Цели урока:
- развитие и уточнение пространственных представлений, их выражение посредством данной категории служебных слов;
- преодоление аграмматизмов как в импрессивной, так и в экспрессивной речи школьников
- уточнение конкретно-пространственных значений предлогов;
- развитие зрительного и слухового внимания, памяти.
Содержание занятия
1. Организационный момент.
Показать правой рукой правый глаз, левую бровь, правое ухо, левой рукой – правый глаз, плечо, левую бровь.
2. Упражнение на развитие зрительного внимания, пространственных представлений (схемы, изографы.)
3. Предлоги.
Правда или шутка: дед в печи, дрова на печи;
- Что обозначают предлоги? (местонахождение или направление движения предмета).
- Вставить предлоги, обозначив схемы над ними:
Дорожка вела лес. Шуба висит шкафу. Желуди растут дубе. Хлеб продают булочной. Мальчик влез дерево. Грузовик едет дороге. Зрители выходили театра.
- Графический диктант (дети обозначают слова черточками, над черточкой-предлогом пишут буквами предлог):
Птица жила у нас в комнате, в клетке.
(____ ____ __ ___ ___ ___, __ ___)
Пчелы летают с яблони на яблоню. В углу за шкафом жил щенок. Машина завернула за угол и проехала по набережной.
4. Кинезиологические упражнения. (Приложение 1)
Колечко, кулак-ребро-ладонь, лезгинка, ухо-нос, отбивание ритма.
5. Согласование слов в предложении.
Правильно ли я сказала?
– Девочка ест каша. Витя читает книгой. Мальчик идут в школу. Часы идут точно. Мы читаешь книгу. Дети подходят к школу. Я завтра была на даче.
(Дети устно исправляют, затем записывают.)
– Графический диктант.
(Запись диктуемых предложений черточками, вместо предлога рисуют его схему).
6. Бормоталочки.
Логопед произносит полную фразу, дети по очереди произносят бормоталочку.
Сокращая ее на одно последнее слово – вместо него делается хлопок. Следующий сокращает на 2 слова, хлопает 2 раза, и т.д.
– Ехал Грека через реку. (Четыре слова)
– Золотое решето черных домиков полно. (Пять слов)
– Подарил утенку ежик пару кожаных сапожек. (Шесть слов)