Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: знакомство с понятием “беглые гласные”.
Задачи урока:
Обучающие:
- Повторить понятие морфемы;
- Формирование представления о чередующихся гласных и согласных не только в корне, но и приставке, суффиксе;
- Введение в активный словарь учащихся термин “беглые гласные”
Развивающие:
- Развитие умения анализировать слова;
- Развитие умения находить корни с чередованием;
- Развитие умений выстраивать логическую цепочку;
- Развитие орфографической зоркости.
Воспитывающие:
- Воспитание чувства взаимопомощи, дружбы, сотрудничества;
- Воспитание бережного отношения к своему здоровью, умение контролировать себя во время работы, следить за своей осанкой.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Что нас ждет сегодня на уроке? Попробуем узнать. В каждом слове назовите букву, которая является орфограммой.
Суп, чугуны, лестница, земля, плюш, пенал, каска, грустный, улов, шишка, леса.
Правильно, сегодня мы отправляемся в путешествие по стране Лингвистика. Вы любите путешествовать? О чем можно узнать в путешествии? Мы узнаем интересные случаи, которые могут происходить с гласными буквами.
2. Познавательная минутка.
– Прочитайте фразеологизм “Зарубить на носу”.
– Как вы понимаете это выражение? (Фразеологизм означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Слово “нос” здесь не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записи. В древности люди носили с собой дощечки и на них зарубками делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.) Все, что вы сегодня услышите и поймете на уроке нужно “зарубить на носу”. – Что это нужно сделать?
3. Актуализация знаний.
1. Орфографическая работа
Сегодня очень холодно на улице. Видимо, мимо нас проехала Снежная Королева на тройке серых лошадей. Утром никто с ней не встретился? О ее присутствии можно догадаться по снежинкам. В записанных словах исчезли, замерзли буквы. Нужно отогреть слова, и восстановить запись.
(Слова взяты из домашнего упражнения)
П*анино, акк*рдеон, в* олонч*ль, г*тара, б*ян, б*рабан.
2. Снежная Королева оставила для вас приглашение. Открываем конверт.
“Привет, друзья!
Примите приглашенье
В нашей стране мы
Ждем вас с нетерпением.
Познаете вы много разных тайн,
Согласные и гласные живут
И тут, и там!”
– Мы отправляемся в царство Снежной Королевы, будьте осторожны! Королева очень капризная, любит придумывать разные задания.
Итак, первое задание. Синтаксическая минутка.
Белый заяц дрожит под кустиком.
– Выпишите глагол-сказуемое, подберите к нему однокоренные слова:
Дрожит – дрожь, дрогнуть, (ж//г) вздрагивать, (о//а)
– Выделите корень. Однокоренные ли получились слова? (Да). Почему буквенный состав корня различный? Каково лексическое значение слов?
Это явление в языке называется чередованием гласных и согласных в слове.
3. В стране Снежной Королевы нередко бывает ветер. Он разметал слова по снегу, вам нужно отыскать пары слов с чередованием. Укажите, какие чередования букв нашли.
Игра “Найдите пары”
Таскать готовлюсь Кормить тащит Ездить мрачный Готовиться кормлю Осмотреть езжу Мрак осматриваться.
– Можно ли назвать слова однокоренными, ведь основы слов разные? (Да)
– Что происходит со словами? (Произошло чередование)
4. Введение в новую тему.
– В русском языке существует явление беглости гласного, то есть чередования гласного О и Е с нулем звука. Сравните полдень – полдня. При одном и том же коне в одном случае мы видим присутствие гласного е, а в другом его отсутствие. Это явление имеет сложную историю. Связанную с предком современного русского языка – старославянским языком.
История носовых гласных
Для системы старославянского языка характерны так называемые носовые гласные, несвойственные системе современного русского языка. На письме эти гласные обозначались специальными символами
“юс малый”, “юс большой”. Эти звуки произносились как е с призвуком н и о с призвуком.
Однако данные звуки не были характерны для существующей системы русского языка, поэтому со временем они подверглись изменениям. Юс малый стал произноситься как современный звук Я, а юс большой – как звук у. С течением времени звуки утратили свое значение, так же перестали использоваться буквы, однако для современного человека немаловажна, так как имеет отношение к системе современного русского языка.
Процесс исчезновения происходил неравномерно и зависел от позиции звука в слове.
Так в позиции между гласными звук претерпевал большие изменения и заменялся выше названными звуками. Однако в позиции между согласными и гласными призвук согласного н усиливался и проявлялся – вместо одного звука получалось два.
Этим процессом объясняется беглость гласных и чередования звуков в таких случаях, как
Звук – звон, звякать, – звучать, мята – ментол, мну – мять.
1. Фронтальная работа.
