Цель: обобщить и систематизировать первоначальные знания учащихся о частях речи.
Задачи:
заложить основы представления об общности слов, относящихся к определенным частям речи;
показать роль слов каждой части речи;
обогащать активный словарь учащихся.
Формирование познавательных УУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие; умение строить логическую цепь рассуждения.
Формирование регулятивных УУД: умение выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.
Формирование личностных УУД: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, этическое оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Формирование коммуникативных УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и “незнания”, свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Планируемые результаты:
Предметные: ученик научится определять части речи, рассказывать о морфологических признаках частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола; научится писать: предложения со словами, обозначающими разные части речи; орфограммы в словарных словах.
Метапредметные: ученик, учится организовать своё рабочее место, наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.
Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.
Оборудование: презентация, у учащихся “домики” с заданием, “тучки” светлые и темные для каждого ребенка для рефлексии.
Ход урока
1. Мотивация к деятельности.
Урок русского языка.
Я тетрадь свою открою
И как надо положу, я,
Друзья от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду ровно не согнусь.
За работу я примусь.
(Запись числа в тетрадях)
Ребята, скажите, отчего человек испытывает радость? (От хорошего настроения, от хороших результатов своей работы).
Какое слово нужно вставить, чтобы получилась пословица? (Слайд №2). Презентация
Где ….., там и радость.
Как понимаете смысл пословицы? А как нам сегодня получить радость, удовлетворение? (Хорошо поработать)
Запись пословицы. А можно назвать эту пословицу предложением? Почему? (Слова связаны по смыслу, есть законченная мысль)
2. Формулирование темы и цели урока.
Какие слова называются однокоренными словами?
Подберите однокоренные слова к слову радость. (Слайд №3)
На какие группы можно разделить эти слова? Докажите. (Слайд №4, 5)
Радость, радостный, радовать
Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке? (Закреплять знания о частях речи)
3. Повторение и систематизирование ранее изученного материала.
Какая часть речи может о себе рассказать так?
Давно живу я в мире этом.
Даю названия предметам. (Имя
существительное)
Давайте вспомним, что вы знаете о имени существительном. (Слайд №6)
Какая часть речи может так сказать о себе?
Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны,
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь. (Имя
прилагательное)
Что вы знаете о прилагательном? (Слайд №7)
Какая часть речи может так сказать?
Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду, все в действие придет
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады и хлеб в полях растет. (Глагол)
Что знаете о глаголах? (Слайд №8)
Я показываю картинки, а вы называете предмет, его признаки и действия. (Слайд №9, 10, 11)
Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется
Бабочка кружит и вьется.
Работа в парах. (Слайд №12)
На партах листочки с рисунками домиков. Игра “Засели домики”. Слова (сорока, шустрый, стрекочет, воробей, ворона, черная, болтливая, прыгает, каркает, корова, пестрая, жует, быстро) “расселить” в домики. Работаем в паре со своим соседом по парте, разрешается обсуждать, доказывать, помогать соседу.
Какие слова заселили в 1 домик? Почему?
Какие слова заселили во 2домик?
Какие слова заселили в 3 домик?
Какое слово не заселили? Почему? Оно будет жить в другом домике, т.к это другая часть речи- наречие, о которой мы узнаем позже.
Проверка. (Слайд №13)
Что вы можете сказать о словах в первом столбике? (Одушевленные, словарные слова с сочетанием оро).
Чему мы сейчас учились? (Распределять слова на группы по частям речи).
Эти слова хоть и живут в разных домиках, но могут ходить друг к другу в гости.
Какие существительные могут идти в гости к прилагательным, чтобы получилось словосочетание сущ. + прил.?
А теперь существительные идут в гости к глаголам. Какие словосочетания могут получиться?
А теперь все части речи пойдут друг к другу в гости. Что может получиться? (предложения)
Составление предложений. Запись лучших предложений с комментированием у доски, стрелками указываем, как связаны слова в предложении (от одного слова к другому ставим вопрос, определяем какой частью речи является данное слово).
Выпишите из предложения: (слайд №14)
Старый пастух пригнал стадо на зеленый луг.
1 ряд – существительные
2 ряд – прилагательные
3 ряд – глаголы.
4. Рефлексия урока. Какая была цель урока? (Закрепить знания о частях речи) (Слайд № 15)
Кто может сказать
Я знаю, что такое ….
Я умею (делить слова на группы)
Я нахожу (части речи в предложении)
? – у меня остались вопросы.
А теперь поднимите “тучки”, которые вы выбираете в конце урока. Получили ли вы радость от своей работы?