Цели урока:
- закрепить знания об имени существительном в игровой форме;
- развивать умение применять полученные знания на практике;
- продолжать развивать навык различать собственные и нарицательные имена существительные, одушевленные и неодушевленные;
- развивать умение определять число имени существительного;
- развивать внимание, память;
Оборудование: изображения различных предметов, мягкие игрушки, шарики, методический материал.
Ход урока
– Здравствуйте, ребята! Сегодня утром я получила письмо. Посмотрим, что внутри. Приглашение на День рождения. (Учитель читает вслух) Хотите пойти?
А пойдем мы туда вместе с Винни-Пухом, Пятачком и осликом Иа.
Чтобы попасть в домик Тигрули нужно пройти через лес. Не простой, а заколдованный, с заданиями и препятствиями. Не боитесь? Тогда в путь.
Перед нами густой и дремучий лес. Ничего не видно. Надо что – то делать. Помогут нам светлячки. Но вот беда: буквы загораживают их. Нужно расставить буквы в правильном порядке и тогда мы освободим светлячков. (Дети расставляют буквы в правильном порядке, учитель снимает буквы с светлячков и выкладывает из них слово)
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Теперь мы с вами знаем, с какой темой будут связаны задания. Можем идти.
А пока идём, будем вспоминать то, что учили про имя существительное, вдруг какие – то знания пригодятся в пути. Что же обозначает имя существительное?
Предмет.
Но что это такое? (на доске слова, изображающие завал из веток) Наверное, был сильный ветер, нужно разобрать завал. Давайте разложим эти веточки в две стороны: в одну – слова, которые являются именами существительными, в другую – те, которые ими не являются.
Колпак, шарики, торт, подарки, цветы.
Какие же слова оказались у нас в левой стороне?
Это предметы, которые связаны с праздником День рождения.
Молодцы, справились. Пойдем дальше...
Что это там впереди виднеется? Какие-то большие книги. (На доске изображение двух книг, на обложках у них написано: КТО? ЧТО?) Давайте их откроем. (Учитель открывает книги, из них выпадают листочки, с именами существительными)
Ой, как же так. Надо всё собрать и вернуть на свои места, иначе лес нас дальше не пустит.
А как раскладывать слова вы догадались?
В первую книжку положить все слова, которые отвечают на вопрос КТО?, а во вторую – те, которые отвечают на вопрос ЧТО?
Правильно. (Дети по одному выходят к доске и кладут листочки со словами в нужную книгу)
Потрудились, теперь можно и отдохнуть.
Физминутка.
Куда идём
Мы с Пятачком –
Большой – большой секрет,
И не расскажем мы о нём
Да – да!
(Верней, нет – нет!)
Зачем шагаем мы вдвоём,
Откуда и куда?
Секретов мы не выдаём!
Нет – нет!
(Верней, да – да!)
Идём дальше... (налетел сильный ветер и откуда – то принёс воздушные шары)
Эти шарики принёс ветер, но, конечно, они тоже волшебные и просто так убрать их не получится, нужно выполнить задание. Какое? Есть подсказка.
(На одном шарике два слова: одно существительное собственное, другое нарицательное)
Придумать по два существительных (собственное и нарицательное) на первую букву в названии цвета шарика. Давайте вспомним, что такое собственные и нарицательные имена существительные?
Собственные имена существительные – это имена, фамилии, отчества, названия городов, рек, клички животных. Они пишутся с большой буквы.
Нарицательные имена существительные обозначают предметы и явления природы.
зелёный фиолетовый синий жёлтый красный голубой
(Дети придумывают по два слова и шарик "улетает")
Путь свободен. Осталось совсем чуть -чуть.
(На доске написаны слова, а рядом листочки с буквами. Дети должны поменять в каждое слове одну букву, чтобы получилось другое слово)
Перед вами слова и листочки, которые опали с деревьев. На каждом листике написана буква. Вы должны выбрать букву и заменить ею одну букву в слове так, чтобы получилось другое слово.
Уж Ус Ворона Корона Мальчик Пальчик Коза Коса
Догадались что волшебного в этом задании?
Из одушевлённых существительных получились неодушевлённые.
Одушевлённые имена существительные обозначают людей и животных.
Неодушевлённые все остальные.
Последнее препятствие: (на доске записаны слова, в каждом ряду по 4 слова, учащиеся должны найти лишнее) На доске записаны слова. Вам нужно найти лишнее.
стол автобус дом книги ручки машины дерево стулья
Лишними словами будут: книги (все слова в единственном числе, а книги во множественном); дерево (все слова во множественном числе, а дерево в единственном).
Есть слова, которые употребляются только в единственном числе: метро, Франция; во множественном – ножницы, очки.
Вот мы и добрались до домика Тигрули. Он уже нас встречает.
Поздравляем именинника, будем дарить подарки. Только вот беда: пока мы шли , все бантики и коробочки перепутались . Давайте поможем подобрать к каждой коробочке свой бантик. (на коробочках написано: КТО? СОБСТВЕННЫЕ ОДУШЕВЛЁННЫЕ ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО, а на бантиках – ЧТО? НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО)
Подбирая бантики к коробочкам, дети повторяют пройденный материал.
Теперь можно отдохнуть и попить чай. А вот и торт. Тигруля раздал каждому по кусочку. Покушали, а на тарелочке у каждого осталось слово – существительное. Каждый ребенок поочереди рассказывает о своем слове.
А мы еще раз поздравляем Тигрулю с Днем рождения!
Спасибо за урок.