Занятие в логопедической группе по теме "Различай "б" и "д""

Разделы: Логопедия


Тема: Различай б и д.

Цель: различение букв б и д на письме и при чтении.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о буквах б-д.
  • Научить сравнивать буквы по элементам (по расположению).
  • Формирование оптической дифференцировки, представления о связи звука и буквы.
  • Дифференцировать буквы б-д на письме и при чтении.
  • Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
  • Развитие зрительно-пространственных представлений.

Материалы для занятия: зеркала, картинки-силуэты белки и дятла, карточки с заданиями, ручки.

Ход занятия

Организационный момент.

Солнце раннее проснулось, осторожно потянулось.
Лучикам пора вставать и занятие начать.

– Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес, в настоящее царство осени.

Всех ребяток я с собою
Приглашаю в лес пойти,
Замечательный, чудесный,
Вам такого не найти.

Основная часть занятия.

– Но что бы туда попасть, надо совершить волшебный ритуал. А в этом нам поможет “волшебное” зеркало. Давайте в него посмотримся и произнесем волшебные слова:

В зеркале я отражусь,
Где захочу, там и окажусь.
Перенеси нас зеркало в лес.

– Вот мы и очутились в лесу. Послушайте сколько здесь необычных звуков. Дети слушают звуки леса.

– Что вы слышите?

– Ой, смотрите, ребята, сколько разноцветных листьев лежит под ногами. Что же на них написано?

а о и б ы у д

– Буквы. А какие буквы – гласные и согласные.

Звучит музыка ветра.

– Ой, посмотрите, подул сильный ветер и унес наши буквы.

– Какие буквы улетели, и куда же они спрятались?

– Отгадайте загадки:

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой
А в рыжей шубке летом.

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу.

Выставляются картинки белки и дятла.

– Читаются стихотворения:

Белка хвостик изогнула
У пенечка отдохнула.

Дятел жил в дупле пустом.
Дуб долбил, как долотом.
День долбил, два долбил, дырку в дереве пробил.

Выставляются картинки белки и дятла со спрятавшимися буквами.

– Рассмотрите картинку-силуэт белки.

– Кто видит букву в силуэте белки?

– Какой первый звук в слове “белка”?

В слове-отгадке определяется первый звук и соотносится с буквой.

– Произнесите звук “б” перед зеркалом. Уточнение артикуляции звука “б”

– Дайте характеристику звуку “б”: согласный, звонкий, бывает мягким и твердым. Преграда (для воздушной струи) сомкнутые губы.

– Рассмотрите картинку – силуэт дятла.

– Кто видит букву в силуэте дятла?

– Какой первый звук в слове “дятел”?

В слове-отгадке определяется первый звук и соотносится с буквой.

– Произнесите звук “д” перед зеркалом. Уточнение артикуляции звука “д”.

– Дайте характеристику звуку “д”: согласный, звонкий, бывает мягким и твердым. Преграда кончик языка, который упирается в десны верхних резцов.

– Вот сегодня на занятии мы будем учиться различать рукописные буквы “б” и “д

Физкультминутка “Веселые зверята”

Зайка скачет по кусточкам (скачут на двух ногах, сделав “ушки” из ладоней).

По болоту и по кочкам.
Белка прыгает по веткам (прыгают, согнув руки перед грудью).
Гриб несет бельчатам-деткам.
Ходит мишка косолапый (идут вперевалочку).
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек (двигаются вполуприсядке, сделав круглые спинки).
Катится колючий ежик.

– Буква “б” – вписывается в силуэт “белки”. Буква состоит из овала и закругленной линии вверх, как хвост у белки.

– Буква “д” – вписывается в силуэт “дятла”. Буква состоит из овала и петли.

– Давайте напишем буквы “б” и “д” пальчиком на парте проговаривая элементы букв.

Запись букв б и д.

 

– Пишу букву “б” – белка (хвост вверх).

– Пишу букву “д” – дятел (хвост вниз).

Дифференциация букв б-д изолированно.

– Допишите буквы. Логопед раздает карточки, на которых нарисованы только овалы. Взрослый диктует буквы, а дети дорисовывают овалы элементами букв б-д.

Чтение слоговых таблиц.

– Прочитайте слоговые таблицы.

 

Игра “Чей это хвостик?”

– Прочитайте загадочные слоги и отгадайте, элементы каких букв пропущены в слогах. Верните элементы и назовите слоги верно (точки, расположенные над овалами, подскажут вам, чей это хвостик).

Пальчиковая гимнастика.

  • “Вот так белка”.
  • “Лесной лекарь”.

Дифференциация б-д в словах.

– Отгадайте слова и запишите их.

Слова: бант, базар, дорога, билет, рубашка, радуга, работа, загадка, бабушка.

– Скажите, ребята, нравится вам в осеннем лесу? Но я думаю нам пора возвращаться в школу. Давайте произнесем волшебные слова.

– Вот мы и вернулись. Давайте подведем итоги нашего занятия.

– Какие буквы мы сегодня учились различать?

– Чем они отличаются?

– Молодцы! До свидания!

Использованные источники:

  1. Е.В. Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками. Учусь не путать буквы. Альбом 1 и 2. /Издательство “ГНОМ и Д”/Год 2006.
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2001.
  3. http://thumbelina-ds2012.86.i-schools.ru/?news=1358326109
  4. www.logolife.ru/logopedy/konspekty-logopedicheskix-zanyatij/konspekt-leksiko-grammaticheskogo-zanyatiya-progulka-v-osennij-les.html

Презентация