Урок русского языка по теме «Буквы "о" и "а" в корне -гор-, -гар-"»

Разделы: Русский язык


Цели:

1. Научить определять условия выбора –гор, -гар, учитывая лексическое значение корня;
2. Развитие умения применять данное правило на практике, формирование навыков работы с текстом, умение находить в тексте выразительные средства языка. Определять тему, тип и стиль текста;
3. Воспитание любви к природе, бережному отношению к ней;
4. Развитие чувства общения с природой, значимости, ценности этого общения.

Дидактическое пространство урока: дидактический материал (текст, памятка работы с текстом, карточки с индивидуальным заданием); репродукции картин об осени, таблицы, ТСО, кассета с записью музыкального шедевра А. Вивальди “Времена года” (ч.3 “Осень”).

Ход урока

1. Проверка домашнего задания упр. 111. Повторите правила орфограмма №26, 13, 12.

2. Наблюдения на с. 47, чтение материала 22.

3. Объяснительный диктант.

Разгореться в печи, газовая горелка, снять нагар, загорать на пляже, беречься от загара, загорелый малыш.

4. Слово учителя.

Последние три словосочетания напомнили нам о лете, у всех остались приятные впечатления, но сейчас за окном золотая осень, я постаралась подобрать текст к сегодняшней нашей теме о красоте природы осенью.

5. Чтение текста учителем. В это время звучит отрывок из произведения А. Вивальди “Времена года” (ч.3 “Осень”. Аdagio molto).

Леса в Мещере разбойничьи, глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам. Пробираться сквозь заросли кустов, по дорогам к дальнему озеру.

Путь в лесах – это километры тишины, безветрия.

Я люблю лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью, в траве горят светлячки.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Последний луч солнца ещё касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. На западе ещё тлеет зорька, в зарослях волчьих ягод кричит выпь.

Вот и озеро. Здесь под березой расположились знакомые рыбаки. Их лиц я не вижу из-за дыма костра, который то разгорается, то гаснет.

(По К. Паустовскому.)

6. Работа с памяткой. Беседа. Работа с текстом.

– Определите, что пред вами текст. Докажите свою точку зрения.
– Озаглавьте текст.
– Укажите тему текста (о чем текст).
– Укажите тип речи текста (рассуждение, повествование, описание).
– Подумайте, какого стиля текст: разговорного или художественного (делового, научного, публицистического). 228-575-689
– Найдите выразительные средства языка (олицетворения, сравнения, эпитеты).

7. Письменное задание по тексту.

Выписать слова с чередующими гласными в корне слова. У вас должно быть 7 слов. Повторить орфограмму № 27.

8. В это время дается индивидуальное задание по карточкам.

  1. Произвести синтаксический разбор предложения.
  2. Произвести морфологический разбор глагола, существительного, прилагательного.
  3. Произвести фонетический разбор слов.

9. Тренировочное упражнение 116.

10. Подведение итога урока.

11. Комментирование оценок.

12. Дифференцированное домашнее задание.

А) выучить правило орфограммы № 27.

Б) общее задание: написать мини – сочинение (5–6 предложений) на тему “Осень” с использованием орфограммы № 27. Учитель читает образец.

Сочинение – миниатюра “Осень”.

Наступила золотая осень. Ты входишь в лес и сразу окунаешься в море берез. Они, словно весёлые подружки, толпятся на поляне. Листва их покрывается желтым, оранжевым цветом и загорается, как слоистый янтарь. Ты сразу чувствуешь это тепло, вдыхаешь запах свежести догоревшего дня. На душе твоей становится спокойно и радостно.

1-му варианту выписать из газеты “ Слава труду” 5 слов на чередующиеся гласные в корне (орфограмма № 27).

2-му варианту придумать 3 сложных предложения, используя слова на сегодняшнюю орфограмму № 27.

Памятка работы с текстом.

1. Определите, что пред вами текст. Докажите свою точку зрения.
2. Озаглавьте текст.
3. Укажите тему текста (о чем текст).
4. Укажите тип речи текста (рассуждение, повествование, описание).
5. Подумайте, какого стиля текст: разговорного или художественного (делового, научного, публицистического).
6. Найдите выразительные средства языка (олицетворения, сравнения, эпитеты).
7. Письменное задание по тексту:
А) выписать слова с чередующимися гласными в тексте;
Б) индивидуальное задание по карточкам.