Текст 1.
1. Прочитайте. Объясните знаки препинания.
Как стратегический пункт, Казань имела очень серьезное значение: во-первых, она замыкала вход в низовье Волги и в устье Камы, во-вторых, как крепость, она могла считаться неприступной, будучи окружена водой, непроходимыми болотами и топями, в то же время сама крепость стояла на возвышенности
2. Дайте определение вводных слов
3. Поясните лексическое значение слова крепость. Составьте с ним предложение, осложненное вводным словом.
Текст 2.
1. Спишите текст, расставляя знаки препинания. Объясните их постановку. Определите роль вводных слов в предложениях.
Вице-адмирал Российского
военно-морского флота.
И.Ф.Лихачев родился 31 марта 1826г. в родовом имении
Лихачевых – селе Полянки-Никольское Спасского
уезда Казанской губернии. Получил домашнее
образование. В 13 лет он уехал из родительского
дома и, конечно, поступил в избранный им самим
Морской корпус в Петербурге. С жадностью
осматривал юный гардемарин памятники и музеи
столицы. Так на первых порах проявлялась
фамильная черта казанских Лихачевых – любовь к
прекрасному, к искусству.
И.Ф. Лихачев служил на Черном, Балтийском морях. К
сожалению, 26 августа 1883 года И.Ф. Лихачев ушел в
отставку "по состоянию здоровья".
Но, несомненно, этот человек не мог находиться в
бездействии. Иван Федорович проявил серьезный
интерес к музейному делу, он загорелся идеей
создания общедоступного музея в родной Казани. В
1890 году в Казани умер младший брат Лихачева –
Андрей Федорович – казанский краевед, археолог,
нумизмат, коллекционер, собравший замечательную
коллекцию, состоявшую из более чем сорока тысяч
предметов по археологии, нумизматике,
этнографии, живописных полотен, гравюр.
Приехав весной 1891 года в г. Казань, И.Ф.Лихачев
сразу же пригласил к себе казанского голову
Сергея Викторовича Дьяченко и сообщил ему о
желании купить у вдовы своего брата его
коллекции, чтобы передать их в дар городу Казани
и этим, без сомнения, увековечить память Андрея
Федоровича Лихачева.
В открытии Казанского городского музея роль
Ивана Федоровича была решающей. Во-первых, он
стал основателем музея. Процесс создания
публичного музея в г. Казани мог затянуться на
долгие годы, если бы не благотворительность
адмирала Лихачева. Во-вторых, этот поступок спас
от гибели коллекцию А.Ф. Лихачева.
Другими словами, И.Ф. Лихачев положил начало
крупнейшему в Волжско-Камском регионе музею,
ставшему основой для двух существующих и поныне
ведущих музеев Республики Татарстан –
Национального музея и Государственного музея
изобразительных искусств.
(Р. Бухараев)
2. Определите группу для каждого из вводных слов: конечно, к сожалению, кажется, во-первых, другими словами.
3. Передайте содержание данного текста, употребляя вводные слова.
4. Найдите предложения с обособленными членами, графически выделите их и определяемые слова
5. Разберите по составу 2-3 причастия.
Текст 3.
1. Спишите. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните постановку запятых.
Представьте себе тихий красивый
городок на Каме, в котором сохранились подли(н,
нн)ые купеческие дома и особняки, практически
полностью – музей под открытым небом.
Ухоже(н,нн)ый, берегущий свою историю уютный
городок с подли(н, нн)ой архитектурой. Даже от
названия города “Чистополь” веет свежим ветром,
луговыми травами, рекой… На берегу раздольной
Камы – Никольский собор, одно из главных
сооружений Чистополя, и если спуститься по
лестнице, минуя изящную ротонду, попадеш.. на
городской пляж. Раньше по всей вероятности там
была пристань, как у всех уез..ных городков, где
река была кормил..цей. Несомненно камские
просторы очень красивы – терракотовые баржи на
голубой воде, лодочная станция, похожая на
броше(н,нн)ое одеяло , нежно-лиловые цветы на
бежевых отмелях…
Маленький камский городок однако хран..т не
только древн.. историю, но и историю не так давно
от нас отошедшую.
Например, с октября 1941-го по июнь 1943 года
здесь мимо купеческих особняков, в мороз, который
в сорок первом достигал шестидесяти градусов,
пр..храмывая, ходил великий русский поэт и
прозаик, будущий лауреат Нобелевской премии
Борис Пастернак. Конечно приехав в городок, он с
надеждой ожидал повес..ки на фронт, но это было
невозможно: в детстве он упал с лошади и сломал
ногу, с тех пор хромал. (По)этому его вместе с семьёй
эвакуировали в Чистополь.
(Е. Муралова.)
2. Дайте определение вводных слов
3. Продолжите перечень вводных слов по значению.
Различная степень уверенности – конечно, …
4. Проведите фонетический разбор выделенного слова.
5. Выпишите числительные. Определите их морфологические и синтаксические признаки.
6. Объясните пропущенные орфограммы.
Текст 4
.1. Прочитайте текст. Спишите первую часть текста, расставляя пропущенные запятые, объясняя их графически.
Летописец Волги.
Каждого казанца Волга ласкает то вальяжной волной – вялым шлепком по икрам то удивительно свежим речным бризом который пробивая коридоры в углекислом газе повисшем грязным тюлем над городом обдувает лицо теребит бултыхая одежды.
Волга течет широкой лентой унося к Каспию чьи –то слезы печаль откровения…Смотрит человек с пирса на потоки воды и успокаивается .А река живая она журчит бормочет смеется брызгается и вовсю полощет опечаленное лицо тормошит волосы превращая глаза в юрких рыбок. Заигрывает!
