Цели урока:
- Проверить знания учащихся по данной теме.
Продолжить формирование навыков
самостоятельной работы с дополнительной
литературой, навыки работы в группе. Уметь
оказывать первую медицинскую помощь при
переломах костей, вывихах суставов, растяжениях
связок и ушибах.
- Развивать умение, сравнивать, оценивать.
- Воспитывать дух соревнования, коллективизма,
точность и быстроту ответов.
Тип урока: обобщающий, урок-конкурс.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование:
- Макет “Скелет человека”.
- Карточки с заданиями: а) Логические цыпочки; б)
Юные художники; в) “Медицинский консилиум” г)
“Скорая помощь”; д) Домашнее задание.
- Платок.
Ход урока
– Сегодня у нас обобщающий урок по теме
“Скелет человека”. Этот урок мы проведём в виде
конкурса. Работаем соревнуясь. Ваши ответы
оценивает жюри. Желаю всем удачи. Я разделила Вас
на две команды. Вы должны были придумать
оригинальное название своей команде исходя из
темы урока и девиз. – Пожалуйста, представьте
свои команды. (Учащиеся говорят название своей
команды и девиз).
– Ну, вот команды представлены. Начинаем
работу, итак первый конкурс “Разминка”.
Конкурс №1. “Разминка”.
1-я команда
- Назовите отделы скелета. (Скелет головы, скелет
туловища, скелет туловища, пояса, конечностей).
- Назовите отделы позвоночника. (Шейный, грудной,
поясничный, крестцовый, копчик).
- Каково число крестцовых позвонков (4-5).
- Каково число грудных позвонков (12)
- Какие кости плечевого пояса вы знаете? (2 ключицы
и 2 лопатки).
- Назовите отделы черепа. (Мозговой, лицевой).
- Назовите три трубчатые кости.
- Каково количество свободных рёбер? (4).
- Назовите органическое вещество кости. (Оссеин).
10. Какая кость у человека самая большая?
(Бедренная).
|
2-я команда
- Назовите типы костей. (Трубчатые, плоские).
- Перечислите кости грудной клетки. (Грудина, 12
пар рёбер, 12 грудных позвонков).
- Сколько рёбер у человека? (12 пар).
- Каково число шейных позвонков? (7).
- Назовите кости тазового пояса (2 тазовые кости,
сост. Из подвздошных, седалищных и лобковых).
- Назовите отделы туловища (позвоночник и грудная
клетка).
- Назовите 3 губчатые кости.
- Сколько рёбер соединены с грудиной? (10 пар).
- Назовите структурную единицу кости. (Остеон).
- Какие кости человека самые маленькие?
(слуховые).
|
Конкурс №2. “Логические цыпочки”
(карточки-задания).
Задание: указать лишнее в перечнях костей
(объяснить).
1-я команда
- Рёбра, грудина, позвонки, фаланги пальцев.
- Локтевая, лучевая, бедренная, тазовая.
|
2-я команда
- Тазовые, лопатка, рёбра, плечевая.
- Затылочная, теменные, лапотка, рёбра.
|
Конкурс №3. Юные художники (карточки-задания).
Задание: нарисовать на доске и подписать. 1-я
команда – …части сустава. 2-я команда – …части
трубчатой кости.
Конкурс №4. Конкурс капитанов.
Команды должны ответить на вопросы.
1-я команда
- В названии какой части скелета присутствует
географический термин? (Хребет.)
- Какая часть скелета напоминает о неволе?
(Грудная клетка.)
- Почему первый шейный позвонок получил название
атлант?
- В какую сумку нельзя ничего положить? (В
суставную).
- Названия, каких частей скелета связаны с
предметами хозяйственного обихода? (Лопатка,
молоточек, наковальня, стремечко, чашечка).
|
2-я команда
- Назовите, какого отдела скелета обозначает
предмет, используемый при стирке, для мытья в
бане? (Таз).
