Урок литературы, посвященный памяти В.С. Высоцкого, "Поэты ходят пятками по лезвию ножа / И режут в кровь свои босые души!" 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Цели и задачи урока: актуализировать знания учащихся о личности и творчестве В. С. Высоцкого; использовать потенциал авторской песни для формирования гражданских качеств личности учащихся; развивать навыки анализа стихотворений; навыки выразительного чтения; прививать интерес к литературе.

Оборудование: портрет В.С. Высоцкого, записи песен в исполнении автора, фрагменты художественных фильмов с участием В. С. Высоцкого, выставка книг и публикаций в. С. Высоцкого и его современников, презентация к уроку.

И хоть путь мой и длинен и долог,
И хоть я заслужил похвалу,
Обо мне не напишут некролог
На последней странице в углу –
Но я не жалею…

В. С. Высоцкий

Ход урока

I. Вступление.

Стихотворение Б. Окуджавы “О Володе Высоцком я песню задумал решить…” (читает ученик).

II. Слово учителя.

Владимир Высоцкий… Это имя для многих стало символом целой эпохи. И вовсе не потому, что жизнь его была столь долгой. Напротив, прожил он чрезвычайно мало – всего 42 года. Но удивительно, как много успел за столь короткий срок. Высоцкий всегда спешил, как будто предчувствуя, что судьбой отпущено ему совсем немного времени. По словам Ю. Визбора, жизнь Высоцкого была “длинным сорокадвухлетним самоубийством”. Ведущие роли в театре на Таганке, съёмки в кино, бесконечные концерты, требовавшие полной самоотдачи. Высоцкого жаждали видеть и слышать многие – от академиков в Москве до старателей на далёких приисках. И он стремился уделить внимание всем, ибо встречи со зрителями давали ему новые силы для творчества.

После его смерти именем Владимира Высоцкого называли вершины гор, новую планету, морской танкер, театр.

Феномен Высоцкого не только в его неслыханной популярности – это следствие огромного авторитета, репутации, проповеднического дара. Феномен – в свойстве личности, многогранности таланта.

До сих пор не утихают споры о том, кем же в первую очередь был Высоцкий – актёром, поэтом, композитором… Он и сам не смог ответить на этот вопрос: “Я думаю, что сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез, может быть, это какой-нибудь новый вид искусства”. Вполне вероятно, суть в том, что Высоцкий сумел создать совершенно новый, неповторимый и уникальный тип творческой личности.

III. Защита презентации, подготовленной ученицей заранее.

– Тема нашего урока “Поэты ходят по лезвию ножа…”. В студенческие годы учёбы уже в школе-студии МХАТ друзья Высоцкого сочинили “Гимн тунеядцев”, где был куплет:

И артисты, и юристы,
Тесно держим жизни круг.
Есть средь нас жиды и коммунисты,
Только нет средь нас подлюг.

Подлецом никто из них не был, не был и Высоцкий. Все друзья и знакомые поэта, вспоминая Высоцкого, характеризуют его как честного, правдивого, щепетильного к вопросам чести человека.

Высоцкий-актёр (театр на Таганке) был не просто талантливым исполнителем, он пропускал свои роли через собственное “я”, играл как поэт. Когда Любимова спросили, почему он поручил роль Гамлета Высоцкого, тот ответил: “Я считал, что человек, который сам пишет стихи, умеет прекрасно выразить так много глубоких мыслей, такой человек способен лучше проникнуть в разнообразные, сложные конфликты: мировоззренческие, философские, моральные и очень личные, человеческие проблемы, которыми Шекспир обременил своего героя”.

Высоцкий играл роль Гамлета совершенно по-иному. Гамлет Высоцкого уже знает всё про жизнь, для него неожиданности в злодействе Клавдия, часто в монологах у него прорывалась горькая ирония, а “прежнюю свою весёлость”, по его словам, он потерял давно. Высоцкий хотел играть роль не в той манере, которую о него ждали. Он хотел играть Гамлета просто и скорбно. И в конце концов он играл эту роль так, играл одетый в джинсы и вязаный свитер, отказавшись от пышных нарядов.

IV. (Ученик) Из воспоминаний Аллы Демидовой.

Мы проработали с Высоцким в Театре на Таганке с 1964 года: со дня основания театра – до Володиной смерти. Много вместе играли, репетировали, ездили на концерты, жили рядом на гастролях.

Театральные критики о Высоцком писали мало: из-за того, что не сразу обратили на него своё внимание и из-за запрета публикаций о Театре на Таганке. По этим же причинам нет снятых на плёнку спектаклей, где играл Высоцкий.

Для нас – актёр Театра на Таганке – Высоцкий был Володей, Володечкой, с которым можно было поболтать о чём угодно, посоветоваться, поссориться на репетиции или на спектакле, а после не разговаривать неделю, позлословить с приятелями о его очередных “выходках”. Для всей страны он был мифом, легендой, но также он был неудобным человеком.

