Цель урока: формировать негативное отношение к курению и потребность в здоровом образе жизни.
Задачи урока:
- Информировать детей о вредном влиянии табачного дыма на организм человека и развитии никотиновой зависимости;
- Показать негативное влияние на здоровье и внешний вид человека;
- Выработать умение противостоять давлению среды в приобщении к курению.
Оборудование:
- Ноутбук;
- Мультимедийный экран;
- Листы А3;
- Фломастеры, карандаши;
- Бочонки от лото;
- Ватман с начерченным кроссвордом;
- Грамоты.
Участники:
Ученики 5-го класса, воспитатель – в роли ведущего, жюри.
Ход занятия: (1 слайд)
Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит
разговор о коварном враге человечества –
никотине. Вы, наверное, не раз слышали о вреде
курения? (дети отвечают “да”, “нет” и что
слышали о нем)
Молодцы! Вы многое знаете о вреде курения.
Ученые доказывают – курение приносит огромный
вред нашему здоровью и является вредной
привычкой.
Так откуда же пришла к нам эта привычка.
Информ-дайджест: (подготовка детей за неделю до кл. часа)
1 ученик: Долгое время европейцы не знали, что такое курение табака. История приобщения европейцев к курению началась так:
Впервые с ним познакомились участники экспедиции Христофора Колумба, которые наблюдали как индейцы (табак родом из Америки) выпускали из – за рта дым, вытягивая из листьев, свернутых в трубку, зажженных на конце.
2 ученик: После похода Колумба, семена табака были занесены в Испанию, а оттуда во все уголки Земного шара. Быстрому распространению способствовало удивительное свойство табака – привычная тяга к курению, с которой трудно совладать человеку.
В России табак завезен в 1585 году через Архангельск. В тот период времени курение и нюханье табака жестоко преследовалось. Царь Михаил Федорович вел жестокую борьбу с курильщиками: уличая 1 раз в курении – 60 ударов палок по стопам; 2-ой раз – резал носы, уши, ссылали в дальние города.
3 ученик: С приходом к власти Петра I запрет был отменен: по его мнению – это способствовало принципам западной цивилизации. Но он не знал и не отдавал отчета в том, какие вредные вещества содержаться в табачном дыме.
При сгорании 1 кг табака образуется 55 г табачного дегтя, который вызывает злокачественные опухоли органов дыхания (в большинстве своем случаев) и остальных органов организма человека.
1 ученик: Курение – это не просто вредная привычка. Со временем развивается зависимость от никотина, от которой очень тяжело избавиться. В настоящее время, по социологическим опросам, 85% населения хотят бросить курить (так как ощутили на своем собственном здоровье отрицательное влияние никотина), но, к сожалению, уже не могут… (2 слайд)
2 ученик: Никотин – один из сильнейших растительных ядов, обладающих способностью накапливаться в организме. Он хорошо растворяется в воде, поэтому легко проникает через слизистые оболочки полости рта, бронхов и желудка и остается там навсегда. (3 слайд)
3 ученик: Курение приносит опасность не только самому курильщику, но и окружающим его людям. В медицине есть такой термин, как “пассивное курение”. В организме некурящих людей после пребывания в накуренном помещении определяется значительная концентрация никотина.
Ведущий: Небольшая статистика: (4 слайд)
(Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. За год – это 2,5 млн. человек)
Специально для девочек:
- Смертность детей при родах у курящей матери более чем на 30% превышает смертность детей у некурящей, а также число врожденных дефектов у ребенка;
- Более 80% мужчин осуждают курение у женщин, даже если сами курят [2].
В экономически развитых странах мода на курение проходит. Сейчас в моде стройная фигура, гимнастика, оздоровительные процедуры. Курение не престижно. Курение может испортить здоровье и карьеру. Все больше работодателей отказываются принимать на работу курящих людей.
Вопрос детям: как вы считаете, стоит ли начинать пробовать сигареты? Почему? Молодцы! Тогда давайте вместе с вами научимся говорить нет этой вредной и опасной привычке.
“Скажи нет” (5 слайд)
Задача: формирование умения говорить “нет”
вредной привычке.
Все ученики становятся в круг, держась за руки.
Ребята, а вы можете отказать, если вам кто-то
предложит сигарету? Давайте попробуем! Каждый по
очереди говорит: “Я могу сказать “нет”
сигарете”. После каждого высказывания вся
группа повторяет эту фразу, ритмично хлопая в
ладоши.
