Цель занятия: Знакомство с русской традицией Встречи Весны через произведения устного народного творчества.
Формирование УУД:
Личностные действия: ценить и понимать друг друга. Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Задачи занятия:
- Познакомить с первыми признаками весны через работу над пословицами, загадками, закличками с выполнением практического задания.
- Развивать наблюдательность и познавательную активность.
- Воспитывать эстетическое отношение к русским народным традициям.
Этап занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Мотивацион-ный этап (1-2 минуты) | – Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее. | Регулятивные УУД: самостоятельно
организовывать свое рабочее место. Личностные
УУД: Ценить и понимать друг друга. Коммуникативные УУД: слушать и понимать других. |
|
2. Этап актуализации знаний (5–6 мин) | (Звучит спокойная музыка, учитель
говорит под нее.) – Долго длится зимняя пора в России – уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Все мечтают о том, как тепло прогонит стужу лютую. И со светлой надеждой на будущее ожидаем мы прихода весны. |
Учащиеся слушают и смотрят на 1
слайд с темой “Весна, весна и все ей рады…” Ответы детей: об обрядах в старину |
Познавательные УУД: перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию. Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности. Коммуникативные УУД: слушать и понимать других, участвовать в работе группы. |
А) Сообщение темы и цели. | Наступает весна, но робки и
неуверенны бывают ее первые шаги: то и дело зима
дает знать о себе, не желая расставаться с былым
могуществом. И вот, чтобы приблизить радостную
пору весеннего обновления жизни, люди придумали
обряд. – Как он называется? Этот обряд называется “Закликание весны”. Сегодня и мы будем встречать Весну, рассказывая о ней стихи, петь песни – заклички, призывая ее поскорей растопить зимний снег. |
Предположение детей о том, как может называться такой обряд. | |
Б) Выступление детей | (Звучит музыка Закличка “Весна-Красна”) | Выходят дети и читают стихи о Весне. 1-ый ученик. Благослови, мати, зиму провожати, 2-ой ученик. Весна, весна, проснись со сна! 3-ий ученик. Нам, зима, ты надоела, |
|
3. Этап открытий новых знаний. (20
мин) А) Постановка проблемы. Б) Вводное слово учителя. |
– Этот обряд справляли 22 марта. – Почему именно этот день выбрали? 22 марта день весеннего солнцеворота. В старину говорили “Солнце на лето, зима на мороз”. С этого момента день становится длиннее, а ночь короче. (Учитель одевает на голову платок и завязывает фартук, имитируя, как могли хозяйки стряпать). – В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной и овсяной муки маленькие шарики и затем каждый день выбрасывали по одному шарику на улицу, уговаривая мороз отведать угощенья.
Люди верили, что мороз, наевшись хлебных
шариков, до будущего года уйдет в чужедальние
края и уведет с собой зиму.
– А что чтобы ей было легко уходить, ребята,
проводим зиму песней. |
Предположения детей о том, как они
понимают, что такое солнцеворот. Учащиеся смотрят сценку “Весна и Зима повстречались”. Учащиеся поют песню “Весняночка”. |
Познавательные УУД: систематизировать
информацию, выбирать нужную информацию, умение
формулировать определение. Коммуникативные УУД: распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное. Личностные УУД: владеть языковой культурой. |
– Ребята, а по каким признакам мы узнаем, что пришла весна? |
Ученик читает стихотворение Ф. И.
Тютчева “Зима недаром злится…” Зима
недаром злится – |
Коммуникативные УУД: формирование монологической речи. | |
В) Просмотр мультфильма “Весенние мелодии”. | (Просмотр фрагмента мультфильма “Весенние мелодии…”) | Ответы детей о весенних признаках. (День становится все длиннее, солнце ярче светит,…) | Регулятивные УУД: план выполнения задания, самоконтроль. |
– Какие приметы весны вы еще увидели? | Ответы детей о прилете птиц. | Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников. | |
Г) Работа с загадками. | – Верно, об этом возвещают птицы,
которые возвращаются из дальних стран к себе на
родину, домой. “Сорок сороков птиц летят, весну
несут”, – говорили крестьяне. Сбирались
птицы, сбирались певчи Отгадав мои загадки, вы ответите на вопрос, какие птицы являются вестниками весны? – Молодцы! |
Дети смотрят слайды с загадками о
птицах. 1. Черный, проворный, кричит “крак”, червякам враг. 2. Мы ждём вас из далёких стран. 3. Гнездо свое он в поле вьет, Ответы детей. (Грач, скворцы жаворонок) |
|
Д) Слушание музыки Е) Выполнение практической работы. |
– Больше всего крестьянин любил
звонкого певца жаворонка, который своими
переливчатыми трелями заставлял природу
пробудиться от зимнего сна. Прислушайтесь.
