Тема урока: "Обособление обстоятельств". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели:

1. Закрепление умения расставлять знаки препинания при деепричастных оборотах и деепричастиях.
2. Познакомить учащихся с исключениями при обособлении одиночных деепричастиий.
3. Работая с текстом художественных произведений, научиться выразительно читать предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастиями и деепричастными оборотами. А главное – распознавать их в тексте.
4. Научиться конструировать предложения с обособленными обстоятельствами.
5. Развитие умения обобщать и делать выводы.

Оборудование: 1) Учебник; 2) тетради – справочники ; 3) сводная таблица – схема ; 4) тексты повести В.Богомолова ,,Иван”; 5) фломастеры ; 6) чистые листы ; 7) доска (+ переносная ) .

Ход урока

I. Организационный момент.

1) Приветствие, знакомство с гостями.

2) Открываем классные тетради, записываем число и тему.

Тема: Обособление. . . . . . . . . . . .

II. Проверка д. / з.

1) Уч-ль: С обособлением какого члена предложения мы познакомились с вами на предыдущих уроках? (С определением.)

Чтобы перейти к новому разделу по теме ,,Обособление”, давайте обобщим полученные знания по 1-му блоку ,,Обособление определения”.

Дома вы должны были написать миниатюру с использованием изученного материала. (Скоро 9 Мая – День победы.)

Тема была такова: ,,Улицы, памятники, памятные места, посвящённые В.О. войне и её героям.

(?) Что получилось? (Читаем работы 3-х учащихся.)

(?) Какие обороты встретились нам?

2) Подведение итогов, выводы: (Подведёт итог ученик , как 1 из экспертов, составлявших таблицу – схему, вошедшую в общую таблицу – блок.)

Выводы: – Какие конструкции и в какой позиции обособляются.

п. о

(Схемы записываются в тетради – справочники фломастерами.)

III. Новый материал.

Уч-ль: (1) Сегодня мы продолжим работу над обособлением, но уже следующего второстепенного члена предложения – обстоятельства.

.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.

Тема: Обособление обстоятельств .

.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.

(Тема записывается в тетрадях.)

Уч-ль: а) Как вы думаете, какова цель нашего урока.

(Учитель дополняет.)

б) Сегодня экспертами будут 2 ученика (учитель называет фамилии двух учеников).

(Лист бумаги и фломастеры.)

Задание: В конце урока вы должны будете подытожить, составив таблицу – схему на листе по тому же принципу, что и по теме ,,Обособление определений”. (Как обособляются; чем бывают выражены; исключения.)

(2) Задание: 1. Запишите предложение на доске. (1 ученик.)

(Когда составляете предложения), [будьте внимательны при расстановке знаков препинания].

Задание: 2. Каково оно по структуре? (Сложное, сл./ подч. )

Задание: 3. Графически обозначьте границы предложений и докажите, что оно сложноподчинённое.

Уч-ль: Вспомните, когда мы изучали обособленные определения, то конструировали из сложноподчинённых с придаточным определительным простое с причастным оборотом.

? Какой синонимичной конструкцией можно заменить сложноподчинённое с придаточным обстоятельственным.

(Простым предложениям с деепричастным оборотом, т. е. параллельным синтаксическим оборотом.)

Задание: 4. Запишите параллельный синтаксический оборот.

(1 ученик на доске записывает получившееся предложение.)

д. о.

Составляя предложения, будьте внимательны при расстановке /.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-./ знаков препинания.

Задание 5. Графически обозначьте обособленные обстоятельства. Чем оно выражено? Что знаем об обособлении деепричастий и деепричастных оборотах?

(Обособляются, т.е. выделяются интонационно и запятыми ).

Задание 6. Чтение параграфа в учебнике.

Уч-ль: Откройте тетради – справочники для подготовки к ГИА и запишите случаи, при которых нет обособления.

Не обособляются одиночные деепричастия и деепричастные обороты:

1. Одиночное деепричастие, стоящее в конце предложения после глагола – сказуемого и имеющее значение образа действия.