V. Выразительное чтение стихотворения “Мой чёрный человек”.

– Существует расхожая истина: “чтобы понять, как человек талантлив, нужно представить его умершим”. При жизни Высоцкий пел:

И хоть путь мой и длинен и долог,
И хоть я заслужил похвалу,
Обо мне не напишут некролог
На последней странице в углу –
Но я не жалею…

– Как вы понимаете эти слова Высоцкого? О каких качествах поэта они говорят?

– После его смерти друзья Владимира Высоцкого с трудом смогли пробить маленькое сообщение в “Вечернюю Москву” и потом в “Советскую культуру”.

VI. Выразительное чтение стихотворения Никиты Высоцкого “Памяти Высоцкого”.

VII. Выразительное чтение стихотворения “Я не люблю”, его анализ.

– Стихотворение “Я не люблю” является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начинаются фразой “Я не люблю”.

– Как называется такой приём? (Анафора). Этот повтор звучит в тексте 11 раз, завершаясь ещё более резким отрицанием “Я это никогда не полюблю”.

– С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же жизненные явления отрицает он с такой силой?

– Все они в той или иной степени характеризуют самого Высоцкого. Во-первых, это смерть, фатальный исход, смириться с которым трудно любому живому существу, жизненные невзгоды, заставляющие отвлечься от творчества.

– Герой также не верит в неестественность в проявлении человеческих чувств. Будь то цинизм или восторженность. Сильно ранит его чужое вмешательство в личную жизнь. Эту тему метафорично подчёркивают строки: “Когда чужой мои читает письма, заглядывая мне через плечо”.

– Как вы понимаете слово цинизм? Что оно означает?

– В словаре Д. Н. Ушакова даётся такое определение: “Цинизм – вызывающе-пренебрежительное и презрительное до наглости и бесстыдства отношение к чему-нибудь”.

– В словаре С. И. Ожегова цинизм обозначает “пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности, наглость, бесстыдство”.

– Это как раз те качества, которые ненавидел в людях Владимир Высоцкий.

– Определите тему и основную идею стихотворения.

– В стихотворении Высоцкий говорит об истинных ценностях человека, о его гражданской позиции, о ложной стыдливости, о ненавистных герою сплетнях, о насилии и бессилии, о чести.

– Как вы понимаете слово честь?

– Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы, – такое определение даёт С. И. Ожегов.

– А в словаре В. И. Даля: “Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть”.

– Стихотворение “Я не люблю” можно назвать жизненной программой, следуя которой человек способен сохранить такие качества, как: честность, порядочность, возможность уважать себя и сохранить уважение других людей.

– Прослушав выступления ребят, вы узнали о жизни и творческом кредо В. С. Высоцкого. Какие вопросы у вас возникли?

– Почему, несмотря на официальное непризнание поэтического творчества, стихи Высоцкого были очень популярны? Что лежало в основе пронизанных тоской и болью песен? Что было для В. Высоцкого понятие “внутренней свободы” и что оно значит для вас?

– Ответить на эти вопросы поможет сам поэт. Давайте обратимся к его произведениям.

VIII. Групповая работа. Задания:

  1. Прочитать названные стихотворения.
  2. Определите объединяющую их тему.
  3. Найдите строки, позволяющие ответить на заданные вопросы.
  4. Подтвердите ответы на вопросы отрывками стихов на отдельных листах.

1 группа:

“Мы вращаем землю”
“Песня лётчика”
“Звёзды”
“Штрафные батальоны”

2 группа:

“Спасите наши души”
“Марш аквалангистов”
“Ещё не вечер”
“Белое безмолвие”

3 группа:

“Мой чёрный человек”
“Корабли постоят и ложатся на курс”
“Песня певца у микрофона”
“О фатальных датах и цифрах”

4 группа:

“Песня прыгуна в высоту”
“Песня штангиста”
“Песня о сентиментальном боксёре”
“Бег иноходца”

5 группа:

“Прощание с горами”
“Песня о друге”
“Среда”
“Здесь вам не равнина”

6 группа:

(Учащиеся подбирают песни, иллюстрирующие темы)

а) война;
б) горы;
в) поэт и поэзия;
г) спорт.

IX. Закрепление изученного материала.

Отчёт групп о работе. На доске вывешиваются листы с названием общей темы и цитатами. После выступления каждой группы ученики 6 группы предлагают для прослушивания песню.

X. Подведение итогов урока.

– Песни В. С. Высоцкого были не только продолжением его дыхания. В них и его сердцебиение, и пульс, характер, и душа.

К песням поэта можно относиться по-разному. Их можно любить или не любить, восхищаться или критиковать, отвергать или принимать. Но нельзя сделать вид, что их просто не существует. Сами песни говорят за себя, они всегда заметны, всегда на слуху. В них удивительная притягательная сила, которая слабым помогает выстоять, в них есть особая человеческая сила духа и власть.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру: “Моё отношение к творчеству В. С. Высоцкого”.

Презентация