Тема урока: "Австралия – материк наоборот"

Разделы: География


Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о физико-географическом положении Австралии, познакомить с историей исследования материка, формировании рельефа и полезных ископаемых, климата, внутренних вод, природных зон и населения.

Задачи:

  • создать общее представление о своеобразии, неповторимости материка;
  • сформировать представление об истории открытия материка;
  • знакомить с основными формами рельефа;
  • сформировать представление о климате и внутренних водах материка;
  • знакомить с особенностями расположения природных зон и расселения населения;
  • совершенствовать умения работать с картой, создавать таблицы;
  • совершенствовать умения учащихся сопоставлять карты и делать выводы.

Оборудование:

Физическая карта Австралии, карта строения земной коры, список номенклатурных объектов, компьютерная презентация

Структура урока:

I. Организационный момент

Здравствуйте ребята, рада вас видеть! Не забудьте подготовиться к уроку. Учебники, атлас, контурные карты, тетради, пенал должны лежать на столе.

II. Основная часть.

– Ребята, прошлые уроки мы посвятили изучению первого из южных материков. Какого? (Африка). Сегодня мы начинаем изучать следующий материк. Но прежде давайте вспомним:

  • Какие материки относятся к группе южных материков? (Назовите их и покажите на карте). (Правильно)
  • По каким признакам их относят именно к южным материкам? (спрашиваю 2-3 человек).

– Об этом материке еще до его открытия имелось твердое убеждение, что он существует, и его назвали “Terra Australis incognita”. Что это значит, о каком материке идет речь? (Неведомая южная земля Австралия)
– Какие ассоциации у вас возникают при слове “Австралия”?
– Молодцы. Вы высказали много предположений. Но есть неточности. Давайте разбираться. Это и есть тема нашего урока. Запишем ее.
– Мы с вами часто обращаемся к художественной литературе, чтобы проиллюстрировать географические явления и объекты и сегодня я тоже хотела бы зачитать вам отрывок из романа Жюля Верна “Дети капитана Гранта”. Географ Паганель:

“Говорю вам, повторяю вам, клянусь вам, что это самый любопытный край на всем земном шаре. Его возникновение, природа, растения, животные, климат… – удивляло, удивляет и удивит всех ученых мира… Материк, который зарождаясь, поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями, как своеобразное гигантское кольцо; материк, где реки пересыхают с каждым днем; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья не дают тени, деревья часто несгораемы, а леса низкорослы и травы гигантской высоты; где животные необычны: у четвероногих имеются клювы, у кенгуру лапы разной длины, а лисицы порхают с дерева на дерево… О! Самая причудливая, самая нелогичная страна! Земля парадоксальная, отвергающая все законы природы! Вот она, эта Австралия, некая пародия на мировые законы или, вернее, вызов, брошенный всему остальному миру!” В чем причина такой уникальности этого удивительного материка? (Австралия – материк реликтов животных и растений, сохранившихся от прошлых геологических эпох, так как Австралия после своего отделения существовала отдельно, не имея сухопутных границ с другими материками)

  • По какой схеме мы изучаем географические объекты? С чего начинаем? (Следуют ответы учащихся: географическое положение, история исследования, рельеф и полезные ископаемые).
  • Дайте определение понятию “Физико-географическое положение материка”.
  • Как мы определяем географическое положение материка? (спрашиваю 1-2 учеников)
  • Что такое рельеф? (1 ученик отвечает)
  • Что называется полезными ископаемыми и какие они бывают? (слушаем ответ еще 1 ученика)

– Отлично! Откройте учебник, физическая карта Австралии перед вами на доске (можно использовать карту в атласе) и запишите свои наблюдения в тетрадь. Составьте с их помощью географическое положение материка. Время на выполнение работы – 3-4 минуты. Задание можно выполнять в парах.
– Время вышло! Каждая пара произносит по 1 предложению из написанного. Проверяем, недостающее записываем. (Площадь материка смотрим в таблице в конце атласа.) (Выясняем положение материка по отношению к экватору, 0 меридиану, к соседним материкам; проговариваем какими океанами омывается, перечисляем моря, указываем на особенности береговой линии; указываем крайние точки, называем и указываем самую низкую и самую высокую точки материка). По ходу корректирую ответы учащихся.
– Хорошо, а теперь на контурных картах Австралии обозначьте все эти географические объекты и определите с помощью атласа координаты крайних точек. На выполнение работы – не больше 10 минут. (Затем, по истечении времени, проверяем, выясняем ошибки, объясняем, почему они были допущены. Для исправления и объяснения вызываю учеников к доске.)