(Как? Каким образом?)

Пример: Трава мгновенно дрогнула и пала прошумев.

_____ -.-.-.-.-. _______ и ____ .-.-.-.-.-.-.-.

_______ ____

2. Если деепричастие переходит в наречие.

нар.

Пример: Казаки ехали молча.

______ _____ .-.-.-.-.

_____

3. Если это фразеологический оборот. фраз.

Пример: Ребята бежали по лестнице сломя голову.

.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.

4. Если деепричастие тесно связано с глаголом или является частью составного сказуемого. (Сост. сказ.)

Пример: Феня еще долго сидела пригорюнившись.

_____________________

_____________________

5. Выражения: начиная с, исходя из, спустя…

Пример: Начиная с сентября мы будем учиться в одну смену.

.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.

6. Однородные обстоятельства, одно из которых – наречие, другое – деепричастие. нар. деепр.

Пример: Она читала быстро и молча .

.-.-.-.-.– и .-.-.-.-.

_________________________________________________________

Уч-ль: Обратимся к учебнику, подтверждает ли он записанное нами (стр. 163). (В тетради – справочнике более полная информация.)

IV. Закрепление материала.

Задание: 1. Расставить знаки препинания в предложениях, записанных на доске.

а) И утром, ни с кем не прощаясь, мы двинулись в путь.
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.

б) Не зная броду, не суйся в воду.
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.

в) Я другого люблю, умираю любя.
.-.-.-.-.

(3 ученика у доски.)

Задание:2. Упр. № 320 самостоятельно. (Проверяем.) Оценки в журнал.

Задание: 3. Обратимся вновь к нашему первому предложению.

Составляя предложения, будьте внимательны при расстановке .-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-. знаков препинания.

Это предложение – инструкция. При выполнении следующего задания руководствуйтесь данной инструкцией.

V. Конструирование предложений.

Игра ,,Пантомима”.

Задание: Несколько учеников выходят к доске друг за другом и изображают действия, остальные дети внимательно смотрят и записывают эти действия в предложениях. (Вспомните, как играли, конструируя предложения с причастным оборотом.)

[Если трудно, учитель может начать изображать действие сам.]

Пример: Учитель сидит за столом, оформляя журнал.

(Дети записывают 4–5 предложений. Проверяем.)

VI. Работа с текстом художественного произведения , изученного накануне. (В. Богомолов ,,Иван”.)

Задание: 1. Найти в повести Богомолова ,,Иван” на стр. 11 предложения с обособленными обстоятельствами и выразительно их прочитать, обращая внимание на знаки.

Задание: 2. Развитие речи.

Учитель: Предыдущее задание поможет вам справиться с творческой работой.

Попытайтесь, использовав полученные знания, написать сочинение – миниатюру (5–6 предл.). Вспомните эпизод повести, когда Иван один отправился по глубокому глинистому оврагу во тьму, в холод и дождь, чтобы достать важные сведения. (Конец 6 – начало 7 главы.) (5–7 мин.)

VII. Итоги урока: 1. Слово экспертам. (Чем может быть выражено обособленное обстоятельство? При каких условиях обособляется?

Какие исключения?) Эксперты показывают таблицу– схему по обособлению обстоятельств.

…,/.-.-.-.-.-.-/,… (обособляется вне зависимости от места)

д. гл.

….,/.-.-.-.-.-./,_____

_____

(Остальные схемы в материале “Не обособляются одиночные деепричастия и деепричастные обороты ” . Они зафиксированы в тетради-справочнике у учащихся, а у экспертов фломастерами на листах.) Эти схемы вывешиваются на стенд “Учись учиться”.

Слово учителю. (Общие выводы по уроку.) Оценки за урок.

VIII. Д. / з. Выписать 4–5 пословиц или поговорок с использованием деепричастий и деепричастных оборотов.

Правильно расставьте знаки препинания.