Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности как основа ФГОС в начальной школе

Разделы: Внеклассная работа


Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, определили новые подходы к содержанию образования, привели к созданию и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования.

В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента, который включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативы, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 году как особого рода понятие, снимающее оппозицию внутри отечественной науки (таких, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. При организации воплощения этого методологического принципа – метода, крайне важно четкое представление его сущности. Основой для его понимания служит понятие “деятельность”. Что значит ”деятельность”? Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат. Говоря об образовании как ведущей социальной деятельности общества, мы тем самым предполагаем нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности.

Диагностика эффективности воспитательной деятельности школьников. Целью диагностики является выяснение того, являются ли воспитывающими те виды деятельности, которыми занят школьник. Делается это для того чтобы решать наиболее острые проблемы, существующие во внеурочной сфере, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания Воспитание это управление процессом развития личности ребенка через создание благоприятных условий. Соответственно и диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика. Исходя из этого, можно выделить три основных предмета диагностики.

Первый предмет диагностики – это личность самого воспитанника. Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника, можно различными способами. Это может быть наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх.

Второй предмет диагностики – это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика. Традиционно в российских школах внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском общественном объединении. Современный ребенок развивается как личность в нескольких разных коллективах – разных по характеру деятельности. Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива, а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе.

Третий предмет диагностики – это профессиональная позиция педагога, еще одно важнейшее условие развития личности ученика. Позиция – это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей. Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности, её диагностика должно позволить педагогам разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с учетом и внятным представлением о результате; подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение определенного уровня; диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности. Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, формировать у учеников универсальные учебные действия. Работая по Образовательной системе “Школа 2100” и ведя кружковую работу я убедилась, что деятельностный метод обучения лежит не только в основе учебной деятельности, но и особую роль играет во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Ведь на занятиях во внеурочной деятельности, мы создаем условия для самореализации и самоопределения личности ученика, где основным принципом, решающим современные образовательные задачи с учетом запросов будущего, становится принцип деятельности и целостного представления о мире. Применяя технологию деятельностного метода на уроках и имея положительный результат, мы можем говорить, что и во внеурочной деятельности нужно продолжение этого подхода. Чтобы деятельностный подход имел результат, все это должно быть в системе, а значит, предполагает новую воспитательную программу, в которую включены все виды деятельности ФГОС. В программе воспитания педагог должен разработать такой план работы на учебный год, где главной целью было увидеть, на что способен ученик и к каким способностям он склонен. Если начать работу с самого трудного, например “Проектная и исследовательская деятельность”.

В 1-м классе можно увидеть, как важен именно деятельностный подход, где ученики учатся не только открывать для себя новые знания, но и сами открывают в себе, то, что им больше всего интересно. За время работы над проектом они учатся пользоваться дополнительной литературой, отбирать нужную информацию, делать выводы, оценивать не только себя, но и свою работу.

Второй год обучения может предполагать раскрытие творческих способностей в области театрального и художественного искусства, чтобы не только выявить талантливых детей, но и помочь раскрыться детям замкнутым, стеснительным.

Третий год обучения, может быть посвящен общественно-полезному труду. В этом направлении деятельностный подход позволит каждому ученику попробовать себя в роли исследователя, садовода, дизайнера и просто наблюдателя над своей деятельностью.

На четвертый год обучения, учитель знает, на что способен его ученик, в каком творчестве преуспел. Когда выпускник начальной школы чувствует себя уверенно, принимает активное участие во всех школьных, классных делах, знает что хочет, в какой области ему нет равных – он хочет показать себя и помочь тому, кто в этом нуждается.

Делая вывод, можно с уверенностью сказать, что современный ребенок должен сегодня не только что-то делать и знать, он должен научиться учиться, уметь применять полученные знания в школе, самостоятельно в любой жизненной ситуации. А значит актуальным остается деятельностный метод не только в учебной деятельности, но и во внеурочной, так как этот метод предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика.

Список литературы

  1. Савинков А.И. методика исследовательского обучения младших школьников – 2-е изд. – Самара: Издательство” Учебная литература”, 2006 – 208 с.
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д. В. Григорьев. П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
  3. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя /под ред. А.Б.Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.
  4. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система “Школа 2000…”/ Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ “ Школа 2000..”, 2007. 448 с.