Украшение интерьера татарской избы

Разделы: МХК и ИЗО


Класс: II художественно-графического отделения ДШИ (7-летняя ОП).

Предмет: ИЗО, тема урока: “Украшение интерьера татарской избы”.

Этап: обучения по данной теме – ознакомительный.

Цель: пробудить интерес учащихся к национальным культурам Пермского края через ознакомление с татарским декоративно-прикладным искусством.

Задачи:

  • Обучающие: закрепление технических приемов аппликации, грамотной компоновки элементов орнамента в составлении узора;
  • Развивающие: умение работать в группе, умение взаимодействовать с другими, отстаивать свое мнение;
  • Воспитательные: привить интерес к искусству татарского народа, формирование эстетического вкуса, развитие навыков культуры труда, аккуратности в работе.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Используемые приемы, методы, технологии обучения: словесные, наглядные, изучение новых знаний.

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная и коллективная работа в игровой форме.

Оборудование и основные источники информации: ПК, проектор и экран, музыкальный центр; таблицы с мотивами цветов; презентация “Татарские национальные узоры в современном мире”, наглядные пособия (иллюстрации “Народы Прикамья”; тканые полотенца с геометрическим орнаментом, тюбетейка; записи татарской музыки).

Прогнозируемый результат: учащиеся должны правильно выполнять простейшие аппликации, уметь пользоваться приемами стилизации, применять ранее полученные знания на практике.

Список использованной литературы:

1) А.В.Черных. Народы пермского края. Пермь. Издательство “Пушка”. 2007 г.
2) Н.Г. Сергеева. Уроки национального изобразительного искусства. Казань. Татарское книжное издательство. 1999 г.
3) Г.Ф. Валеева-Сулейманова. Декоративное искусство Татарстана. Издательство “Фен”. Казань 1995 г.
4) Журналы “Сююмбика”.

Материал к уроку для учащихся: лист ватмана с линейным изображением интерьера избы, цветная и бархатная бумаги, ножницы, клей, карандаши, маркеры, фломастеры, шаблоны элементов орнамента и изделий.

Ход урока

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Беседа о малой Родине.
  3. Просмотр презентации. Беседа об истории Алмаза и Гульназ.
  4. Знакомство с татарским орнаментом.
  5. Практическая часть.
  6. Оценивание коллективной работы и подведение итогов.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

Преподаватель: Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Гульнар Галимзяновна, и мы с вами проведем урок изобразительного искусства.

Ребята, у каждого человека есть Родина, есть малая Родина…? Это то место, где мы родились, живём, растём, учимся. Наша с вами малая Родина называется… Пермский край, Прикамье.

Вы знаете, что наш Пермский край знаменит. Чем же?.. – заводами, фабриками, институтами, балетом, спортсменами, рекой Камой, Кунгурской пещерой и многим-многим!.. А еще наш Пермский край знаменит как Дом дружбы – потому что в Прикамье живут одной семьей разные народы. А какие, ребята, давайте перечислим?

Учащиеся отвечают на вопрос. Если они затрудняются ответить на вопрос, преподаватель задает наводящие вопросы.

Правильно ребята, у нас живут – коми-пермяки, удмурты, русские, марийцы, манси, татары, башкиры.

И у каждого народа, как у каждой семьи, есть свои обычаи, традиции, праздники. Вот в ваших семьях какие есть традиции, праздники. Что вы любите делать всей семьей, какие праздники проводите?

Диалог с учащимися.

А как вы готовитесь к этим праздникам?.. Правильно – украшаем дом, жилище. В старину люди тоже украшали свое жилище, быт, внутреннюю часть жилища к различным праздникам: Рождеству, Пасхе, Масленице, Сабантую, Наврузу. Ребята, скажите, пожалуйста, чем же в старину украшали быт и жилище?

Правильно, быт они украшали вышитыми и ткаными изделиями – полотенцами, коврами, шторами, скатертями, наволочками, паласами, а жилище узорными карнизами, наличниками. Ворота тоже украшали красивыми узорами, орнаментом.

Ребята, а какие виды орнаментов вы знаете? Верно – растительный, состоящий из элементов разных цветов и листьев; геометрический, который состоит из геометрических форм; и зооморфные мотивы, где присутствуют элементы животных. И все эти орнаменты применяли в украшении жилища, одежды, быта, как это делают в наше время дизайнеры, а в то время это были мастерицы и мастера. Вот посмотрите, ребята, на костюмы народов нашего Прикамья! В украшении одежды есть много общего – геометрический орнамент на одежде, паласах, много общего в костюмах удмуртов, башкир и татар и т.д. Это потому что эти народы живут дружно.

