Обобщающий урок по теме "Скелет человека". 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8


Цели урока:

  • Проверить знания учащихся по данной теме. Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, навыки работы в группе. Уметь оказывать первую медицинскую помощь при переломах костей, вывихах суставов, растяжениях связок и ушибах.
  • Развивать умение, сравнивать, оценивать.
  • Воспитывать дух соревнования, коллективизма, точность и быстроту ответов.

Тип урока: обобщающий, урок-конкурс.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Оборудование:

  1. Макет “Скелет человека”.
  2. Карточки с заданиями: а) Логические цыпочки; б) Юные художники; в) “Медицинский консилиум” г) “Скорая помощь”; д) Домашнее задание.
  3. Платок.

Ход урока

– Сегодня у нас обобщающий урок по теме “Скелет человека”. Этот урок мы проведём в виде конкурса. Работаем соревнуясь. Ваши ответы оценивает жюри. Желаю всем удачи. Я разделила Вас на две команды. Вы должны были придумать оригинальное название своей команде исходя из темы урока и девиз. – Пожалуйста, представьте свои команды. (Учащиеся говорят название своей команды и девиз).

– Ну, вот команды представлены. Начинаем работу, итак первый конкурс “Разминка”.

Конкурс №1. “Разминка”.

1-я команда
  1. Назовите отделы скелета. (Скелет головы, скелет туловища, скелет туловища, пояса, конечностей).
  2. Назовите отделы позвоночника. (Шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчик).
  3. Каково число крестцовых позвонков (4-5).
  4. Каково число грудных позвонков (12)
  5. Какие кости плечевого пояса вы знаете? (2 ключицы и 2 лопатки).
  6. Назовите отделы черепа. (Мозговой, лицевой).
  7. Назовите три трубчатые кости.
  8. Каково количество свободных рёбер? (4).
  9. Назовите органическое вещество кости. (Оссеин). 10. Какая кость у человека самая большая? (Бедренная).
2-я команда
  1. Назовите типы костей. (Трубчатые, плоские).
  2. Перечислите кости грудной клетки. (Грудина, 12 пар рёбер, 12 грудных позвонков).
  3. Сколько рёбер у человека? (12 пар).
  4. Каково число шейных позвонков? (7).
  5. Назовите кости тазового пояса (2 тазовые кости, сост. Из подвздошных, седалищных и лобковых).
  6. Назовите отделы туловища (позвоночник и грудная клетка).
  7. Назовите 3 губчатые кости.
  8. Сколько рёбер соединены с грудиной? (10 пар).
  9. Назовите структурную единицу кости. (Остеон).
  10. Какие кости человека самые маленькие? (слуховые).

Конкурс №2. “Логические цыпочки” (карточки-задания).

Задание: указать лишнее в перечнях костей (объяснить).

1-я команда
  1. Рёбра, грудина, позвонки, фаланги пальцев.
  2. Локтевая, лучевая, бедренная, тазовая.
2-я команда
  1. Тазовые, лопатка, рёбра, плечевая.
  2. Затылочная, теменные, лапотка, рёбра.

Конкурс №3. Юные художники (карточки-задания).

Задание: нарисовать на доске и подписать. 1-я команда – …части сустава. 2-я команда – …части трубчатой кости.

Конкурс №4. Конкурс капитанов.

Команды должны ответить на вопросы.

1-я команда
  1. В названии какой части скелета присутствует географический термин? (Хребет.)
  2. Какая часть скелета напоминает о неволе? (Грудная клетка.)
  3. Почему первый шейный позвонок получил название атлант?
  4. В какую сумку нельзя ничего положить? (В суставную).
  5. Названия, каких частей скелета связаны с предметами хозяйственного обихода? (Лопатка, молоточек, наковальня, стремечко, чашечка).
2-я команда
  1. Назовите, какого отдела скелета обозначает предмет, используемый при стирке, для мытья в бане? (Таз).
  2. Какой частью скелета можно “копать”. (Лопатка)
  3. Какой позвонок в процессе эволюции утратил свою часть, а какой эту часть взял? (Атлант-ипистрофей).
  4. Почему части кисти имеют название запястье, пястье? (В основе этих названий лежит слово “пять” – пять пальцев).
  5. Есть ли в черепе подвижные кости? (Нижняя челюсть, подъязычная кость, молоточек, наковальня и стремечко).

Конкурс №5. Определить кость.

Андрей Везалий мог с закрытыми глазами на ощупь определить кости человека. Побудьте и Вы несколько минут Везалием.

Задание: с завязанными глазами на ощупь определить кость: позвонки, ключицу, лопатку, нижнюю челюсть и т.д.

Конкурс №6. “Медицинский консилиум” (карточки-задания).

Вписать пропущенные в тексте слова: 1-смещение; 2-сместиться; 3-впадины; 4-повреждение (нарушение целостности); 5-чрезмерного; 6-поверхности; 7-открытые; 8-закрытые; 9-открытом; 10-кости; 11-мышцы; 12-кожи.

При повреждении и растяжении связок в суставе происходит … (1) костей больше допустимой величины или изменение их обычного направления. При вывихах в суставе головка одной кости может … (2) или выйти из … (3) другой. Перелом – это … (4) кости. Происходит такая патология в случае …(5) действия нагрузки и изменения распределения на … (6) кости. Переломы бывают … (7) и … (8). При … (9) переломе происходит повреждение не только … (10), но и … (11) и … (12).

Конкурс№7. “Скорая помощь” (карточки-задания).

Задание: оказать первую доврачебную помощь при травмах.

1-я команда
  1. В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при вывихе сустава? а) доставить пострадавшего к врачу; б) обездвижить конечность; в) наложить холод на повреждённое место; г) плотно забинтовать повреждённый сустав. Ответ: б,в,г,а.
  2. Вывих локтевого сустава. Расскажите и покажите, как оказать первую помощь.
2-я команда
  1. Ваши действия при переломе локтевой кости: а) наложить шину; б) отправить пострадавшего к врачу; в) обернуть конечность мягким материалом; г) прибинтовать шину к конечности. Ответ: в,а,г,б.
  2. Перелом локтевой кости. Расскажите и покажите, как сделать шинирование.

Конкурс №8. Домашнее задание (карточки-задания).

Команды отвечают на полученные заранее вопросы.

1-я команда

  1. Если бы все кости скелета соединялись друг с другом неподвижно, человек был бы похож на каменное изваяние. Почти все кости черепа соединены неподвижно, а кости, образующие грудную клетку, имеют подвижные сочленения. С чем это связано?
  2. Рост человека – величина непостоянная. Он увеличивается до 25лет, затем примерно до 50 лет остаётся неизменным, после чего уменьшается на 2-3см. Дайте объяснение этому процессу? (Высыхание хрящей в суставах и позвоночнике).
  3. Двое учащихся спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему?

2-я команда

  1. Позвоночный столб человека является “столбом” только в первые месяцы жизни ребёнка, в дальнейшем он приобретает форму латинской буквы S. Такие могли бы быть последствия, если бы позвоночник оставался “столбом” на всю жизнь и не приобрёл функциональные изгибы?
  2. Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз массой в 1500кг, хотя её масса только 0,2кг. Объясните, почему кость, несмотря на свою лёгкость, столь прочна?
  3. В теле взрослого человека имеется 206 костей, а в теле ребёнка-270. Возможно ли это? Дайте обоснованный ответ. (С годами некоторые косточки срастаются в одну).

Жюри подсчитывает баллы и объявляет результаты.

Выставляются оценки.