Цели:
1. Закрепление умения расставлять знаки препинания при деепричастных оборотах
и деепричастиях.
2. Познакомить учащихся с исключениями при обособлении одиночных деепричастиий.
3. Работая с текстом художественных произведений, научиться выразительно читать
предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастиями и
деепричастными оборотами. А главное – распознавать их в тексте.
4. Научиться конструировать предложения с обособленными обстоятельствами.
5. Развитие умения обобщать и делать выводы.
Оборудование: 1) Учебник; 2) тетради – справочники ; 3) сводная таблица – схема ; 4) тексты повести В.Богомолова ,,Иван”; 5) фломастеры ; 6) чистые листы ; 7) доска (+ переносная ) .
Ход урока
I. Организационный момент.
1) Приветствие, знакомство с гостями.
2) Открываем классные тетради, записываем число и тему.
Тема: Обособление. . . . . . . . . . . .
II. Проверка д. / з.
1) Уч-ль: С обособлением какого члена предложения мы познакомились с вами на предыдущих уроках? (С определением.)
Чтобы перейти к новому разделу по теме ,,Обособление”, давайте обобщим полученные знания по 1-му блоку ,,Обособление определения”.
Дома вы должны были написать миниатюру с использованием изученного материала. (Скоро 9 Мая – День победы.)
Тема была такова: ,,Улицы, памятники, памятные места, посвящённые В.О. войне и её героям.
(?) Что получилось? (Читаем работы 3-х учащихся.)
(?) Какие обороты встретились нам?
2) Подведение итогов, выводы: (Подведёт итог ученик , как 1 из экспертов, составлявших таблицу – схему, вошедшую в общую таблицу – блок.)
Выводы: – Какие конструкции и в какой позиции обособляются.
п. о
(Схемы записываются в тетради – справочники фломастерами.)
III. Новый материал.
Уч-ль: (1) Сегодня мы продолжим работу над обособлением, но уже следующего второстепенного члена предложения – обстоятельства.
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.
Тема: Обособление обстоятельств .
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.
(Тема записывается в тетрадях.)
Уч-ль: а) Как вы думаете, какова цель нашего урока.
(Учитель дополняет.)
б) Сегодня экспертами будут 2 ученика (учитель называет фамилии двух учеников).
(Лист бумаги и фломастеры.)
Задание: В конце урока вы должны будете подытожить, составив таблицу – схему на листе по тому же принципу, что и по теме ,,Обособление определений”. (Как обособляются; чем бывают выражены; исключения.)
(2) Задание: 1. Запишите предложение на доске. (1 ученик.)
(Когда составляете предложения), [будьте внимательны при расстановке знаков препинания].
Задание: 2. Каково оно по структуре? (Сложное, сл./ подч. )
Задание: 3. Графически обозначьте границы предложений и докажите, что оно сложноподчинённое.
Уч-ль: Вспомните, когда мы изучали обособленные определения, то конструировали из сложноподчинённых с придаточным определительным простое с причастным оборотом.
? Какой синонимичной конструкцией можно заменить сложноподчинённое с придаточным обстоятельственным.
(Простым предложениям с деепричастным оборотом, т. е. параллельным синтаксическим оборотом.)
Задание: 4. Запишите параллельный синтаксический оборот.
(1 ученик на доске записывает получившееся предложение.)
д. о.
Составляя предложения, будьте внимательны при расстановке
/.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-./ знаков препинания.Задание 5. Графически обозначьте обособленные обстоятельства. Чем оно выражено? Что знаем об обособлении деепричастий и деепричастных оборотах?
(Обособляются, т.е. выделяются интонационно и запятыми ).
Задание 6. Чтение параграфа в учебнике.
Уч-ль: Откройте тетради – справочники для подготовки к ГИА и запишите случаи, при которых нет обособления.
Не обособляются одиночные деепричастия и деепричастные обороты:
1. Одиночное деепричастие, стоящее в конце предложения после глагола – сказуемого и имеющее значение образа действия.
