Цели:
- предоставление возможности педагогам, участникам мастер-класса получения теоретических знаний и практического опыта конструктивного разрешения педагогических конфликтов;
- повышение коммуникативной и социально-психологической компетенции педагогов.
Задачи:
- ознакомить участников мастер-класса с воспитательной технологией “Технология педагогического разрешения конфликта”;
- предоставить теоретическую информацию о конфликтах и их причинах, об особенностях педагогических конфликтов;
- обучать способам анализа и методам нахождения решения в конфликтной ситуации;
Пространственно-временная организация мастер-класса. Для организации мастер-класса требуется просторное помещение, чтобы иметь возможность разместить достаточное количество стульев и столов. Участники делятся на 3 группы. Время проведения: 40 минут.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, апельсин, гимнастическая скамейка, музыкальное сопровождение.
1. Организационный момент. Приветствие.
Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей.
Здравствуйте!!!
2. Введение в тему мастер-класса
Упражнение “Датский бокс”. В древности Данию населяли племена варваров. Мужчины были очень агрессивны и часто устраивали кровавые бои. Однажды мудрец, обеспокоенный тем, что мужское население может истребить друг друга, предложил им бескровный способ разрешения конфликтов. Этот способ получил название “Датский бокс”. Давайте и мы с вами попробуем освоить этот способ.
Инструкция: Поделитесь, пожалуйста, на пары, протяните руки как для рукопожатия, сомкните пальцы в замок, прижмите свои ладони к ладоням оппонента. Большие пальцы направлены вверх. Необходимо поймать большой палец противника и прижать его к замку ладоней (упражнение можно выполнять под энергичную музыку).
Ведущий: Современная жизнь по поводу и без “сводит” людей, вынуждая общаться, взаимодействовать и решать совместные задачи. С одной стороны люди становятся ближе друг другу, а с другой, каждый хочет оставаться самим собой. Постоянное взаимодействие и общение усугубляется разностью темпераментов, характеров, различиями в воспитании, культуре, жизненных приоритетах и ценностях, что приводит к реальным противоречиям, разногласиям, и даже к конфликтам. Конфликты в жизни людей скорее обыденность и повседневная реальность, чем нечто, выходящее за пределы нормального общения. Итак, давайте разберемся, что такое конфликт.
Смысловое поле конфликта. Ведущий пишет на интерактивной доске в центре слово “конфликт”.
Выберите, пожалуйста, из списка терминов 3 близких и 3 далеких по смыслу понятия к слову “КОНФЛИКТ”. Участники зачитывают, а ведущий фиксирует это на доске.
Обсуждение. Какие понятия ближе к “Конфликту”?
Чем обусловлено, что конфликт чаще воспринимается как отрицательное, плохое? (Ответы.)
Теоретическая часть.
Слово “конфликт” происходит от латинского conflictus, что означает “столкновение”. В китайском языке для обозначения понятия “конфликт” используются два иероглифа, один из которых имеет значение “кризис”, другой обозначает “возможность”. КОНФЛИКТ – это всегда несоответствие, противоречие или столкновение позиций, в основе которых лежат какие-то потребности или интересы конфликтующих сторон.
Выделяют следующие функции конфликта:
- разрядка психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон – конфликт позволяет “спустить пар” и выразить эмоции (чаще негативные);
- коммуникативно-информационная функция – участники конфликта осознают свои и противоположные им интересы, могут выявить общие проблемы и приспособиться друг к другу;
- консолидирующая функция – в ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга и у них появляются новые возможности для дальнейшего общения.
Все функции конфликта имеют две неразделимые стороны – позитивную (конструктивную) и деструктивную (разрушительную).
3. Стили поведения в конфликте. Пример из конфликтологии.
Для того чтобы показать основные стратегии поведения в конфликте, я воспользуюсь классическим примером из конфликтологии.
Ничей апельсин попадается на глаза одновременно двум людям, причем каждому из
них в данный момент апельсин бы не помешал. Что делать?
1) Апельсин можно поделить, не так ли? Это стратегия компромисса, весьма
почитаемая в нашей культуре. В этом случае каждому достанется пол-апельсина, а
значит потребность каждой стороны удовлетворяется лишь наполовину. И вот
удивительная деталь: даже если дележ происходил очень строго, у каждого
участника остается смутное ощущение, что другому досталось больше.
Девиз: “Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть”.
2) Каждая сторона может завладеть фруктом лично, воспользовавшись для этого физической силой, социальным статусом, психологическим влиянием, возрастными или половыми привилегиями.
Это стратегия соперничества: “Мои цели мне важнее всего, остальные пусть сами решают свои проблемы”.
Девиз: “Чтобы я победил, ты должен проиграть”.
3) Апельсином можно распорядиться и нетривиально: выбросить его в окно, подарить третьему лицу, раздавить. В общем: “Зачем мы, интеллигентные люди, будем сориться из-за какого-то апельсина?” Такова стратегия избегания, нет объекта – нет конфликта; нет личных целей – нет проблемы..
Девиз: “Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю”.
4) Фрукт может отойти в собственность одному из участников конфликта вследствие самоотверженного поступка другого: “Тебе он больше нужен, я обойдусь” Это стратегия приспособления – отказ от собственных целей ради целей другого человека.
