Тема: Различай б и д.
Цель: различение букв б и д на письме и при чтении.
Задачи:
- Закрепить знания детей о буквах б-д.
- Научить сравнивать буквы по элементам (по расположению).
- Формирование оптической дифференцировки, представления о связи звука и буквы.
- Дифференцировать буквы б-д на письме и при чтении.
- Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
- Развитие зрительно-пространственных представлений.
Материалы для занятия: зеркала, картинки-силуэты белки и дятла, карточки с заданиями, ручки.
Ход занятияОрганизационный момент.
Солнце раннее проснулось, осторожно потянулось.
Лучикам пора вставать и занятие начать.
– Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес, в настоящее царство осени.
Всех ребяток я с собою
Приглашаю в лес пойти,
Замечательный, чудесный,
Вам такого не найти.
Основная часть занятия.
– Но что бы туда попасть, надо совершить волшебный ритуал. А в этом нам поможет “волшебное” зеркало. Давайте в него посмотримся и произнесем волшебные слова:
В зеркале я отражусь,
Где захочу, там и окажусь.
Перенеси нас зеркало в лес.
– Вот мы и очутились в лесу. Послушайте сколько здесь необычных звуков. Дети слушают звуки леса.
– Что вы слышите?
– Ой, смотрите, ребята, сколько разноцветных листьев лежит под ногами. Что же на них написано?
а о и б ы у д
– Буквы. А какие буквы – гласные и согласные.
Звучит музыка ветра.
– Ой, посмотрите, подул сильный ветер и унес наши буквы.
– Какие буквы улетели, и куда же они спрятались?
– Отгадайте загадки:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой
А в рыжей шубке летом.
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу.
Выставляются картинки белки и дятла.
– Читаются стихотворения:
Белка хвостик изогнула
У пенечка отдохнула.Дятел жил в дупле пустом.
Дуб долбил, как долотом.
День долбил, два долбил, дырку в дереве пробил.
Выставляются картинки белки и дятла со спрятавшимися буквами.
– Рассмотрите картинку-силуэт белки.
– Кто видит букву в силуэте белки?
– Какой первый звук в слове “белка”?
В слове-отгадке определяется первый звук и соотносится с буквой.
– Произнесите звук “б” перед зеркалом. Уточнение артикуляции звука “б”
– Дайте характеристику звуку “б”: согласный, звонкий, бывает мягким и твердым. Преграда (для воздушной струи) сомкнутые губы.
– Рассмотрите картинку – силуэт дятла.
– Кто видит букву в силуэте дятла?
– Какой первый звук в слове “дятел”?
В слове-отгадке определяется первый звук и соотносится с буквой.
– Произнесите звук “д” перед зеркалом. Уточнение артикуляции звука “д”.
– Дайте характеристику звуку “д”: согласный, звонкий, бывает мягким и твердым. Преграда кончик языка, который упирается в десны верхних резцов.
– Вот сегодня на занятии мы будем учиться различать рукописные буквы “б” и “д”
Физкультминутка “Веселые зверята”
Зайка скачет по кусточкам (скачут на двух ногах, сделав “ушки” из ладоней).
По болоту и по кочкам.
Белка прыгает по веткам (прыгают, согнув руки перед грудью).
Гриб несет бельчатам-деткам.
Ходит мишка косолапый (идут вперевалочку).
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек (двигаются вполуприсядке, сделав круглые спинки).
Катится колючий ежик.
– Буква “б” – вписывается в силуэт “белки”. Буква состоит из овала и закругленной линии вверх, как хвост у белки.
– Буква “д” – вписывается в силуэт “дятла”. Буква состоит из овала и петли.
– Давайте напишем буквы “б” и “д” пальчиком на парте проговаривая элементы букв.
Запись букв б и д.
– Пишу букву “б” – белка (хвост вверх).
– Пишу букву “д” – дятел (хвост вниз).
Дифференциация букв б-д изолированно.
– Допишите буквы. Логопед раздает карточки, на которых нарисованы только овалы. Взрослый диктует буквы, а дети дорисовывают овалы элементами букв б-д.
Чтение слоговых таблиц.
– Прочитайте слоговые таблицы.
Игра “Чей это хвостик?”
– Прочитайте загадочные слоги и отгадайте, элементы каких букв пропущены в слогах. Верните элементы и назовите слоги верно (точки, расположенные над овалами, подскажут вам, чей это хвостик).
Пальчиковая гимнастика.
- “Вот так белка”.
- “Лесной лекарь”.
Дифференциация б-д в словах.
– Отгадайте слова и запишите их.
Слова: бант, базар, дорога, билет, рубашка, радуга, работа, загадка, бабушка.
– Скажите, ребята, нравится вам в осеннем лесу? Но я думаю нам пора возвращаться в школу. Давайте произнесем волшебные слова.
– Вот мы и вернулись. Давайте подведем итоги нашего занятия.
– Какие буквы мы сегодня учились различать?
– Чем они отличаются?
– Молодцы! До свидания!
Использованные источники:
- Е.В. Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками. Учусь не путать буквы. Альбом 1 и 2. /Издательство “ГНОМ и Д”/Год 2006.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2001.
- http://thumbelina-ds2012.86.i-schools.ru/?news=1358326109
- www.logolife.ru/logopedy/konspekty-logopedicheskix-zanyatij/konspekt-leksiko-grammaticheskogo-zanyatiya-progulka-v-osennij-les.html