Классный час "Скажи "нет" сигарете"

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика


Цель урока: формировать негативное отношение к курению и потребность в здоровом образе жизни.

Задачи урока:

  • Информировать детей о вредном влиянии табачного дыма на организм человека и развитии никотиновой зависимости;
  • Показать негативное влияние на здоровье и внешний вид человека;
  • Выработать умение противостоять давлению среды в приобщении к курению.

Оборудование:

  • Ноутбук;
  • Мультимедийный экран;
  • Листы А3;
  • Фломастеры, карандаши;
  • Бочонки от лото;
  • Ватман с начерченным кроссвордом;
  • Грамоты.

Участники:

Ученики 5-го класса, воспитатель – в роли ведущего, жюри.

Ход занятия: (1 слайд)

Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит разговор о коварном враге человечества – никотине. Вы, наверное, не раз слышали о вреде курения? (дети отвечают “да”, “нет” и что слышали о нем)
Молодцы! Вы многое знаете о вреде курения.
Ученые доказывают – курение приносит огромный вред нашему здоровью и является вредной привычкой.
Так откуда же пришла к нам эта привычка.

Информ-дайджест: (подготовка детей за неделю до кл. часа)

1 ученик: Долгое время европейцы не знали, что такое курение табака. История приобщения европейцев к курению началась так:

Впервые с ним познакомились участники экспедиции Христофора Колумба, которые наблюдали как индейцы (табак родом из Америки) выпускали из – за рта дым, вытягивая из листьев, свернутых в трубку, зажженных на конце.

2 ученик: После похода Колумба, семена табака были занесены в Испанию, а оттуда во все уголки Земного шара. Быстрому распространению способствовало удивительное свойство табака – привычная тяга к курению, с которой трудно совладать человеку.

В России табак завезен в 1585 году через Архангельск. В тот период времени курение и нюханье табака жестоко преследовалось. Царь Михаил Федорович вел жестокую борьбу с курильщиками: уличая 1 раз в курении – 60 ударов палок по стопам; 2-ой раз – резал носы, уши, ссылали в дальние города.

3 ученик: С приходом к власти Петра I запрет был отменен: по его мнению – это способствовало принципам западной цивилизации. Но он не знал и не отдавал отчета в том, какие вредные вещества содержаться в табачном дыме.

При сгорании 1 кг табака образуется 55 г табачного дегтя, который вызывает злокачественные опухоли органов дыхания (в большинстве своем случаев) и остальных органов организма человека.

1 ученик: Курение – это не просто вредная привычка. Со временем развивается зависимость от никотина, от которой очень тяжело избавиться. В настоящее время, по социологическим опросам, 85% населения хотят бросить курить (так как ощутили на своем собственном здоровье отрицательное влияние никотина), но, к сожалению, уже не могут… (2 слайд)

2 ученик: Никотин – один из сильнейших растительных ядов, обладающих способностью накапливаться в организме. Он хорошо растворяется в воде, поэтому легко проникает через слизистые оболочки полости рта, бронхов и желудка и остается там навсегда. (3 слайд)

3 ученик: Курение приносит опасность не только самому курильщику, но и окружающим его людям. В медицине есть такой термин, как “пассивное курение”. В организме некурящих людей после пребывания в накуренном помещении определяется значительная концентрация никотина.

Ведущий: Небольшая статистика: (4 слайд)

  • Из 100 чел. умерших от рака – 90 ч. курили;
  • Из 100 человек, умерших от хронических заболеваний легких – 75 курили;
  • Из 100 чел., от болезней сердца – 25 курили.
  • 1 СИГАРЕТА СОКРАЩАЕТ ЖИЗНЬ НА 15 МИНУТ

(Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. За год – это 2,5 млн. человек)

Специально для девочек:

  • Смертность детей при родах у курящей матери более чем на 30% превышает смертность детей у некурящей, а также число врожденных дефектов у ребенка;
  • Более 80% мужчин осуждают курение у женщин, даже если сами курят [2].

В экономически развитых странах мода на курение проходит. Сейчас в моде стройная фигура, гимнастика, оздоровительные процедуры. Курение не престижно. Курение может испортить здоровье и карьеру. Все больше работодателей отказываются принимать на работу курящих людей.

Вопрос детям: как вы считаете, стоит ли начинать пробовать сигареты? Почему? Молодцы! Тогда давайте вместе с вами научимся говорить нет этой вредной и опасной привычке.