(Как? Каким образом?)
Пример: Трава мгновенно дрогнула и пала прошумев.
_____ -.-.-.-.-. _______ и ____ .-.-.-.-.-.-.-._______ ____
2. Если деепричастие переходит в наречие.
нар.
Пример: Казаки ехали молча.
______ _____ .-.-.-.-._____
3. Если это фразеологический оборот. фраз.
Пример: Ребята бежали по лестнице сломя голову.
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.4. Если деепричастие тесно связано с глаголом или является частью составного сказуемого. (Сост. сказ.)
Пример: Феня еще долго сидела пригорюнившись.
__________________________________________
5. Выражения: начиная с, исходя из, спустя…
Пример: Начиная с сентября мы будем учиться в одну смену.
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.
6. Однородные обстоятельства, одно из которых – наречие, другое – деепричастие. нар. деепр.
Пример: Она читала быстро и молча .
.-.-.-.-.– и .-.-.-.-.
_________________________________________________________
Уч-ль: Обратимся к учебнику, подтверждает ли он записанное нами (стр. 163). (В тетради – справочнике более полная информация.)
IV. Закрепление материала.
Задание: 1. Расставить знаки препинания в предложениях, записанных на доске.
а) И утром, ни с кем не прощаясь, мы двинулись в путь.
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.
б) Не зная броду, не суйся в воду.
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.
в) Я другого люблю, умираю любя.
.-.-.-.-.
(3 ученика у доски.)
Задание:2. Упр. № 320 самостоятельно. (Проверяем.) Оценки в журнал.
Задание: 3. Обратимся вновь к нашему первому предложению.
Составляя предложения, будьте внимательны при расстановке
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-. знаков препинания.Это предложение – инструкция. При выполнении следующего задания руководствуйтесь данной инструкцией.
V. Конструирование предложений.
Игра ,,Пантомима”.
Задание: Несколько учеников выходят к доске друг за другом и изображают действия, остальные дети внимательно смотрят и записывают эти действия в предложениях. (Вспомните, как играли, конструируя предложения с причастным оборотом.)
[Если трудно, учитель может начать изображать действие сам.]
Пример: Учитель сидит за столом, оформляя журнал.
(Дети записывают 4–5 предложений. Проверяем.)
VI. Работа с текстом художественного произведения , изученного накануне. (В. Богомолов ,,Иван”.)
Задание: 1. Найти в повести Богомолова ,,Иван” на стр. 11 предложения с обособленными обстоятельствами и выразительно их прочитать, обращая внимание на знаки.
Задание: 2. Развитие речи.
Учитель: Предыдущее задание поможет вам справиться с творческой работой.
Попытайтесь, использовав полученные знания, написать сочинение – миниатюру (5–6 предл.). Вспомните эпизод повести, когда Иван один отправился по глубокому глинистому оврагу во тьму, в холод и дождь, чтобы достать важные сведения. (Конец 6 – начало 7 главы.) (5–7 мин.)
VII. Итоги урока: 1. Слово экспертам. (Чем может быть выражено обособленное обстоятельство? При каких условиях обособляется?
Какие исключения?) Эксперты показывают таблицу– схему по обособлению обстоятельств.
…,/.-.-.-.-.-.-/,… (обособляется вне зависимости от места)
д. гл.
….,/.-.-.-.-.-./,_____
_____
(Остальные схемы в материале “Не обособляются одиночные деепричастия и деепричастные обороты ”
. Они зафиксированы в тетради-справочнике у учащихся, а у экспертов фломастерами на листах.) Эти схемы вывешиваются на стенд “Учись учиться”.Слово учителю. (Общие выводы по уроку.) Оценки за урок.
VIII. Д. / з. Выписать 4–5 пословиц или поговорок с использованием деепричастий и деепричастных оборотов.
Правильно расставьте знаки препинания.