Цели.
- Создать праздничное настроение при прощании с начальной школой, атмосферу доброжелательности, положительных эмоций.
- Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям, живущим и работающим в оленеводческом хозяйстве, чувство дружбы, коллективизма, поддержки, чувство юмора.
- Продемонстрировать родителям организованность, ответственность, умение вести праздничную программу.
- Показать некоторые эпизоды из жизни класса за период обучения.
Оборудование.
- Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, колонки.
- Компьютерная презентация, видеозаписи диалогов “дикторов”, эпизодов из жизни класса за период обучения, фонограммы песен и фанфар.
- Два микрофона.
- Украшения для зала: драпировка, плакаты, цветы, воздушные шарики.
- Рисунок боя, дневник с большой двойкой, дипломы для четвероклассников, книги детям в подарок.
(Перед началом праздника, пока собираются гости, звучат школьные песни.
Звучат фанфары “Барабаны”. Учитель сидит за компьютером, управляет презентацией, торжественно объявляет.)
– В зал приглашаются выпускники начальной школы Центра образования села Амгуэмы!
(Продолжают звучать фанфары “Барабаны”. Дети заходят в зал парами, проходят круг, мальчики подводят девочек к их местам.)
Видеозапись 1 (На видео в “студии” 2 “диктора” ведут новостную передачу.)
– Внимание! В студии пресс-центра “Наши кармаши” ведущие проекта “Последний раз в четвёртый класс” Полина Быличкина…
– … и Клавдия Тымненкау!
– Здравствуйте, уважаемые зрители!
(Стук упавшей книги. Дикторы подскакивают.)
– Что случилось?
– Что случилось? С полки азбука свалилась!
– Репортаж с места событий наших корреспондентов Карины Исакановой и Андрея Тынены.
– Карина? Андрей?
Журналисты Карина и Андрей. (Каждый раз “журналисты” встают с микрофонами, имитируя репортаж с места событий.)
Карина. Что случилось? Что случилось?
С полки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М,
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!
Андрей. Потеряла буква Ю
Перекладинку свою!
Очутившись на полу,
Поломала хвостик У!
Карина. Ф, бедняжку, так раздуло -
Не прочесть её никак.
Букву Р перевернуло -
Превратило в мягкий знак!
Андрей. Буква С совсем сомкнулась -
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого!
Карина. Да хорошо ещё, что в это время в школу в первый класс шла очередная группа детского сада.
Андрей. Первоклассники быстро это дело поправили!
Карина. Те ещё грамотеи!
(Видеозапись детей, когда они прощались с детским садом: песня-игра “Грамотей”.)
Видеозапись 2
– Эти дети выучились читать, писать, считать.
– Одолели такие предметы как окружающий мир, ОБЖ, чукотский и английский языки.
– Прямо полиглоты какие-то!
– Сколько всего ученики смогли выучить! Как они всё это смогли сделать?
– Об этом репортаж нашего специального корреспондента Букреевой Галины.
– Галина?
Журналист Галина
– За четыре года учёбы у этих детей было 3 243 урока! Они посетили 135 классных часа! Количество посещённых кружков не поддаётся исчислению, так как у всех оно было разным. Но их точно не менее 700. А ещё ж есть кружки внешкольные!
Ученики побегали и попрыгали на 3 108 переменах, из них 777 перемен прошли в спортзале! Съели 777 обедов и столько же вторых завтраков!
Спрашиваете, как они всё это успели? Да легко, весело и с улыбкой! Вот так!
(Дети исполняют песню “Улыбка”)
Видеозапись 3
– Ужас, что приходится терпеть бедным детям.
– Как только они всё это выдерживают?
– Хотела бы я видеть, как ученики преодолели все эти трудности.
– А давайте посмотрим.
– У нас в Амгуэмской школе работает специальный корреспондент Дмитрий Халикназаров.
– Дмитрий?
Журналист Дмитрий
– Мы присутствуем на уроках у четвероклассников. Давайте тихонько послушаем, о чём говорят на уроках ученики, чему они научились.
“Школьные анекдоты”
(Пока демонстрируется музыкальная заставка из “Ералаша”, дети расставляют стулья как обычно они стоят в классе: 2 ряда по 2 стульчика – импровизированный класс. Центр свободен для показа слайдов. Все дети по очереди играют роли учителей и учеников. Между рассказанными историями, пока один “учитель” садится, а другой встаёт, звучит короткий отрывок музыки из “Ералаша”.)