(Звучит музыка “Трель жаворонка” Кто поет? Это
поет жаворонок. – 22 марта, когда день становится по длине равен ночи, в каждом доме пекли из теста – жаворонков, мазали их сладким душистым медом. У кого не было теста, те лепили птиц из глины, мастерили из тряпок и бумаги, украшали позолотой. А мы попробуем слепить птичку-жаворонка из соленого теста. (Вспомним правила техники безопасности.) (Работа под музыку “Трель жаворонка”.) – Празднично одетые девушки и дети ходили по селу, подбрасывая вверх свои фигурки птиц, и пели специальные песенки-заклички: закликали, то есть звали, зазывали весну-красну поскорее прийти на землю. Какие песенки – заклички вы знаете? – Возьмем своих жаворонков в ладони, будем тихонечко подбрасывать их вверх и петь песенку-закличку “Жаворонушки”. – Во многих закличках-веснянках говорилось, что птицы, возвращаясь из-за моря, должны принести с собой заветные золотые ключи. Люди верили, что этими ключами было замкнуто холодное подземелье, где томилась красавица весна, запертая злой зимой. А теперь настало время весне и зиме поменяться местами. И весна будто откликалась на зов людей – пробуждалась жизнь на полях, прорастала первая зелень. А на гуляньях начинали водить хороводы. В старину хоровод был связан с обрядами в честь главного божества – солнца, символизировал собой движение солнца. Отсюда главный рисунок хоровода – круг……………………….. |
Учащиеся слушают музыку “Трель
жаворонка”. Смотрят слайд с изображением
жаворонка. Учащиеся работают с соленым тестом. Лепят жаворонков. Ответы детей о том какие заклички о весне они знают. (Группа девочек поет закличку “Жаворонушки”) – Чувиль, виль, виль жаворонушки, Прилетите к нам, принесите нам Лето теплое, Весну красную - Нам зима надоела, весь хлеб переела. Весна-Красна, на чем пришла? На кнутике, на хомутике? Чувиль, виль, виль жаворонушки… Учащиеся демонстрируют в своих руках слепленного жаворонка и поют закличку “Жаворонушки” уже все вместе. – Чувиль, виль, виль жаворонушки, Прилетите к нам, принесите нам Лето теплое, Весну красную - Нам зима надоела, весь хлеб переела. Весна-красна, на чем пришла? На кнутике, на хомутике? Чувиль, виль, виль жаворонушки… Звучит песня “Весну пора звать…”. Дети водят хоровод под музыку. Ответы детей. |
Регулятивные УУД: умение
выполнять самостоятельно работу, организовывать
рабочее место в соответствии с целью выполнения
заданий. Коммуникативные УУД: умение выполнять индивидуально учебные задания. Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном действии. Регулятивные УУД: способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности. Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении. |
Рефлексия. (5-7мин) | – Вспомните цель, поставленную в
начале занятия. – Сегодня мы отмечали день встречи весны. – По каким признакам мы узнаем, что наступает весна? – Какую птицу мы слепили? Почему именно ее? (Обращение к весне) Мы рады, что ты осталась с нами. Весна: Спасибо, ребята, что вы меня так радушно встречаете, я благодарю вас и оставляю вам этих жаворонков………………………… (Вручается тарелка с испеченными из теста “жаворонками”) – На этом наше занятие закончено. |
Ответы детей о том, что они
встречали и закликали Весну. Дети называют признаки наступления весны. Ответы детей о том, что жаворонок является первым вестником весны. |