Занятие по теме "Образ мирового древа"

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Цель урока: развитие творческих способностей через знакомство с образом Мирового древа.

Задачи урока:

  1. Развитие фантазии ребенка.
  2. Развитие ассоциативного мышления ребенка.
  3. Воспитание интереса к творчеству.
  4. Использование ранее приобретенных навыков работы с пластилином в самостоятельной работе.

Материалы:

Для детей:

пластилин (не менее 12 цветов), простой карандаш, листы бумаги, дополнительный материал (блестяшки), доска для лепки, влажная тряпочка. Игрушки: жаба, медведь, лиса, тигр, змей, Повелитель, старуха и гора из картона. Облака из бумаги.

Для педагога:

  • пособия для показа на занятии – рисунки с изображением Мировых древо в разных культурах;
  • мультфильм по вьетнамской сказке “Скоро будет дождь”;
  • этническая музыка: китайская бамбуковая флейта.

Методы: рассказ и показ рисунков, беседа, самостоятельная работа.

Ход занятия

1 этап. Знакомство с Мировым древом

Педагог: “Сегодня темой занятия будет Мировое древо. Может кто-то из ребят знает, что это за Древо? (Дети могут попытаться называть разные деревья)

Было время (возможно и в каменном веке) люди задумывались о том, как устроен мир. Они наблюдали, как день сменяется ночью и на небе появляются звезды, луна. Днем сияет солнце. Иногда идет дождь, гремит гром и сверкают молнии. Иногда из горных вершин появлялся огонь. Люди, замечая все это, пробовали изображать мир в рисунке по-своему, т.е. создавать модель Мира. Образ Мирового дерева может быть разнообразен, но всегда можно распознать три уровня. Нижний мир – это обиталище змея, повелителя подземного царства. Верхний мир – это небо. Там царство света, солнца, небесных вод. Средний – это земля. На ней живут люди и животные. Мировое дерево отображает мир.

Позднее образ Мирового древа стал присутствовать в различных текстах, например в сказках. У Пушкина А.С.: “У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том. И днем и ночью кот ученый, все ходит по цепи кругом”. Златая цепь похожая на змея, опоясывает весь мир и охраняет его. Кот связан с подземным миром. Дуб и есть сказочное отображение Мирового древа, вмещающего мир сказок (рисунок 1). Здесь и белка золотой грызет орех. “…Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит…Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей. Избушка там на курьих ножках стоит без окон и дверей…”.

img1.jpg (63540 bytes)

Педагог рассказывает вьетнамскую сказку “Скоро будет дождь”, а дети изображают сюжет на столе мини-игрушками. “ Давным-давно, когда еще людей на земле не было, произошел такой случай. Повелитель неба Онзей играл в шахматы со старухой Засухой. И проиграл ей все реки, водопады, моря, всю воду. Но не могли звери земли жить без воды и пошли на небо к повелителю. Подошли звери (тигр, медведь, лиса и жаба) к высокой горе. Она была высотой до небес. На ее вершине стоял замок Повелителя. Но как подняться? И тогда со дна озера, которое осталось без воды, выполз огромный змей. Он стал подниматься вокруг горы, опоясывая ее. Звери по нему, как по дороге стали вместе с ним подниматься вверх и оказались на небе. Повелитель узнал, что без воды все живое погибнет и очень огорчился, но умная жаба спросила Повелителя.

– Как он думает, откуда может появиться вода? (Дети могут предложить свои варианты).

– Есть ли тучи у повелителя?

Их оказалось очень много. Повелитель выпустил летние облака, серые и темные грозовые тучи. Хлынул дождь и опять появились реки, моря и водопады.

– Ребята, что вам напоминает Горный столб и небесный замок?

– Правильно. Мировое древо, его ствол (высокая гора) вздымается до небес, а в корнях живут змеи и лягушки.

На рисунке 2 изображено Мировое древо похожее на столб. Оно каменное с узорами, но это древо. Столб – это опора, которая поддерживает мир, вокруг которой все вращается.

На следующем рисунке (рисунок 3) также изображено Мировое древо. На верхних ветвях сияет солнце, а с другой стороны – луна, месяц. В кроне дерева созревают плоды, цветы и их семена. Они падают на землю и дают урожай для людей. В ветвях сидят птицы, которые символизируют добрые начинания. У ствола пасутся олени, кони, быки и сильные животные. У корней Мирового древа изображены цветы, травы, рыбы, лягушки, змеи.

В разных культурах изображают Мировое древо.

Как вы думаете, какой народ представляет Мировое древо? На рисунке изображены кактус, солнце, месяц, животные (рисунок 4, культура Африки).

img4.jpg (36477 bytes)

Древо Жизни в Древнем Китае, растущее в центре мира, это лестница, по которой поднимаются и опускаются не только Солнце и Луна, но также владыки и мудрецы, т.е. те которые являются посредниками между небом и землей. У египтян из Древа вырастает женщина, которая сама и является Древом.

Наши предки полагали, что это береза или дуб, а возможно, яблоня.

В сказках описывается яблоня с золотыми листьями и плодами (молодильными яблоками), дающими молодость. Оно растет в центре мира – на острове, посреди океана, на камне Алатыре. А “на море, на Окияне, на острове Буяне, стоит дуб могуч…”.

На полотенцах вышивали и раньше, и сейчас дерево, олицетворяющее Мировое древо (рисунок 5). Почему? Умываясь, омываем лицо чистой водой. Вытирая лицо с вышивкой, изображающих дерево, должны помнить, что мы, как семена мирового древа.

Но не только в рисунках, вышивках можно увидеть образ Мирового древа. С давних времен в деревне Хлуднево делали глиняные игрушки. Основной сюжет их – древо жизни с различными животными, птицами и орнаментами (рисунок 6, рисунок 7). Интересными выглядят глиняные Филимоновские игрушки (рисунок 8). Из глины появляются животные с рогами и вытянутыми шеями, похожими на стволы деревьев, а рога оленей напоминают ветви дерева (рисунок 9). На Псковщине также образ мирового древа является значимым (рисунок 10).

2 этап. Самостоятельное выполнение задания ребятами.

“Сейчас представьте себе Мировое древо. Это может быть дерево, как в нашей сказке, в виде горы, или в виде дерева. Вам предлагается создать образ Мирового древа в любом виде. Вообразите крону дерева, на ветвях вьют гнезда птицы, распускаются цветы и созревают плоды. Ведь плоды – это то, что человек создает своим трудом, а цветы – это его дети. Изобразите животных.

Отобразите все уровни мироздания. Воображаемое вами Мировое древо изобразите пластилином. Это тот материал, который вы хорошо знаете и используете его продолжительное время. Вас не затруднит вылепить все детали и осуществить ваше представление о древе”.

Далее учащиеся работают самостоятельно, в группах по 4 человека, или индивидуально. Во время занятия возможна помощь в виде вопросов, с целью активизации мышления.

3 этап.

По окончании работы, каждая группа поясняет, что они изобразили. Педагогу достаточно найти то, что отличает одну работу от других и сконцентрировать на этом внимание. На рисунке 11 представлена коллективная работа на данную тему, а на рисунке 12 – индивидуальное видение мирового древа одного из детей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Медкова Е. Материалы лекции: Мировое древо – универсальная концепция мира;
  2. Мультфильм по вьетнамской сказке “Скоро будет дождь”;
  3. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Москва, 2001;
  4. Сост. Ращупкина С.Ю. Лепка из пластилина. М.: РИПОЛ, 2010;
  5. Рисунки из Интернета.