Формы учебной работы: тематический классный час для учащихся 2-го класса.
Цель: Определить понятие “семья”, формировать понятие “счастливая семья”.
Задачи:
- раскрыть понятие “семья”, формировать понятие “счастливая семья”, выявить её особенности;
- развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности;
- воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
Оборудование: генеалогические древа с фотографиями, плакаты “Моя дружная семья”, шары, ребусы, ноутбук, проектор, приложение 1.
Ход классного часа
1. Организационный момент. Психологический настрой.
– Сегодня,1 сентября – в День знаний, первый день нового учебного года, мы поговорим на очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение.
2. Определение темы занятия. Целеполагание.
В семейном кругу мы с вами растём,
Основа основ-родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входил из семьи.
(Звучит песня “Родительский дом”)
– Итак, нам с вами предстоит определить, что такое семья и выяснить, какая семья называется счастливой.
– А для начала мне хотелось бы узнать, как вы провели лето? (рассказы детей)
3. Работа по теме.
1) – Здорово вы провели каникулы, хорошо отдохнули. Знаете, я заметила, что вы, рассказывая о своём отдыхе, употребляли слова: мама, папа, баба, дедушка и т. д. А кто это? (члены семьи)
– Совершенно верно, люди, с которыми мы живём, отдыхаем, которые рядом и в праздники и в трудную минуту – это члены семьи. Они самые близкие, самые родные, самые надёжные друзья.
Подготовленные дети рассказывают свою родословную.
Ученики
Кто живёт в большой квартире?
Четверо мужчин.
Живёт в квартире дедушка,
И папа, и прадедушка,
И Миха – папин сын.
Ещё красавица живёт
С родными неразлучно.
Один из них её зовёт
Своей любимой внучкой,
Дочкой дорогой
Зовёт её другой,
А третий – милой Машей
И хозяйкой нашей!
И называет мамой
Мужчина младший самый.
Подготовленные дети читают мини-сочинения о бабушках и дедушках.
– Каждый из нас обязан своим рождением маме и папе, а они появились благодаря бабушкам и дедушкам, а раньше бабушек и дедушек на Земле появились ваши прабабушки и прадедушки. В каждой семье есть старшее поколение. Они прожили гораздо дольше вас и ваших родителей, больше видели и знают. Относиться надо к ним с почтением, не огорчать их, заботиться о них. Ведь они очень любят своих внуков.
Семейные конкурсы:
– смотать пряжу; – бабушкам или мамам;
– загнать шарик в ведро.
– Я хочу прочитать вам одну легенду “Как появилась семья”.
– Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили они обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал их и сказал: “Никто не научит вас жить дружно и счастливо, вы сами должны понять, что вам надо для счастья, какой вы хотите видеть свою семью”. Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств (каких?): понимание, любовь, уважение, доверие, доброта, забота, помощь, дружба.
– Запомните эти качества. Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье воцарится мир и согласие. А значит, все будут счастливы.
Видео с песней о семье.
Учитель
– Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете? А как вы называете своих родителей?
Стихотворный монтаж (читают дети).
Любимые наши,
Бабушки и дедушки, мамы и папы!
Желаем мы вам, дорогие, здоровья,
Чтобы не было причины грустить.
И в полном здравии, конечно,
До свадьбы правнуков дожить.Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
Она во всех затеях со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки, мне всё приятно в ней.
А бабушкины руки люблю всего сильней.А у бабушки моей волосы седые.
А у бабушки моей руки золотые.
И в заботах целый день рук не покладает:
То на спицах вяжет шарф, то носки латает.
Ни одной минуты нет у неё свободной.
Я без дела не сижу, помогаю тоже
Потому что быть хочу на неё похожей.Стала бабушка старой, хворою,
От ходьбы она устаёт.
Храбрым лётчиком стану скоро я,
Посажу её в самолёт.
Не тряхну её, не качну её,
Отдохнёт она наконец.
Скажет бабушка: “Ай, да внучек, мой!
Ай да лётчик мой! Молодец!”
За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Мы благодарны нашим дорогим дедам.Наши папочки не хуже,
Могут кашу, щи варить.
