Цели урока:
- Проверить знания учащихся по данной теме. Продолжить
формирование навыков самостоятельной работы с дополнительной
литературой, навыки работы в группе. Уметь оказывать первую
медицинскую помощь при переломах костей, вывихах суставов,
растяжениях связок и ушибах.
- Развивать умение, сравнивать, оценивать.
- Воспитывать дух соревнования, коллективизма, точность и
быстроту ответов.
Тип урока: обобщающий, урок-конкурс.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование:
- Макет “Скелет человека”.
- Карточки с заданиями: а) Логические цыпочки; б) Юные художники;
в) “Медицинский консилиум” г) “Скорая помощь”; д) Домашнее
задание.
- Платок.
Ход урока
– Сегодня у нас обобщающий урок по теме “Скелет человека”. Этот
урок мы проведём в виде конкурса. Работаем соревнуясь. Ваши ответы
оценивает жюри. Желаю всем удачи. Я разделила Вас на две команды.
Вы должны были придумать оригинальное название своей команде исходя
из темы урока и девиз. – Пожалуйста, представьте свои команды.
(Учащиеся говорят название своей команды и девиз).
– Ну, вот команды представлены. Начинаем работу, итак первый
конкурс “Разминка”.
Конкурс №1. “Разминка”.
1-я команда
- Назовите отделы скелета. (Скелет головы, скелет туловища,
скелет туловища, пояса, конечностей).
- Назовите отделы позвоночника. (Шейный, грудной, поясничный,
крестцовый, копчик).
- Каково число крестцовых позвонков (4-5).
- Каково число грудных позвонков (12)
- Какие кости плечевого пояса вы знаете? (2 ключицы и 2
лопатки).
- Назовите отделы черепа. (Мозговой, лицевой).
- Назовите три трубчатые кости.
- Каково количество свободных рёбер? (4).
- Назовите органическое вещество кости. (Оссеин). 10. Какая кость
у человека самая большая? (Бедренная).
|
2-я команда
- Назовите типы костей. (Трубчатые, плоские).
- Перечислите кости грудной клетки. (Грудина, 12 пар рёбер, 12
грудных позвонков).
- Сколько рёбер у человека? (12 пар).
- Каково число шейных позвонков? (7).
- Назовите кости тазового пояса (2 тазовые кости, сост. Из
подвздошных, седалищных и лобковых).
- Назовите отделы туловища (позвоночник и грудная клетка).
- Назовите 3 губчатые кости.
- Сколько рёбер соединены с грудиной? (10 пар).
- Назовите структурную единицу кости. (Остеон).
- Какие кости человека самые маленькие? (слуховые).
|
Конкурс №2. “Логические цыпочки” (карточки-задания).
Задание: указать лишнее в перечнях костей
(объяснить).
1-я команда
- Рёбра, грудина, позвонки, фаланги пальцев.
- Локтевая, лучевая, бедренная, тазовая.
|
2-я команда
- Тазовые, лопатка, рёбра, плечевая.
- Затылочная, теменные, лапотка, рёбра.
|
Конкурс №3. Юные художники (карточки-задания).
Задание: нарисовать на доске и подписать. 1-я команда –
…части сустава. 2-я команда – …части трубчатой кости.
Конкурс №4. Конкурс капитанов.
Команды должны ответить на вопросы.
1-я команда
- В названии какой части скелета присутствует географический
термин? (Хребет.)
- Какая часть скелета напоминает о неволе? (Грудная клетка.)
- Почему первый шейный позвонок получил название атлант?
- В какую сумку нельзя ничего положить? (В суставную).
- Названия, каких частей скелета связаны с предметами
хозяйственного обихода? (Лопатка, молоточек, наковальня, стремечко,
чашечка).
|
2-я команда
- Назовите, какого отдела скелета обозначает предмет,
используемый при стирке, для мытья в бане? (Таз).
- Какой частью скелета можно “копать”. (Лопатка)
- Какой позвонок в процессе эволюции утратил свою часть, а какой
эту часть взял? (Атлант-ипистрофей).
- Почему части кисти имеют название запястье, пястье? (В основе
этих названий лежит слово “пять” – пять пальцев).
- Есть ли в черепе подвижные кости? (Нижняя челюсть, подъязычная
кость, молоточек, наковальня и стремечко).
|
Конкурс №5. Определить кость.
Андрей Везалий мог с закрытыми глазами на ощупь определить кости
человека. Побудьте и Вы несколько минут Везалием.
Задание: с завязанными глазами на ощупь определить кость:
позвонки, ключицу, лопатку, нижнюю челюсть и т.д.
Конкурс №6. “Медицинский консилиум”
(карточки-задания).
Вписать пропущенные в тексте слова: 1-смещение; 2-сместиться;
3-впадины; 4-повреждение (нарушение целостности); 5-чрезмерного;
6-поверхности; 7-открытые; 8-закрытые; 9-открытом; 10-кости;
11-мышцы; 12-кожи.
При повреждении и растяжении связок в суставе происходит … (1)
костей больше допустимой величины или изменение их обычного
направления. При вывихах в суставе головка одной кости может … (2)
или выйти из … (3) другой. Перелом – это … (4) кости. Происходит
такая патология в случае …(5) действия нагрузки и изменения
распределения на … (6) кости. Переломы бывают … (7) и … (8). При …
(9) переломе происходит повреждение не только … (10), но и … (11) и
… (12).
Конкурс№7. “Скорая помощь” (карточки-задания).
Задание: оказать первую доврачебную помощь при
травмах.
1-я команда
- В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь
при вывихе сустава? а) доставить пострадавшего к врачу; б)
обездвижить конечность; в) наложить холод на повреждённое место; г)
плотно забинтовать повреждённый сустав. Ответ: б,в,г,а.
- Вывих локтевого сустава. Расскажите и покажите, как оказать
первую помощь.
|
2-я команда
- Ваши действия при переломе локтевой кости: а) наложить шину; б)
отправить пострадавшего к врачу; в) обернуть конечность мягким
материалом; г) прибинтовать шину к конечности. Ответ: в,а,г,б.
- Перелом локтевой кости. Расскажите и покажите, как сделать
шинирование.
|
Конкурс №8. Домашнее задание (карточки-задания).
Команды отвечают на полученные заранее вопросы.
|
1-я команда
- Если бы все кости скелета соединялись друг с другом неподвижно,
человек был бы похож на каменное изваяние. Почти все кости черепа
соединены неподвижно, а кости, образующие грудную клетку, имеют
подвижные сочленения. С чем это связано?
- Рост человека – величина непостоянная. Он увеличивается до
25лет, затем примерно до 50 лет остаётся неизменным, после чего
уменьшается на 2-3см. Дайте объяснение этому процессу? (Высыхание
хрящей в суставах и позвоночнике).
- Двое учащихся спорили. Один утверждал, что кость – сложный
живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему?
|
2-я команда
- Позвоночный столб человека является “столбом” только в первые
месяцы жизни ребёнка, в дальнейшем он приобретает форму латинской
буквы S. Такие могли бы быть последствия, если бы
позвоночник оставался “столбом” на всю жизнь и не приобрёл
функциональные изгибы?
- Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать
груз массой в 1500кг, хотя её масса только 0,2кг. Объясните, почему
кость, несмотря на свою лёгкость, столь прочна?
- В теле взрослого человека имеется 206 костей, а в теле
ребёнка-270. Возможно ли это? Дайте обоснованный ответ. (С годами
некоторые косточки срастаются в одну).
|
Жюри подсчитывает баллы и объявляет результаты.
Выставляются оценки.