– Являются ли однокоренными следующие слова
пень – пня, день – дня? (Нет)
(Это одно и тоже слово)
– А что случилось с этой парой (Изменилась только форма слова)
Коварная снежная Королева решила проверить вашу внимательность. Что произошло в словах? (Исчезла гласная Е)
– Из какой морфемы сбежала гласная буква Е? (из корня)
2. А что произошло со следующей парой слов: флажок – флажки. Будут ли они однокоренными? (Нет это форма слова)
– Откуда сбежала гласная? (Из суффикса)
5. Физминутка.
– Встали, вышли из-за парт.
Если вы услышите беглую гласную в корне – встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если услышите в суффиксе – то приседаете. Начинаем.
- Мешочек – мешочка, день – дня, узелок – узелка, угол – угла, орешек – орешка, лоб– лба.
- Руки в стороны в кулачок, разжимаем на бочок,
Правую руку вверх, левую вверх,
В стороны – вниз, в стороны – накрест,
Тук-тук, делаем большой круг.
6. Закрепление знаний.
1. Работа с текстом.
Упражнение 298, учебник “Русский язык 5 класс” под ред. М.М. Разумовской.
– О чем этот текс? (О чередовании с нулем звука)
– Где возможно такое чередование?
– Чем объяснить это чередование?
2. Дополнительная информация. Чтение подготовленного ученика
Грамматическая сказка “Беглые гласные”
Вызвали е из алфавита.
– Ну, как там у вас?
– Полный порядок. Каждый работает над своей
темой.
А не хотите ли вы поработать в другом месте,
например в тексте? Узнаете хоть живое слово, а то
застоялись в своем алфавите.
– А в какое слово меня приглашают?
– Слово хорошее – день, бодрое слово, светлое. И
не очень сложное: всего один слог. Вы там будете
единственной гласной, и решающий голос будет ваш.
Главное – хорошо организовать работу.
Буква е пробовала возражать, но ей не хотелось
расставаться с алфавитом, но и отказываться было
неудобно. Так и пришлось отправиться в текст.
В слове день встала на видное место, ей
удобно, спокойно, совсем как в алфавите.
Но когда слово начинали склонять: день, дня,
дню… В чем дело? Куда девалась е?
Нет е, она сбежала. Испугалась косвенного
падежа.
Вот какая эта е. Ненадежная . В трудную минуту
на нее нечего и рассчитывать.
(По Ф. Кривину)
– О чем этот текст?
– Какова основная мысль этого текста?
– С беглыми гласными нужно быть очень
осторожными. Вы не забыли, что мы в гостях у
Снежной Королевы. Несмотря на то что она
пригласила нас в гости, у нее бывает коварный
план. Я думаю, вы хорошо помните сказку “Снежная
королева”?
7. Закрепление материала.
1. Просклонять существительные: сон, лоб
2. Игра “Четвертое лишнее”
Найдите слово, в котором возможно чередование звуков с в корне:
метель, ветер, снежинка, север.
Найдите слово с беглой гласной:
Скалы, льдинка, сугроб, мороз.
3. К нам спешит Снежная Королева, а в руках у него пакет. Прочтем?
Что-то в нем не все понятно, букв не хватает. Вставляем замороженные буквы, объясняем орфограммы.
В лес пришел Моро_ – Красный нос. Сне_ укрыл пни и кусты.
Толстый лед ск_вал быстрый ручей. Пуш_стый шарф л_жит на ветках сосен.
– Выпишите из текста слова с чередующимися
гласными, подберите однокоренные слова. (Снег –
снежный, пушистый – пуховый)
– Выпишите из текста слова с беглой гласной,
измените форму слова. (Пришел – пришли,
пни – пень, лед – льды)
– Какое время года описано в тексте? (Зима)
– Кто прилетает к нам в гости? (птицы) Измените
слово, чтобы в нем появилось чередование (птица –
птичка)
Измените слово, чтобы в нем появилась беглая
гласная (птичка – птичек)
Итог урока.
Несмотря на холодное желание Снежной Королевы запутать вас, оставить в своем королевстве, вы справились со всеми заданиями, попутешествовали и узнали много нового материала. А что вы узнали в путешествии?
– Какие звуки называются чередующимися, а какие – беглыми?
Фамилия, имя ____________________________________________
- Я хорошо закрепил материал. Да нет (Подчеркнуть)
- У меня есть проблемы. (Вписать) _____________________
- Цель урока достигнута? да нет (Подчеркнуть)
- Что мне понравилось? (Вписать) __________________________
- Мое пожелание. (Записать) _________________________
У хорошей сказки – хорошая развязка.
Учитесь с улыбкой, шутите учась!
Любая ошибка, исчезнет боясь.
Веселой науки и радостных глаз.
Учитесь без скуки – как я!
В добрый час!
Использованная литература:
- Веселая грамматика. Словообразование. Состав слова:корень/ авт.-сост. В.В. Волина. – М.:Дрофа.2003.
- . Открытые уроки русского языка: 5-8 классы/ Н.С. Раилко. – Ростов-на-Дону: Феликс, 2008.
- Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.