И для дома всё, что нужно,
Могут быстро смастерить.
(Конкурс для пап и дедушек).
- Намотать верёвку на палку;
- Пройти по трапу (по верёвке) с закрытыми глазами;
- Запеленать куклу.
От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме.
Мы любим её как хорошего друга,
За то, что у нас с нею всё сообща,
За то, что, когда нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть у родного плеча.
Мы любим её и за то, что порою
Становятся строже в морщинках глаза,
Но стоит с повинной прийти головою-
Исчезнут морщинки, умчится гроза.
За то, что всегда без утайки и прямо
Мы можем доверить ей сердце своё,
И просто за то, что она – наша мама,
Мы крепко и нежно любим её.
Наши папы– мастера, машинисты, доктора…
Одним словом – удальцы! Наши папы-молодцы!
В праздник наш такой желанный
Что же вам ещё сказать?
Разрешите вам сейчас всем здоровья пожелать!
Не болейте! Не старейте!
Не сердитесь никогда!
Вот такими молодыми
Оставайтесь навсегда!
Конкурс – мама (папа) и ребёнок (представить друг друга).
Мою маму зовут… Моего ребёнка зовут… Моя мама самая… Мой ребёнок самый… Она умеет… Он умеет…
Частушки
Мы весёлые ребята, мы частушки вам споём.
Коль понравятся куплеты, мы ещё их пропоём.Дорогие наши мамы, мы всегда гордимся вами,
Умными, спокойными, будем вас достойны мы!
Наши папочки весёлые могут петь, стихи читать,
Ну а если надо будет, могут “яблочко” сплясать.Любит музыку мой папа, от него не отстаю:
Он играет на гармони, а я песенки пою.Торты, бублики, ватрушки
Всё мы любим от души.
Если любишь пироги,
Состряпать бабушку проси.Деда очень уважаю, смело вам могу сказать!
Очень трудные задачи будем вместе мы решать.Мы частушки вам пропели,
Больше делать нечего.
Мы пойдём, а вы сидите
До другого вечера.
Заповеди для родителей – на слайде.
Конкурс “Кто это?” (или ребусы).
Соревнуются две семьи.
Брат жены – шурин Отец мужа – свёкор Брат мужа – деверь Дочь брата или сестры – племянница Сестра мужа – золовка Брат отца или матери – дядя Сестра жены – свояченица Сестра отца или матери – тётя Мать жены – тёща Жёны двух братьев – свояченицы Отец жены – тесть Мужья двух сестёр – свояки Мать мужа – свекровь Матери жены и мужа – сватьи
– А как вы думаете, наш класс можно назвать семьёй? (Мнения).
Конечно, мы не родственники, но мы видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся победам и огорчаемся из-за неудач. Не зря учителей называют классными мамами. Хочется, чтобы наш класс остался такой семьёй до окончания школы и стал ещё дружнее.
Чтец.
Я вам желаю от души,
Чтобы были дела хороши,
Чтобы в дом не стучалась беда,
Чтоб грустить не пришлось никогда.
Желаю счастья и добра,
Желаю тёплых, светлых дней,
Здоровья, что всего важней.
4. Обобщение.
(На доске ребус) – 7я.
– Итак, о чём мы сегодня говорили? (Ребус подскажет вам)
– Что же такое семья? А почему 7я (мама, папа, я, 2бабушки, 2дедушки)
– Но количество членов семьи может быть разным. Но…главное, чтобы в семье царили мир и покой, доброта и взаимопонимание – тогда и будет в этой семье всё хорошо. Тогда и назовут её счастливой.
5. Итог классного часа.
– О чём мы сегодня говорили? Что нового узнали?
Дома нарисуйте свою семью и принесите рисунки в класс.
– У нас осталась одна минутка, минутка откровения.
(Учитель говорит со свечой в руке):
– Посмотрите друг другу в глаза, подумайте, что хорошего вы бы хотели сказать.
Любите друг друга искренним сердцем,
Любите друг друга открытой душой,
Чтоб не было места, где злобе пригреться,
Чтоб в сердце пришёл долгожданный покой.
(Звучит песня “Крыша дома твоего” или “Изгиб гитары жёлтой”).