Проживает в Казани свою “вторую
жизнь” Хаджи Абдулла Дубин. Сейчас его стихия –
старинные открытки с видами города, а в “другой
жизни” он был известным на всю республику
телеведущим. Рассматривая богатейшую коллекцию
Дубина, кажется, можно восстановить старую
Казань во всех деталях дом за домом, улица за
улицей. Собрав все, что только можно о столице
Казанской губернии, Дубин обнаружил главное –
душу города. Это Волга-матушка, а по-татарски –
Идель! На его пожелтевших открытках живописные
утесы и речные просторы, задумчивые деревни и
суетливые города, колесные пароходы, шлепающие
вверх-вниз, пассажиры, умиротворенные течением и
плеском…
Черно-белые и цветные, раскрашенные вручную. В
альбомах коллекционера вся многообразная жизнь
Волги, берега которой населяют волгари – дети её
разных кровей, рожденные под одним огромным
небом, которое целиком отражается в серебристом
зеркале реки.
(А.Хаиров)
2. Рассмотрите открытки с видом Волги. Напишите продолжение к первой части текста, вставляя вводные слова.
3. Перескажите вторую часть текста, распространяя по возможности вводными словами. Как изменяется текст с употребление вводных слов.
Текст 5
1. Прочитайте данный текст. Определите, какую проблему поднимает автор в данном тексте. Какую роль играют в этом тесте вставные конструкции? Напишите сочинение по проблеме, поднятой в тексте.
Как-то появился у нас на казанской
телестудии москвич... И была у него такая
слабость: постоянно пр..рывал реч.. собеседника,
поправляя его реч... (Таким образом, он оберегал
русский язык от всяких неправильностей).
(Не)удивительно, что вскоре “Ко(р,рр)ектора” (так
его здесь окрестили) народ стал и(з,с)бегать, и он
остался в своём очище(н, нн)ом языковом поле, как
жердь, один!
Я жалел таких людей, ведь они (не)понимали, что
Казань – это город особе(н,нн)ый. Эдакий котелок с
варевом из русского, татарского и еще десятка
языков народов Поволж..я. В результате получилось
своеобразное “блюдо” – то ли каша, то ли плов, но
это казанский диалект. Например, наше татарское
“айда!” уже давно вошло в русский разговорный,
потому что это больше, чем просто “пойдем!” В нем
сквозит что-то ухарское и бе(з,с)шабашное.
Дело в том, что язык – это живой организм, он
р..стет, разв..вается, жадно “поедая” словарный
материал из других языков (чаще такая подпитка на
пользу, но бывает…). От того, как он “ест” и как
“перевар..вает”, можно говорить о здоровье языка
и его способности жить, адаптироват..ся к
условиям совреме(н,нн)ости.
(Журнал “Казанский альманах”)
2. Найдите просторечные слова, определите их роль в тексте.
3. Выпишите слова с пропущенными орфограммами, объясните свой выбор.
4. Произведите фонетический разбор выделенных слов.
5. Произведите морфологический разбор слов сквозит, словарный.
Текст 6.
1. Перепишите текст. Вставьте пропущенные буквы.
В Казан.. множество классических
музеев. Самый извес..ный, безусловно,
Нац..ональный музей Республики Татарстан. (Статус
при открытии в 1895 году – городской музей). Ст...ит
он напротив ворот Казанского Кремля, на Тезицком
холме, откуда в старину начиналась торговая
часть Казанского посада. Фонды Национального
музея хранят богатейшие археологические и
нумизматические эксп..наты, в час..ности
знаменитую Булгарскую ко(л,лл)екцию Лихачева и
ко(л,лл)екцию раскопок Ананьинских могильников.
Не только детей, но и взрослых влечет в этот музей
еще один экспонат – золоченая карета Екатерины
Великой. (По преданию, в этой карете раз..езжала
она в мае 1763 г. при посещении.. Казани). Она
зан..мает почетное место в одном из залов. Память
о Екатерине навсегда остал..сь в душе татарского
мусульманства, саму императрицу татары ласково
прозвали “Эби-Патша”
(Р. Бухараев)
2. Найдите предложения со вставными конструкциями. Сделайте вывод о роли вставных конструкций в тексте.
3. Какую роль играют в тексте имена прилагательные.
4. Произведите морфологический разбор двух прилагательных (по выбору).
Текст 7
Диктант
“Забудется во мне последний род
Багрима, мой вросший в землю дом никто не
посетит”, – предсказывал перед смертью
Державин.
Печальный прогноз поэта, к счастью, не нашел
подтверждения.
Казань, к примеру, Державина не забывала никогда.
В 1816 году на заседании Казанского общества
любителей русской словесности (его почетным
членом являлся в свое время Державин) было решено
воздвигнуть памятник поэту. Правда, лишь через 30
лет памятник был отлит из бронзы и установлен в
университетском городке. Как видно на старых
гравюрах, бронзовый “Державин” встречал своих
поклонников в величественной позе мыслителя,
восседающего с лирой на камне. Впрочем, гостить
рядом со студентами “Державину” пришлось
недолго, так как позже он был перенесен на
Театральную площадь.
В 1931 году по решению большевиков памятник
Державину вовсе снесли с пьедестала и отправили
на переплавку. Бронза понадобилась (этот
варварский акт описал Ахат Мушинский в книге
“Шейх и звезды”) для изготовления втулок
трамвайных колес.
Сегодня поэт вновь встречает нас в
университетском городке. Несомненно, достоин
того Гаврила Романович Державин. (155 слов)
(Р.Бикбулатов.)
Грамматическое задание.
1. Найдите и подчеркните в тексте вводные конструкции. Укажите их значение.
2. Произведите синтаксический разбор второго предложения.
3. Из первого абзаца выписать словосочетания, определить вид подчинительной связи.