рациональными числами; научить использовать эти свойства для более рациональных вычислений;
Метапредметные:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в деятельности
Личностные:
- развитие логического мышления, аргументированной математической речи;
- развитие эстетической культуры учащихся;
- повышение интереса к предмету;
- воспитание честности во время самоконтроля.
Оборудование:
иллюстрации правил, раздаточный материал для самостоятельной работы; интерактивная доска.Методы: проблемный, сравнение, рассуждение, перенос учеником только что показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание, наглядный, беседа.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Изучение нового материала под девизом “Сравнив прошедшее, свести его с настоящим”.
4.Закрепление на основе примеров.
5.Итоги урока.
6. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Цель: проверка подготовки учащихся к уроку и создание эмоционального настроя.
2. Актуализация опорных знаний.
Цель: подготовка учащихся к изучению нового материала.
Каждому ученику выдаётся оценочный лист. <Приложение3>
Для начала давайте немного поиграем. (Слайд 2)
Игра “Выбери себе вопрос”.
а) опрос по вопросам в игровой форме:
- Что нужно сделать, чтобы из данного числа вычесть другое?
- Чему равна сумма противоположных чисел?
- Сформулируйте правило умножения (деления) чисел с разными знаками.
- Как умножить два отрицательных числа?
- Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел.
- Какие числа называются рациональными?
- Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.
б) устный счет (Слайд 12)
Учитель задает вопрос: как назвать все числа, которые встретились в тренажере? (рациональные).
Мы продолжаем изучать числа и действия над ними.
А что значит изучать числа? (изучать их свойства).
Мы уже многое знаем о рациональных числах. Подведем итоги. Что вы знаете о рациональных числах?
Ответы учащихся:
- определение рационального числа;
- примеры рациональных чисел;
- любое натуральное число есть рациональное;
- любое целое число (десятичная дробь, обыкновенная дробь, смешанное число) есть число рациональное;
- сумма, разность и произведение рациональных чисел есть число рациональное;
- частное рациональных чисел, когда делитель отличен от нуля, есть число рациональное;
- любое рациональное число можно записать в виде десятичной дроби или в виде периодической дроби
А что значит изучать действия над числами? (желаемый ответ: обнаружить их свойства).
Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Учащиеся формулируют тему урока).
3. Изучение нового материала под девизом “Сравнить прошедшее, свести его с настоящим”.
Итак, тема урока: “Свойства действий с рациональными числами” .
И перед нами сегодня стоит две задачи:
1) повторить свойства действий с числами;
2) научиться применять их к рациональным числам. (Слайд 13)
Ответим на вопрос: знакомы ли вам свойства сложения и умножения рациональных чисел и почему?
С учащимися выясняем, что свойства рациональных чисел нам уже знакомы, так как рациональные числа включают в себя ранее изученные числа: натуральные, целые отрицательные числа, десятичные дроби, обыкновенные дроби, смешанные числа.
Какие же это свойства? (ответы) (Слайд 14)
Свойства записываются на доске и в тетрадях учащихся (а так же раздаются карточки в печатном виде) <Приложение 1>
А почему мы изучаем только свойства сложения, а не изучаем свойства вычитания рациональных чисел? (Любое выражение, содержащее лишь знаки сложения и вычитания, можно рассматривать как сумму.)
А для чего необходимо знание свойств рациональных чисел? (выполнять вычисления лучше и быстрее).
Если мы знаем свойства сложения и умножения рациональных чисел, тогда давайте потренируемся в их применении.
4. Решение упражнений:
(Слайды 15- 20)
№ 1187 (б)
Вычислить
б)
№ 1187 (в)
в)
№ 1193 (а)
а)
№ 1193 (д)
д)
№ 1196 (а)
а)
№ 1196 (г)
г)
№ 1198 (а)
а)
№ 1198 (г)
г)
5. Подведение итогов урока:
а) Что вам показалось интересным на уроке?
Чему вы научились в ходе урока?
Что полезного надо запомнить?
А что можно забыть? Ведь можно не только пользоваться своей памятью, но надо ее и беречь.
Оцените свою работу на уроке и внесите отметки в свои листки.
б) проверочная работа с последующей проверкой и выставлением оценок.(Слайды 20-23)
Каждому ребёнку раздаются задания. <Приложение 2>
На выполнение работы отводится 7 минут. В конце работы каждый ученик проверяет себя сам и выставляет себе оценку в оценочный лист.<Приложение 3>
6. Домашнее задание.
П. 38: выполнить одно из заданий
1) №1187, 1188, 1190 (по два любых из каждого номера)