Ваза
Учитель: Итак, дети, сегодня мы рисуем вазу. (Проходит между рядами парт, рассматривая работы учеников.) Андрей, объясни - что это?!
Ученик: Ну, как же, Иван Иванович! Это - ваза!
Учитель: Это - ваза?!!!!
Ученик: Иван Иванович, вы же художник! Вы должны понимать, что я так вижу! Вот так я вижу вазу! (Показывает рисунок, на котором изображён бой: танки, самолёты, взрывы.)
Учитель (спокойно): Ну, хорошо… давай дневник!
(Ученик отдает дневник учителю. Учитель ставит большую двойку и отдает дневник ученику.)
Ученик (заглянув в дневник): Два?! За что?!!
Учитель: Да что ты, Андрюша! Это не два, это - пять! Просто я так вижу!
Бокс
Учитель: Егор, ты с трудом считаешь до десяти. Ума не приложу, кем ты сможешь стать?
Егор: Судьёй по боксу, Иван Иваныч!
Конфеты и математика
Учитель: Решать задачу к доске идёт... Лена. (Лена выходит к доске.) Слушай внимательно условие задачи. Папа купил 1 килограмм конфет, и мама - ещё 2 килограмма. Сколько ... (Лена направляется к двери.) Лена, ты куда?!
Лена: Домой побежала конфеты есть!
Брат и математика
Учитель: Дима, если у тебя есть десять рублей, и ты попросишь у брата ещё десять рублей, сколько у тебя будет денег?
Дима: Десять рублей.
Учитель: Да ты просто не знаешь математики!
Дима: Нет, это Вы не знаете моего брата!
Адвокат
Учитель: Митя, ответь, пожалуйста, как найти площадь прямоугольника?
Митя: Марья Ивановна, отвечать на ваш вопрос я буду только в присутствии своего адвоката!
Кто учит уроки
Учитель: Галя, почему уроки за тебя всегда делает отец?
Галя: А у мамы нет свободного времени!
Пять диких животных
Учитель: Кто может назвать пять диких животных?
(Дима тянет руку.)
Учитель: Отвечай, Дима.
Дима: Тигр, тигрица и ... три тигрёнка.
Дремучие леса
Учитель: Что такое дремучие леса? Отвечай, Настя!
Настя: Это такие леса, в которых... хорошо дремать.
Части цветка
Учитель: Карина, назови, пожалуйста, части цветка.
Карина: Лепестки, стебель, горшок.
Польза
Учитель: Клава, ответь нам, пожалуйста, какую пользу приносят человеку птицы и звери?
Клава: Птицы клюют комаров, а кошки ловят для него мышей.
От обезьян
(Поля тянет руку.)
Учитель: Что тебе, Поля? Что-то хочешь спросить?
Поля: Марь Иванна, правда, что люди от обезьяны произошли?
Учитель: Правда.
Поля: То-то я смотрю: обезьян так мало стало!
Сколько живут мыши
Учитель: Вова, ответь, пожалуйста, сколько живут мыши?
Вова: Ну, Марь Иванна, это целиком и полностью зависит от кошки.
Падежи (демонстрация записи на экране)
Учитель: Серёжа, выйди к доске и запиши небольшой рассказ, который я тебе продиктую.
(Серёжа выходит к доске и готовится писать.)
Учитель (диктует): "Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться".
(На экране появляется текст.)
Учитель: Прекрасно! Подчеркни в своём рассказе все имена существительные.
(Ученик подчёркивает слова: "папа", "мама", "Вову", "поведение", "Вова", "обещание".)
Учитель: Готово? Определи, в каких падежах стоят эти существительные. Понял?
Ученик: Да!
Учитель: Начинай!
Ученик: "Папа и мама". Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный. Ругали кого? чего? Вову. "Вова" - это имя. Значит, падеж именительный. Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Значит, у "поведения" падеж творительный. Вова молчал виновато. Значит, здесь у "Вовы" падеж винительный. Ну, а "обещание", конечно, в дательном падеже, раз Вова его дал! Вот и всё!
Учитель: Да-а, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Серёжа. Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить?
Ученик: Какую? Конечно, пятёрку!
Учитель: Значит, пятёрку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово - "пятёрку"?