Согласно вышеизложенному, учитывая особо тяжкие
последствия курения, давайте ребята активно
вести борьбу против курящих людей, никогда не
прикасаться к сигарете и вести здоровый образ
жизни.
Дети делятся на две команды (при помощи
жеребьевки – вытаскивают квадратики двух
оттенков). Командам дается 2 минуты для того
чтобы придумать себе название и выбрать
капитана.
Конкурс “Кроссворд”:
По очереди командам задаются вопросы кроссворда. Если команда отгадала слово, она получает 1 балл и идет вписывать слово в клеточки кроссворда, если нет, то право ответа переходит противоположной команде и в случае правильного ответа команда получает 0,5 баллов.
По горизонтали:
- Противный звук мешающий говорить и слушать, как раз тогда, когда это интереснее всего;
- Вредная привычка, мешающая нормальному функционированию организма;
- Органические вещества, содержащиеся в табачном дыме, вызывающие заболевания легких.
По вертикали:
- Орган, который больше всего страдает от курения;
- Орган, приобретающий желто – серый цвет от табачного дыма;
- Капля этого вещества хватает для убийства лошади [3].
Молодцы! В этом конкурсе команда “…” набрала … баллов, команда “…” – … баллов.
А теперь вам предстоит такая задача:
Конкурс плакатов “Я против курения” (6 слайд)
Участникам предлагается нарисовать свои
плакаты, отражающие отрицательное отношение к
курению.
Защита плакатов.
Какие замечательные плакаты вы нарисовали. Мы
обязательно их повещаем на уголок в нашей школе.
А сейчас перейдем к последнему решающему
конкурсу:
Антитабачная викторина:
Командам по очереди предлагается отвечать на вопросы. Капитан команды подходит к ведущему и вытаскивает из мешочка любой бочонок с цифрами. Номер бочонка соответствует номеру вопроса. Время на размышление дается 30 секунд. Если команда ответила верно, получает – 1 балл, если нет, то право ответа переходит к другой команде. При правильном ответе – 0,5 баллов.
1. Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда?
а) Сигареты с фильтром;
б) Сигареты с низким содержанием никотина;
в) Нет *.
2. Как курение влияет на работу сердца?
а) Замедляет его работу;
б) Заставляет учащённо биться *;
в) Не влияет на его работу.
3. Какие заболевания считаются наиболее связанными с курением?
а) Аллергия;
б) Рак лёгкого *;
в) Гастрит.
4. Что происходит с физическими возможностями человека, который курит?
а) Они повышаются
б) Они понижаются *
в) Не изменяются
5. Зависит ли возможность бросить курить от стажа курения?
а) Стаж не имеет значения;
б) Чем дольше куришь, тем сложнее бросить *;
в) Чем больше куришь, тем легче бросить курить.
6. Верно ли, что в большинстве стран модно курить?
а) Курить никогда не было модно;
б) Курить модно;
в) Мода на курение прошла *.
7. Что такое пассивное курение?
а) Нахождение в помещении, где курят *;
б) Когда куришь за компанию;
в) Когда активно не затягиваешься сигаретой.
8. Много ли мужчин осуждает курение женщин?
а) 10-20%;
б) 40-60%;
в) Более 80% *.
9. Каков процент желающих бросить курить?
а) 25%
б) 65%
в) 85% *
г) 100%
10. У кого наибольшая зависимость от табака?
а) У тех, кто начал курить до 20 лет *
б) У тех, кто начал курить после 20 лет
в) Табачная зависимость не связана с возрастом, в котором человек начал курить [1].
Молодцы, ребята! А пока жюри посчитывает голоса,
мы с вами просмотрим видеоролик, который
называется “Одна рука” (просмотр видеоролика,
его обсуждение).
Подведение итогов (рефлексия класса о занятии
– что узнали, что взяли для себя и т.д.; вручение
грамот командам).
Спасибо вам, ребята! Вы сегодня были молодцы!
Давайте сами себе похлопаем!
До свидания!
Список литературы:
- Антитабачная викторина – URL: http://schoolvsoshkr.ucoz.ru/index/antitabachnaja_viktorina/0-50;
- Курить-здоровью вредить – URL: http://out-of-school.area7.ru/?m=69;
- ПрофиСтар – URL: http://profistart.ru/ps/blog/25390.html.