- Какой частью скелета можно “копать”. (Лопатка)
- Какой позвонок в процессе эволюции утратил свою
часть, а какой эту часть взял? (Атлант-ипистрофей).
- Почему части кисти имеют название запястье,
пястье? (В основе этих названий лежит слово
“пять” – пять пальцев).
- Есть ли в черепе подвижные кости? (Нижняя
челюсть, подъязычная кость, молоточек,
наковальня и стремечко).
|
Конкурс №5. Определить кость.
Андрей Везалий мог с закрытыми глазами на ощупь
определить кости человека. Побудьте и Вы
несколько минут Везалием.
Задание: с завязанными глазами на ощупь
определить кость: позвонки, ключицу, лопатку,
нижнюю челюсть и т.д.
Конкурс №6. “Медицинский консилиум” (карточки-задания).
Вписать пропущенные в тексте слова: 1-смещение;
2-сместиться; 3-впадины; 4-повреждение (нарушение
целостности); 5-чрезмерного; 6-поверхности;
7-открытые; 8-закрытые; 9-открытом; 10-кости; 11-мышцы;
12-кожи.
При повреждении и растяжении связок в
суставе происходит … (1) костей больше допустимой
величины или изменение их обычного направления.
При вывихах в суставе головка одной кости может
… (2) или выйти из … (3) другой. Перелом – это … (4)
кости. Происходит такая патология в случае …(5)
действия нагрузки и изменения распределения на
… (6) кости. Переломы бывают … (7) и … (8). При … (9)
переломе происходит повреждение не только … (10),
но и … (11) и … (12).
Конкурс№7. “Скорая помощь” (карточки-задания).
Задание: оказать первую доврачебную помощь
при травмах.
1-я команда
- В какой последовательности надо оказывать
доврачебную помощь при вывихе сустава? а)
доставить пострадавшего к врачу; б) обездвижить
конечность; в) наложить холод на повреждённое
место; г) плотно забинтовать повреждённый сустав.
Ответ: б,в,г,а.
- Вывих локтевого сустава. Расскажите и покажите,
как оказать первую помощь.
|
2-я команда
- Ваши действия при переломе локтевой кости: а)
наложить шину; б) отправить пострадавшего к
врачу; в) обернуть конечность мягким материалом;
г) прибинтовать шину к конечности. Ответ: в,а,г,б.
- Перелом локтевой кости. Расскажите и покажите,
как сделать шинирование.
|
Конкурс №8. Домашнее задание (карточки-задания).
Команды отвечают на полученные заранее
вопросы.
1-я команда
- Если бы все кости скелета соединялись друг с
другом неподвижно, человек был бы похож на
каменное изваяние. Почти все кости черепа
соединены неподвижно, а кости, образующие
грудную клетку, имеют подвижные сочленения. С чем
это связано?
- Рост человека – величина непостоянная. Он
увеличивается до 25лет, затем примерно до 50 лет
остаётся неизменным, после чего уменьшается на
2-3см. Дайте объяснение этому процессу? (Высыхание
хрящей в суставах и позвоночнике).
- Двое учащихся спорили. Один утверждал, что кость
– сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто
из них прав и почему?
|
2-я команда
- Позвоночный столб человека является “столбом”
только в первые месяцы жизни ребёнка, в
дальнейшем он приобретает форму латинской буквы S.
Такие могли бы быть последствия, если бы
позвоночник оставался “столбом” на всю жизнь и
не приобрёл функциональные изгибы?
- Большая берцовая кость в вертикальном
положении может выдержать груз массой в 1500кг,
хотя её масса только 0,2кг. Объясните, почему
кость, несмотря на свою лёгкость, столь прочна?
- В теле взрослого человека имеется 206 костей, а в
теле ребёнка-270. Возможно ли это? Дайте
обоснованный ответ. (С годами некоторые косточки
срастаются в одну).
|
Жюри подсчитывает баллы и объявляет
результаты.
Выставляются оценки.