Ученик: В предложном!
Учитель: В предложном? Почему же?
Ученик: Ну, я же её сам предложил!
(Под музыку из “Ералаша” дети ставят стулья на место.)
Видеозапись 4
– Да, знания у детей специфические…
– Но зато они вместе и им весело!
(Дети исполняют песню “Вместе весело шагать…”)
Видеозапись 5
– Стоит ли расстраиваться и огорчаться, ведь детство долгим не бывает.
– А четвёртому классу будет что вспомнить.
– Ведь запоминается то, что делалось вместе.
(Демонстрируется видео смотра строя и песни.)
(Дети исполняют песню “Чему учат в школе” (рок-микс).)
Видеозапись 6
– Необыкновенные дети!
– Активные, неунывающие!
– Что же за дети, этот 4 класс?
– Из какого теста они слеплены?
– Это попыталась узнать наш специальный корреспондент Елена Вотёльгина.
– Елена?
Журналист Елена
– Вы не поверите, целый день наша операторская группа охотилась за секретом и вот эти дети согласились им поделиться.
(Дети строятся перед зрителями.)
– Так из чего же вы сделаны?
(Песня “Из чего же…”. После песни расходятся по сторонам экрана – на 2 части.)
Видеозапись 7
– Да… Чего только не бывает на свете!
– Явно в этом классе линеек, батареек, хлопушек и стекляшек больше, чем платочков и клубочков.
– И что, эти линейки и батарейки не обижают девчонок?
– Елена, можно ли у них взять интервью?
– Елена?
Журналист Елена (продолжение)
– Ребята, как удаётся вам делать вместе дела, не ссориться, находить общий язык? Что помогает вам?
Дети. Дружба!
(Дети исполняют песню “Мальчишки и девчонки”. После исполнения уходят переодеваться в национальные костюмы.)
Видеозапись 8
– Где же такие чудеса происходят?
– Сейчас попробуем это прояснить.
– На связи наш специальный корреспондент Сергей Попов.
– Сергей, мы вас слушаем внимательно и готовы купить билеты в тот чудесный край.
– Сергей?
(На фоне демонстрации фотографий оленеводов, эпизодов их работы в тундре рассказывает очередной журналист.)
Журналист Сергей
– Этот край – Чукотка!.. Холодный, суровый край, вечная мерзлота. Только коротким летом солнце пытается согреть землю. Но не успевает растаять снег в расщелинах сопок, как снова землю охватывает леденящая стужа. Кажется, разве возможна жизнь в таком холоде? Но и здесь живут люди. Когда-то, много тысяч лет назад, предки современных эскимосов, чукчей и коряков не побоялись стужи и вечных льдов, приспособились к суровым условиям Севера.
Природа была безжалостна к людям. И не мог справиться с такими испытаниями слабый, хилый человек. Выживали только сильные, мужественные, выносливые. И вы сейчас видите их достойных потомков!
(Исполняется чукотский танец. После танца дети переодеваются.)
Видеозапись 9
– Главная новость на этот час – 4 класс исчез!
– Как исчез?
– Обрываются все провода телефонов!
– В бешеном темпе крутятся спутники связи вокруг Земли!
– Наконец-то на связи наш специальный корреспондент Михаил Евайвыквын!
– Михаил, проясните обстановку: куда делся 4 класс?
– Михаил?
Журналист Михаил
– Пусть планета спит спокойно! Он превратился в 5 класс! И сделали ученики это красиво – в темпе вальса! Ученики выглядят потрясающе! Такое впечатление, что они не начальную школу закончили, а среднюю.
(Дети танцуют вальс, после танца строятся по обе стороны экрана. Поют песню “Круто, ты попал в 5 класс”.)
Видеозапись 10
– Свершилось!
– Свершилось!
– Свершилось! Ура!
– Все ученики 4 класса перешли в 5 класс!
– Четыре мая и четыре сентября шли мы по этой дороге,
– По которой шагали не зря, на которой узнали так много!
– Принимают поздравления наши ученики!
(Звучат фанфары “Величественные”. Ученики парами идут по кругу, мальчики сажают девочек, проходят на свои места. Учитель поздравляет учеников, вручает книги в подарок. Детей поздравляют администрация и родители. Родители приглашают детей и гостей в импровизированное кафе “Сюрприз”, где по отдельной программе проводится чаепитие и игры.)