“Скажи нет” (5 слайд)

Задача: формирование умения говорить “нет” вредной привычке.
Все ученики становятся в круг, держась за руки.
Ребята, а вы можете отказать, если вам кто-то предложит сигарету? Давайте попробуем! Каждый по очереди говорит: “Я могу сказать “нет” сигарете”. После каждого высказывания вся группа повторяет эту фразу, ритмично хлопая в ладоши.
Согласно вышеизложенному, учитывая особо тяжкие последствия курения, давайте ребята активно вести борьбу против курящих людей, никогда не прикасаться к сигарете и вести здоровый образ жизни.
Дети делятся на две команды (при помощи жеребьевки – вытаскивают квадратики двух оттенков). Командам дается 2 минуты для того чтобы придумать себе название и выбрать капитана.

Конкурс “Кроссворд”:

По очереди командам задаются вопросы кроссворда. Если команда отгадала слово, она получает 1 балл и идет вписывать слово в клеточки кроссворда, если нет, то право ответа переходит противоположной команде и в случае правильного ответа команда получает 0,5 баллов.

По горизонтали:

  1. Противный звук мешающий говорить и слушать, как раз тогда, когда это интереснее всего;
  2. Вредная привычка, мешающая нормальному функционированию организма;
  3. Органические вещества, содержащиеся в табачном дыме, вызывающие заболевания легких.

По вертикали:

  1. Орган, который больше всего страдает от курения;
  2. Орган, приобретающий желто – серый цвет от табачного дыма;
  3. Капля этого вещества хватает для убийства лошади [3].

Молодцы! В этом конкурсе команда “…” набрала … баллов, команда “…” – … баллов.

А теперь вам предстоит такая задача:

Конкурс плакатов “Я против курения” (6 слайд)

Участникам предлагается нарисовать свои плакаты, отражающие отрицательное отношение к курению.
Защита плакатов.
Какие замечательные плакаты вы нарисовали. Мы обязательно их повещаем на уголок в нашей школе.
А сейчас перейдем к последнему решающему конкурсу:

Антитабачная викторина:

Командам по очереди предлагается отвечать на вопросы. Капитан команды подходит к ведущему и вытаскивает из мешочка любой бочонок с цифрами. Номер бочонка соответствует номеру вопроса. Время на размышление дается 30 секунд. Если команда ответила верно, получает – 1 балл, если нет, то право ответа переходит к другой команде. При правильном ответе – 0,5 баллов.

1. Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда?

а) Сигареты с фильтром;
б) Сигареты с низким содержанием никотина;
в) Нет *.

2. Как курение влияет на работу сердца?

а) Замедляет его работу;
б) Заставляет учащённо биться *;
в) Не влияет на его работу.

3. Какие заболевания считаются наиболее связанными с курением?

а) Аллергия;
б) Рак лёгкого *;
в) Гастрит.

4. Что происходит с физическими возможностями человека, который курит?

а) Они повышаются
б) Они понижаются *
в) Не изменяются

5. Зависит ли возможность бросить курить от стажа курения?

а) Стаж не имеет значения;
б) Чем дольше куришь, тем сложнее бросить *;
в) Чем больше куришь, тем легче бросить курить.

6. Верно ли, что в большинстве стран модно курить?

а) Курить никогда не было модно;
б) Курить модно;
в) Мода на курение прошла *.

7. Что такое пассивное курение?

а) Нахождение в помещении, где курят *;
б) Когда куришь за компанию;
в) Когда активно не затягиваешься сигаретой.

8. Много ли мужчин осуждает курение женщин?

а) 10-20%;
б) 40-60%;
в) Более 80% *.

9. Каков процент желающих бросить курить?

а) 25%
б) 65%
в) 85% *
г) 100%

10. У кого наибольшая зависимость от табака?

а) У тех, кто начал курить до 20 лет *
б) У тех, кто начал курить после 20 лет
в) Табачная зависимость не связана с возрастом, в котором человек начал курить [1].

Молодцы, ребята! А пока жюри посчитывает голоса, мы с вами просмотрим видеоролик, который называется “Одна рука” (просмотр видеоролика, его обсуждение).
Подведение итогов (рефлексия класса о занятии – что узнали, что взяли для себя и т.д.; вручение грамот командам).
Спасибо вам, ребята! Вы сегодня были молодцы! Давайте сами себе похлопаем!
До свидания!

Список литературы:

  1. Антитабачная викторина – URL: http://schoolvsoshkr.ucoz.ru/index/antitabachnaja_viktorina/0-50;
  2. Курить-здоровью вредить – URL: http://out-of-school.area7.ru/?m=69;
  3. ПрофиСтар – URL: http://profistart.ru/ps/blog/25390.html.

Презентация