Девиз: “Чтобы ты выиграл, я должен проиграть”.
5) Наконец, ситуацию вокруг апельсина можно разрешить и таким способом.
Партнерам нужно позволить себе две вещи, на первый взгляд, совершенно
несовместимые. Во-первых, иметь собственные жизненные цели (в данном случае – в
виде потребности в апельсине), во-вторых, признать аналогичное право за
оппонентом.
Два счастливых обладателя цитруса садятся за круглый стол с тем, чтобы не спеша
обсудить взаимные ожидания, опасения и тревоги. В ходе разговора может
выясниться, что один из них нуждается в апельсиновом соке по причине
авитаминоза, а второй вовсе не претендует на жидкую часть фрукта, так как печет
пирог и нуждается в апельсиновой цедре. Апельсин торжественно чистится, а бывшие
оппоненты расстаются совершенно удовлетворенные, так как потребность каждого
полностью удовлетворена. Кроме того, сам процесс конструктивного решения
проблемы оставил у каждого приятное ощущение компетентности и мудрости.
Называется такой вариант, как мы уже знаем, стратегией сотрудничества.
Девиз: “Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть”.
А для следующего упражнения я попрошу выйти сюда двух желающих.
Упражнение “Встреча на узком мостике” Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились и вам надо разойтись. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть в воду.
Вопросы к участникам: Какие вы чувства испытывали при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало успешно выполнить его? Какие еще есть способы “разойтись на узком мостике”?
Смысл: это упражнение – модель конфликтной ситуации. Каждый действовал определенным образом, так и в конфликте каждый ведет себя по-особому, придерживаясь определенного стиля поведения или стратегии.
Теоретическая часть.
В школьном коллективе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы – создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того, в школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между педагогами. Следовательно, педагогу надо знать и уметь: как самому вести себя в конфликтной ситуации, как предупреждать и разрешать конфликты между детьми.
Что делать, чтобы конфликтов было меньше?
Можно значительно уменьшить количество конфликтов в классе, если заниматься
формированием межличностных отношений в коллективе. Для
этого педагогам необходимо:
- изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявить лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную;
- определить детей с низким статусом, попытаться изменить их статус посредством создания для них "ситуаций успеха";
- организовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия;
- формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых – забота, внимание друг к другу;
- организовать игровой тренинг общения, способствующий формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском коллективе, коррекции взаимоотношений между детьми.
Как разрешать конфликты, возникающие между детьми?
Прежде всего надо постараться выяснить источники конфликта. Наиболее распространённые причины конфликтов в детской среде:
- борьба за лидерство;
- ущемление достоинства или амбиций одного из детей;
- неподтверждение ролевых ожиданий;
- психологическая несовместимость (например, экстраверта и интроверта);
- примитивный тип общения одного из противников.
Истинные причины конфликта нередко маскируются, так как могут охарактеризовать инициатора конфликта не с лучшей стороны. Кроме того, затянувшийся конфликт втягивает в свою орбиту все новых и новых участников.
Большую помощь педагогу может оказать владение формулой конфликта.
Формула конфликта:
Конфликтная ситуация + Конфликтоген = Конфликт.
Конфликтная ситуация – это проблема, содержащая причину конфликта.
Конфликтоген – слова, действия или бездействие, могущие привести к конфликту.
Разрешить конфликт – это значит:
– проанализировать конфликтную ситуацию;
– устранить конфликтоген.
Работа в группах.
Я предлагаю вам сейчас в группах проанализировать конфликтную ситуацию, найти правильное решение, обосновать свой выбор.
Задание для 1-й группы.
Вика долго и обстоятельно готовилась к контрольной работе, подготовилась хорошо. Наташа к контрольной не готовилась. Во время контрольной работы у Вики и Наташи один вариант. Наташа просит Вику дать возможность списать её решение. Вике обидно, она долго готовилась, приложила много сил, чтобы написать хорошо контрольную работу.
Определите тип конфликта.
Как правильно поступить Вике?
Задание для 2-й группы.
Ученик 7-го класса демонстративно нагрубил учителю. Учитель сделал замечание. Подросток в ответ снова оскорбил педагога. Не найдя, что ответить, учитель пригрозил, что обратиться в милицию. Ученик крикнул: “ Ну и что будет?” Учитель ответил: “Как что? Посадят в тюрьму за оскорбление личности”.
– Определите тип конфликта.
– Какая педагогическая ошибка допущена?
– Как возможно было решить данный конфликт?
Задание для 3-й группы.
Мама ученицы начальной школы уверена, что по английскому языку ее дочь должна иметь оценку “4”, а не “3”. Со своими претензиями она идет не к учителю, а сразу к завучу. Учитель, с которым мама предварительно не поговорила, считает этот поход к завучу некорректным и не желает давать никаких объяснений.
– Определите тип конфликта.
– Как разрешить данный конфликт?
Упражнение “Синквейн на тему КОНФЛИКТ”.
Я предлагаю вам сочинить стихотворную форму “Синквейн” на тему “Конфликт” по определенному алгоритму:
1-я строчка – одно существительное.
2-я строчка – два прилагательных.
3-я строчка – три глагола.
4-я строчка – два подлежащих, два сказуемых.
5-я строчка – одно существительное (или наречие, междометье).