– Как вы считаете, мы разобрали географическое положение материка? Почему?  (Следуют ответы 2 учащихся)
– Какой вопрос мы должны рассмотреть следующим? Правильно. Историю исследования материка. Предлагаю составить таблицу. Как вы думаете, как она будет выглядеть (Исследователь, страна, время открытия, объект открытия) Молодцы, на работу с помощью текста учебника вам 5 минут.
– Проверяем и добавляем. (Отвечают 2-3 ученика). Какой вывод мы можем сделать, глядя на таблицу? Правильно, Австралия была открыта европейцами позже других континентов.
– Приступаем к изучению рельефа и полезных ископаемых. Используя карту строения земной коры и физическую карту Австралии сделайте вывод о причинах, которые привели к возникновению именно такого рельефа материка? (На материке преобладает равнинный рельеф; единственная горная система расположена на востоке – это разрушенные средневысокие горы; Австралия – спокойный материк (нет действующих вулканов, землетрясений, современного оледенения, материк богат полезными ископаемыми и т.д.). (Опрашиваю учащихся, корректирую ответы).
– Скажите, какие виды полезных ископаемых вы увидели на карте и где они расположены? Почему полезные ископаемые расположены именно там? Нанесите на контурную карту полезные ископаемые. (Время работы 5 минут)
– Следующий пункт нашего плана – климат. По климатической карте определяем особенности климата Австралии и делаем вывод о том, что самый благоприятный климатический пояс расположен на севере материка. (Тропический, Субтропический, Субэкваториальный). Вывод о засушливости материка.
– Выясняем наличие рек и озер на континенте.
– Крупнейшая речная система материка? (Муррей и Дарлинг). А остальные речные системы как выглядят?
– Как называются русла временных пересыхающих рек на материке? (Крики)
– Откройте карту природных зон Австралии и выясните, какие природные зоны присутствуют на материке.
(Пустыни, Саванны).
– В Австралии насчитывается более 500 видов таких деревьев, они являются символом Австралии. Что это за деревья? Что вам еще известно о них? (Эвкалипт. Самые высокие в мире деревья – 155м и толщиной ствола до 10 м. У эвкалиптов твердая древесина, а кора и листья богаты эфирными маслами. Мощные корни доходят до грунтовых вод – осушение. Листья обращены к солнцу ребром и не дают тени. Выращивают во всех странах субтропических и тропических поясов)
– Когда ученые впервые прочитали описание этого животного, они отказались верить в его существование. Посудите сами: “У него тело жирного щенка со шкурой, которая ему заметно велика, между пальцами лап – перепонки, на голове утиный клюв, хвост как у бобра, а передние лапы – барсучьи. В довершении ко всему у самца на задних лапах петушинные шпоры, которые выделяют яд. Самка откладывает яйца, но вылупившихся детенышей кормит молоком”. Вы узнали это животное?
– Каких еще необычных представителей животного мира можно встретить в Австралии? (Утконос. Древние яйцекладущие млекопитающие, сумчатые и другие животные, которые вымерли на других материках).
– Какие насекомые строят глиняные постройки конической формы высотой до 5 метров? (Термиты).
– Как называют животных и растения, которые больше нигде не встречаются? (Эндемики)

– Самая большая постройка, созданная на Земле живыми существами, представляет собой огромную полосу, протянувшуюся на 2000 км у побережья Австралии. Что вы знаете об этом сооружении? (Большой Барьерный риф, достигающий в длину 2000 км, в ширину 150 км, сложен из органических остатков самих строителей – коралловых полипов).
– Почему самое страшное бедствие Австралии – кролики? Кто их завез? Существовали ли они на материке до этого?

  • Население Австралии. Коренное (аборигены) их меньшинство
  • Относятся к негроидно-австралоидной расе, имеет темно-коричневый цвет кожи, волнистые черные волосы, широкий нос. Пришлое (англо-австралийцы) их большинство

Потомки европейцев, почти исключительно англичане. Имеют светлый цвет кожи, светлые или темные, прямые или курчавые волосы.

“Блиц-турнир”

– Самый маленький материк Земли? (Австралия)
– Самое распространенное дерево? (Эвкалипт)
– Самое большое озеро? (Эйр)
– Высочайшая точка материка? (гора Косцюшко)
– Именем какого путешественника назван остров на юге материка? (Абель Тасман)
– Мореплаватель, доказавший существование самостоятельного материка Австралия? (Дж. Кук)
– Горы в Австралии? (Большой Водораздельный хребет)
– Чем занята наибольшая часть материка? (Пустыни)
– Есть ли в Австралии вулканы? (Нет)
– Климатический пояс, в котором лежит большая часть Австралии? (Тропический)
– Как называются русла временных пересыхающих рек на материке? (Крики)
– Крупнейшая речная система материка? (Муррей и Дарлинг)
– Заросли сухих кустарников из акаций и эвкалиптов? (Скрэб)
– Полоса коралловых рифов у берегов Австралии? (Большой Барьерный риф)
– Какие постоянные ветры оказывают наибольшее влияние на климат материка? (Пассаты)
– Какое государство занимает целый материк? (Австралийский Союз)
– Назовите природную зону на севере Австралии? (Саванны)
– Какое животное питается термитами? (Ехидна)
– Какие животные изображены на государственном гербе Австралии? (Страус Эму, кенгуру)
– В заключении, мне хотелось бы, чтобы вы, основываясь на полученных знаниях, составили “Визитную карточку Австралии” (Самый маленький материк, самый ровный, нет вулканов, мало изрезанная береговая линия…)

Зачитываю стихотворение Г.Усовой “Австралия”.

Австралия – страна наоборот,
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето.
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи.
Рождаются зверята из яиц.
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводнение.
Спасает юг от северной жары.
Столица не имеет населенья.
Австралия – страна наоборот.
Ее исток на лондонском причале
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия – страна наоборот.

III. Заключительная часть.

– Подводя итоги, давайте отметим, все ли мы с вами выполнили, что планировали. Ученики анализируют. Хвалю отдельных учеников, подбадриваю тех, у кого что-то не получилось, выставляю оценки за урок, объясняя, за что ставится оценка. Собираю контурные карты для более детальной проверки.

Домашнее задание.

– Откройте дневники и запишите домашнее задание: “ На основе параграфа 35 составьте сравнительную характеристику географического положения Австралии и Африки. Сделайте вывод о сходствах и различиях черт географического положения и рельефа”.

Урок окончен. Всего доброго.

Презентация