Что большинству людей очень нужно в известную эпоху, то тотчас становится правом.
И.Рукавишников “Проклятый род”.
Каждая власть устанавливает законы, нужные ей самой. Протагор
Цели урока:
- Сформировать представление о системе управления единым Русским государством в конце XV– начале XVI века, об организации внутренней жизни государства.
Продолжить развитие у учащихся умений: работы с информацией, в группе, решения проблемных заданий.
Задачи урока:
1. Дидактические:
- В ходе урока составить представление о едином Русском государстве с точки зрения организации власти и управления, о реформах Ивана III, показать, как они способствовали изменению внутренней жизни государства.
- Закрепить понятие “централизованное государство”, ключевые термины и даты.
- Развить умения работы с текстом на основе предложенного алгоритма.
- Закрепить умения исследовательской и аналитической работы.
2. Воспитательные:
- Содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей, воспитанию гражданственности и любви к Родине, к истории своей страны.
3. Развивающие:
- Развивать умения и навыки учащихся: выделять главное в изучаемом материале; обобщать полученные сведения; логически излагать свои мысли, делать выводы, видеть причинно-следственные связи, находить ошибки.
- Развивать исследовательские умения, умения актуализировать раннее изученное.
Ключевые термины и понятия: самодержавие, кормление, местничество, поместье, Судебник, Юрьев день, казачество.
Даты: 1497 г. – составление Судебника.
На доске размещено:
– тема урока;
– материалы (понятия, термины, выражения, символы (изготовленные из бумаги, закрепленные на доски с помощью магнитов).
Содержание:
- Великокняжеская власть. Содержание и атрибуты.
- Органы центральной власти и управления государством.
- Судебник 1407 г.
- Система кормлений. Местничество.
- Поместная система. Вотчинное землевладение.
- Преобразования в войске.
- Ограничение свободы крестьян. Категории крестьянства.
- Появление казачества.
План урока:
- Организационная часть.
- Блиц-опрос.
- Вводная часть.
- Освоение нового материала:
- Рефлексия.
- Оценивание работы учащихся.
- Домашнее задание.
4.1. работа в группах
4.2. сообщение результатов работы.
Ход урока
1. Организационная часть – 2 минуты.
Объяснение правил и порядка работы на уроке:
Работа учащихся по группам с текстом учебника и дополнительными материалами, выданными группам – 10 минут.
– выбор группой представителей для оформления
доски и выступлений.
– оформление представителями групп доски из
имеющихся на ней материалов.
– выступление представителей групп в порядке
номеров – по 1-2 минуты.
– оценка работы всех учащихся группы по
результатам работы ее представителей.
2. Блиц-опрос – 2 минуты.
- При чьем правлении завершилось объединение русских земель? – период правления Ивана III (1462-1505) и Василия III (1505-1533).
- Когда Русь стала независимым (суверенным) государством? – стояние на Угре 1480 г. – освобождение от монгольского ига.
- Повторение определения централизованного (единого) государства – независимое (суверенное) государство, имеющее: территорию, органы управления, законы, население, армию, налоги.
3. Вводная часть – 1 минута.
Цель урока: выяснить, стало ли Русское государство на рубеже 15-16 веков единым, централизованным?
4.1. Работа групп с текстами – 10 минут.
Задача – изучить текст параграфа (включая исторические источники) и дополнительные материалы и подготовить краткие сообщения об органах государственного управления, системе землевладения, закрепощении крестьян, категориях населения.
Группа 1: Возвышение великокняжеской власти при Иване III: причины, атрибуты, церемонии.
Группа 2.
- Монарх: титул, характер власти, функции.
- Совещательный и исполнительные органы: название, состав, функции.
Группа 3.
- Территориальное деление, управление территориями, плата должностным лицам, назначение на должность.
- Законодательство: название, дата, содержание.
Группа 4.
- Военная и земельная реформа: содержание и значение.
- Виды земельных владений.
Группа 5.
- Категории крестьянства.
- Ограничение свободы крестьян.
Группа 6.
- Казачество: понятие, причины и место появления, органы управления.
4.2. Сообщение результатов работы – 12 минут.
– Оформление доски представителями групп с использованием материалов, имеющихся на доске: составление схем, определений.
– Выступление представителей групп с сообщениями.
5. Рефлексия – 10 минут.
Закрепление понятий и терминов:
Поместье – земельный участок, предоставлявшийся дворянам за военную службу, без права наследования и продажи. Вотчина – вид феодальной земельной собственности, которую можно было передавать по наследству, менять, продавать и т.п. Происходит от слова "отчина", т.е. отцовская собственность.
Боярская дума – постоянный совещательный орган при верховной власти. В состав входили должностные лица: бояре, думные дьяки, окольничий, думные дворяне.
Местничество – система распределения служебных мест при назначении на службу в зависимости от происхождения, служебного положения предков и личных заслуг.
Наместник – лицо, возглавлявшее систему местного управления; деятельность строилась на основе принципа кормления. отвечал за управление на местах, в частности правил уездами.
Волостель – лицо, возглавлявшее волость (стан) и осуществлявшее административные, финансовые и военные функции. Кормление – система натуральной оплаты, содержания за счет местного населения некоторых категорий должностных лиц, несущих службу князю.
Пожилое – денежный сбор с крестьян при уходе их от землевладельцев в Юрьев день.
Крестьяне (сельские жители): черносошные, владельческие, дворцовые.
Юрьев день – осенний 26 ноября. Церковный праздник, совпадавший с окончанием полевых работ.
Казаки: лица, нёсшие военную службу на окраинах страны.
Вывод: в результате правления Ивана III сложилось независимое централизованное Русское государство, имевшее протяженные границы, для обороны которых требовалась большая армия. Для ее содержания на рубеже XV– XVI вв. возникла поместная система, которая привела, с одной стороны, к закрепощению крестьян, с другой – к появлению казачества.