А сейчас я вам расскажу историю, которая произошла в одной татарской деревне.

Пока преподаватель рассказывает, звучит фоном спокойная татарская музыка и идёт показ презентации.

Преподаватель: Жила-была дружная, веселая и трудолюбивая семья: папа, мама, сын Алмаз и дочь Гульназ. Дети тоже были трудолюбивыми. Алмаз помогал своему отцу, а Гульназ матери.

Мама была очень умелой рукодельницей. Она сама украшала костюмы своих домочадцев на национальные праздники – вышивала тюбетейки, калфаки, рубашки, платья, фартуки, даже полотенца, покрывала и шторы были вышиты нежными руками любимой мамы. Дочка Гульназ также училась у мамы и помогала ей во всем.

А папа был самым умелым сапожником, и шил очень красивые, яркие ичиги, туфли и башмачки. Алмаз помогал своему отцу. Надевая эти ичиги, туфли и башмачки хотелось станцевать. Настолько они были удобные, красивые, красочные и яркие. Заходя в их дом, ощущаешь себя так, будто попал в райский уголок. Вокруг, на шторах, на покрывалах, на скатерти, “цветут садовые и полевые цветы, поспевают ягоды, на веточках поют соловьи”. На полу разноцветными полосками, треугольниками и разными геометрическими узорами красуются тканые половики, паласы, ковры, а на стенах тканые полотенца.

В один прекрасный день родители Алмаз и Гульназ уехали в гости. Алмаз и Гульназ надели свои нарядные, красивые костюмы и пригласили своих друзей на веселые посиделки. Друзья, увидев такую красоту в их доме, ахнули. Они долго восхищались красотой этого дома, и свои песни посвящали хозяевам этого сказочно красивого дома.

Но вдруг, пока ребята веселились, пели и плясали, из открытого окна влетела бабочка-моль, проговаривая, такие слова: “Ах, какая красота! Сколько я летала по полям, лесам и садам, но такой красоты никогда не видела! Вот что я искала столько времени. Ну, а теперь я стану самой яркой, самой красивой бабочкой на свете!”. И стала садиться со шторы на полотенце, с полотенца на тюбетейку, с тюбетейки на калфак, подушки и ичиги, забирая себе всю красоту и яркость изделий.

Алмаз и Гульназ не знали, что и делать от такого горя, ведь к приходу родителей в доме не осталось “ни ярких цветов и спелых ягод” на шторах и покрывалах, ни разноцветных полосок на паласах и разных фигур на коврах!.. Весь дом опустел без ярких цветов.

Вот такое несчастье случилось с ребятами.

Может быть, мы сможем помочь Алмазу и Гульназ?.. Вы же уже умеете составлять аппликации из цветной бумаги. Поэтому сегодня наша задача украсить изделия из цветной бумаги и расположить в единую композицию в данном интерьере. Вы знаете, что интерьер это внутренняя часть дома. Прежде чем начинать украшать изделия нам необходимо ознакомиться с элементами татарских национальных орнаментов. Наиболее распространенными элементами татарского растительного орнамента являются мотив пиона, мака, колокольчика и трилистики. А в орнаменте эти элементы просто повторяются или чередуются. Геометрический орнамент составляется из геометрических форм – треугольников, квадратиков, ромбиков, шестиугольников и ступенчатых фигур. А цвета в татарском орнаменте применяются самые яркие: красные, желтые, синие, зеленые, салатовые, голубые, оранжевые, т.е. самые яркие цвета.

Теперь возьмите изделия и постараемся помочь нашим героям.

Практическая часть:

Звучат в записи татарские народные песни.

Учащиеся украшают силуэты изделий данного интерьера. Во время самостоятельной работы учащихся преподаватель оказывает им индивидуальную помощь. После учащиеся, подготовив отдельные изделия, объединяют их в единую композицию, на уже заранее приготовленную преподавателем основу – интерьер дома.

Подведение итогов:

Оценка результата коллективной работы, подведение итогов.

Домашнее задание:

Выберите наиболее близкую национальность вашей семье (Это могут быть ваши друзья, родственники, знакомые), и посмотрите (найдите, спросите), как у них принято украшать интерьер жилища. И попробуйте сравнить, как это происходит в наше время, посмотрите программы “Квартирный вопрос”, “Дачный ответ”, “Школа ремонта” и другие программы, которые затрагивают тему интерьера, а потом вы это обсудите друг с другом и со своим преподавателем.

Иллюстрации. Народы Прикамья

Презентация

Карта пермского края

Аудиоприложение