Тип урока: формирование и закрепление знаний и умений.
Цели урока:
- Формировать умения определять число имен существительных, изменять имена существительные по числам
- Способствовать коррекции и развитию
психических функций: внимания, кратковременной
памяти на основе работы с текстом.
Развивать операции мышления: сравнение, обобщение, классификации на основе работы со словами, при проведении игры - Воспитывать учебную мотивации, коммуникативные навыки, нравственные качества.
Оборудование: карточки с текстами, карточки к игре “Грамматическое лото”, иллюстрации: г. Великий Устюг, зимний сад, карточки со словами.
Ход урока
I. Организация учащихся (психологический настрой на урок)
– Ребята, сегодня у нас не простой урок, к нам пришли гости. Поприветствуем их.
– Книжки, ручки и тетрадки,
Всё на партах? Все в порядке?
Итак, друзья, внимание.
Ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее – начнем скорей урок!
II. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
– Ребята, закончите четверостишие:
– Что за праздник у ворот?
Песни, игры, хоровод,
Сказка, чудеса и вот
Наступает……..
– Правильно, Новый год!
– Ребята, а кто главные герои любого новогоднего праздника?
– Да, это Дед Мороз и Снегурочка.
– Многие люди хотят узнать, где живут Дед Мороз и Снегурочка. Чтобы это узнать, они отправляются в интересное путешествие на специальном туристическом поезде “Зимний экспресс”. А вы хотели бы узнать, где живет Дед Мороз?
– Тогда я рада пригласить вас в увлекательное путешествие.
Сегодня на уроке мы отправимся на родину Деда Мороза. Во время путешествия мы закрепим учебный материал, изученный на прошлых уроках. Мы будем выполнять задания по теме “Изменение имен существительных по числам”.
– А путешествовать мы отправимся на поезде, который состоит из двух вагонов: 1 ряд – вагон “Снежинки”, 2 ряд – вагон “Снеговики”.
Итак, закройте глаза и представьте, что мы садимся в поезд. Проводник приветливо приглашает нас занять свои места. Закрывает вагон и поезд отправляется….
(Звучит музыка)
III. Воспроизведение необходимых знаний
– Пока волшебный экспресс мчит на нас на родину Деда Мороза, мы немного подготовимся к встрече с ним, запишем число, классная работа в тетрадь и поработаем с текстом, который лежит у вас на столах.
Живет Дед Мороз в городе Великий Устюг, что на севере страны, в Вологодской области. Город удивительно красивой природы. Каждый желающий может взять конверт, написать письмо и отправить его Деду Морозу в Великий Устюг. Добрый волшебник обязательно получит его.
– Кто мне скажет, почему слова Дед Мороз, Великий Устюг, Вологодская область пишутся с большой буквы?
– Прочитайте выделенные слова и скажите, какого они числа? Почему?
– Что обозначает единственное число? А что – множественное?
– Ребята, пока мы выполняли работу, наш поезд прибыл на родину Деда Мороза.
– Кто может повторить название города, где живет Дед Мороз?
(Вывешивается карточка с названием города Великий Устюг + изображение)
– Я приглашаю вас на экскурсию по этому старинному городу. Недалеко от города, в бору сосновом построил себе Дед Мороз терем узорчатый. Круглый год он там живет и нас ждет. А путешествие начинается у резных ворот.
IV. Практическая работа по закреплению знаний и умений
– Чтобы войти в ворота нам необходимо выполнить задание.
На столах у вас слова. Вам необходимо правильно их разложить.
1 ряд – слова единственного числа, 2 ряд – слова множественного числа.
Шар – шары, ёлка – ёлки, подарок – подарки, рисунок – рисунки, улыбка – улыбки, звезда – звёзды.
Проверка выполнения: 1 ряд читает слова в единственном числе, а 2 ряд – множественного числа. Чтение слов парами.
Запишите свои пары, а затем подберите к ним противоположные.
– С заданием мы справились. Идем дальше. И подходим к дому Деда Мороза. Дедушка с внучкой Снегурочкой гостям всегда рады. Каждого тепло встретят, добрым словом приветят.
(Изображение дома Деда Мороза и Снегурочки).
– Ребята, Дед Мороз и Снегурочка приглашают вас в зимний сад.
(Изображение зимнего сада)
В этом зимнем лесу они нам предлагают поиграть. А играть мы с вами будем в “Грамматическое лото”.
Учащимся раздаются карточки со словами: 1 карточка – единственное число, 2 карточка – множественное число. А называю вам слова в единственном числе, а вы находите их и зачеркиваете.
Горки |
Морозы |
Ветра |
Снегурочка |
Открытки | Узоры | Календари | Хлопушки |
Снег |
Лёд |
Снегопад |
Снеговики |
Метель |
Маска |
Праздник |
Дед Мороз |
– Ребята, а какие слова оказались лишними? Почему?
Физминутка
Если назову имя существительное в единственном числе – приседает, если во множественном числе – подпрыгиваете.
Фонарики, кони, снег, туча, автобус, олени, поезд, герой, волшебник, песни, танцы, хоровод.
Самостоятельная работа.
Стр. 101, упр. 251. Спиши. Подчеркни существительные, определи их число.
Проверка выполнения.
Один ученик читает, остальные проверяют.
– Ребята, нам пора возвращаться в класс.
Итак, закройте глаза и представьте, что мы садимся в поезд. Проводник приветливо приглашает нас занять свои места. Закрывает вагон и поезд отправляется….
(Звучит музыка)
– Итак, мы снова в классе. А Дед мороз со Снегурочкой остался дома и ждет весточки от нас.
Я хотела помочь вам и кое-что написала, давайте посмотрим, что у меня получилось? Прочитайте предложения. Можно ли назвать текстом письма? Почему? Расставьте части текста в правильном порядке так, чтобы получилось письмо.
(Каждому ученику раздается текст письма)
Мы ждем тебя в гости на праздник 28
декабря.
Спасибо тебе за то, что ты есть. Ты самый добрый.
Без тебя Новый год не был бы таким светлым,
волшебным праздником.
Здравствуй, дорогой (Дедушки Морозы).
Пятиклассники.
– Учащиеся выстраивают в правильном порядке части текста.
– Чтение получившегося письма.
V. Домашнее задание
Работа по карточкам. Задание: Спиши, определи число у выделенных существительных.
1 гр. (сильная). Текст “В декабре”.
2 гр (средняя). Текст “Белочка”.
VI. Итог урока
– Ребята, вам понравилось наше путешествие. Дед Мороз за вами наблюдал, как вы работает на уроке, как выполняете задания, как ведете себя на уроке, и он остался доволен и передает вам жетон-оценку. (Изображение Деда Мороза с оценкой)