В настоящее время изменились цели и задачи образования, происходит смещение приоритетов с усвоения знаний на формирование компетентностей. Основываясь на ФГОС, школа стремится воспитать творчески мыслящего ученика, способного свободно ориентироваться в информационном потоке, умеющего оценить ситуацию и принять правильное решение. Образование и воспитание такого ученика возможно лишь при условии высокого уровня мотивации к определённому виду деятельности.
Формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познавательной активности школьника невозможно без применения новых педагогических технологий. Информационно-коммуникационные технологии способствуют формированию мотивов учебной деятельности, но проблема развития мотивации средствами ИКТ на всех этапах учебно-познавательной деятельности при обучении иностранному языку разработана недостаточно. Для эффективного внедрения ИКТ в процесс преподавания французского языка необходимо создать условия, которые будут способствовать развитию учебной мотивации. Над этой проблемой работаю второй год.
Моделируя и проектируя свою педагогическую деятельность, стараюсь активно внедрять новые информационные технологии, а именно:
- всю документацию по предмету стараюсь вести в электронном варианте, что облегчает правку, хранение и копирование. Использую систему электронных дневников и журналов, когда каждый родитель сможет отслеживать все оценки своего ребенка в Интернете;
- при планировании урока включаю ИКТ, среди которых возможно использование проектора, интерактивной доски, компьютера, CD, Интернет-ресурсов;
- использую Интернет и электронные пособия при выполнении домашних заданий, что особенно актуально при использовании метода проекта, когда учащиеся самостоятельно активно ищут информацию в электронных источниках и работают с ней;
- использую технологии дистанционного обучения, когда учащиеся могут решать тесты, брать информацию и консультироваться со мной в социальной сети “Одноклассники”, а в будущем на личном сайте, над созданием которого я сейчас работаю, что обеспечивает как повышенную мотивацию и интерес к предмету, так и уводит ребенка в Интернете с несовместимых с воспитанием и обучением сайтов на сайт педагога;
- использую дистанционные методы повышения своей квалификации;
- внедряю и учу детей использовать электронные словари, что значительно облегчает работу с текстом;
- организую просмотр видео, аудио на французском языке в режиме онлайн, причем данные потоки информации невозможно найти на российском телевидении или радио;
- использую различные индивидуальные обучающие программы, которые в значительном количестве выпущены серьезными издательствами.
Для этого стараюсь изучать и применять в своей профессиональной деятельности базовые ИКТ компетенции:
- избирательно использовать ИКТ ресурсы в профессиональной деятельности (текстовые, графические, мультимедийные среды, поисковые системы);
- иметь полное представление об имеющихся медиа ресурсах и образовательных ресурсах в Интернет, рекомендованных для использования в образовательном процессе по предмету, уметь ими воспользоваться, осуществить заказ и подписку;
- уметь оценивать основные педагогические свойства электронных образовательных продуктов, определять педагогическую целесообразность их использования в учебном процессе;
- применять на практике сетевые технологии для участия в сетевых педагогических сообществах;
- уметь технологично представить свой педагогический опыт средствами ИКТ.
Основными направлениями своей работы с применением ИКТ считаю:
- Ведение документации.
- Мониторинг качества обучения.
- Использование ИКТ на уроке.
- Проектная деятельность учащихся.
- Дистанционное образование.
- Самообразование и саморазвитие.
- Воспитательная работа.
Применяю следующие варианты использования
средств ИКТ
урок с мультимедийной поддержкой - в
классе стоит один компьютер, им пользуюсь в
качестве "электронной доски" и ученики для
защиты проектов;
Не забываю о санитарных нормах, касающихся времени работы учеников за компьютером.
В связи с этим может быть удобен вариант, когда в классе постоянно находятся 1-3 компьютера. В этом случае при составлении плана урока предусматриваю момент, когда несколько учеников могут выполнять индивидуальные задания на компьютере, например, во время фронтального опроса или закрепления ранее пройденного материала.
Постоянное присутствие в классе компьютера, на котором по мере необходимости работают все учащиеся, приводит к встраиванию этого средства обучения в разряд обычных.
При подготовке к уроку с использованием ИКТ не забываю, что это УРОК, а, значит, составляю план урока, исходя из его целей. При отборе учебного материала соблюдаю основные дидактические принципы:
- систематичность и последовательность;
- доступность;
- дифференцированный подход;
- научность и др.
При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
Такому уроку свойственно следующее:
- принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
- диалоговый характер обучения;
- управляемость: в любой момент возможна коррекция процесса обучения;
- взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект-объект; субъект-субъект; объект-субъект;
- оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
- поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
Особенности методики.
При применении компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
Компьютерные средства обучения обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя, "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность моей методики обучения с использованием ИКТ.
При этом компьютер заменяет учителя и представляет собой:
- источник учебной информации;
- наглядное пособие;
- тренажер;
- средство диагностики и контроля;
а также
- средство подготовки текстов, их хранение;
- графический редактор;
- средство подготовки выступлений;
Для работы определены преимущества использования ИКТ:
- индивидуализация обучения;
- интенсификация самостоятельной работы учащихся;
- рост объема выполненных на уроке заданий;
- возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков;
- повышение познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента;
- интегрирование обычного урока с компьютером позволяет переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным;
- этот метод обучения очень привлекателен и для меня: помогает лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует мой профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера;
- применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика. Важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе;
- освоение учащимися современных информационных технологий.
Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы применения ИКТ как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения:
- Нет компьютера в домашнем пользовании некоторых учащихся.
- Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.
- Не хватает компьютерного времени на всех.
- В школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на уроках.