Актуальность: каждый из нас сможет увидеть, почувствовать свою причастность к созданию этого безобразия, задуматься над проблемой мусора и попытаться что-то изменить, поэтому целесообразно изучение этой темы в рамках урока-проекта.
Содержание проекта: проект выполняется в виде слайдовой презентации.
Практическая значимость: презентация проекта может быть использована на уроках химии, биологии, географии, внеклассных мероприятиях, т.к. проект является интегрированным.
Типология проекта: информационно-исследовательский.
Оборудование:
- проектор,
- экран для мультимедийной презентации,
- компьютер,
- видеоматериалы для создания презентации,
- дополнительная литература содержащая информацию по данной теме.
Тип урока: урок – проект.
Цель: привлечь учащихся к решению проблемы ТБО. Выработать правила, способствующие снижению количества отходов.
– Дидактическая: в ходе исследовательской деятельности учащихся
сформировать представление об одной из наиболее актуальных проблем в мире,
проблеме рационального управления отходами.
– Развивающая: вызвать интерес к данному вопросу, развивать умение
логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли.
– Воспитательная: способствовать формированию информационной,
коммуникативной, ценностно-смысловой компетенции учащихся, их личностному
совершенствованию.
Задачи: организовать работу, направленную на формирование исследовательских умений учащихся; приобщить школьников к самостоятельной работе с информацией.
План урока:
- Постановка проблемы.
- Определение путей решения проблемы.
- Сбор информации.(20 минут)
- Структурирование информации.
- Изготовление и оформление презентации. (10 минут.)
- Презентация проекта. (10 минут.)
- Выводы по уроку. Самооценка и самоанализ.
- Общий итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Постановка проблемы.
Учитель: Давайте поговорим об отходах нашего с вами человеческого быта, тех отходах, которые сопровождают нас всю нашу жизнь, которые мы сами усиленно и ускоренно производим. И с каждым днем все больше.
Свалки мусора, настоящие горы мусора стали уже символом и приметой нашего времени и нашего быта. Каждый день мы выбрасываем банки, бутылки, упаковки, бумажки и ещё тысячу и одну вещь, которая стала нам вдруг ненужной. Ежегодно каждый житель России выбрасывает пол тонны мусора! И это в среднем. Многие выбрасывают больше и с каждым годом объем бытовых отходов все растет. А куда все это девать? Ведь мы в итоге просто утонем в мусоре. Мусор нельзя сжигать, потому что образуются ядовитые газы. Мусор нельзя хранить, потому что он выделяет ядовитые вещества в воду и почву. И, наконец, свалки отходов занимают огромные территории.
Задача нашего урока – использовать опорные знания, разные источники информации, в том числе и электронные, найти пути сокращения отходов.
2. Определение путей решения проблемы.
Ребята, используйте информацию, имеющуюся в Интернете, медиатеке кабинета, в различных справочниках, брошюрах, структурируйте эту информацию в определенном порядке в соответствии с планом.
- Состав мусорного ведра.
- ТБО (твердые бытовые отходы).
- Пути сокращения отходов.
- Создание мультимедийного пособия и презентовать наш проект.
Разделитесь на группы и приступайте к сбору информации.
3. Сбор информации.
Данный этап работы способствует реализации деятельностного подхода как способа стимулирования познавательных интересов. Учащиеся определенное время работают с информацией, отбирают, оформляют в электронном виде для создания презентации.
4. Структурирование информации.
Собранная информация о путях сокращениях отходов излагается по следующему плану:
- Состав мусорного ведра.
- ТБО (твердые бытовые отходы).
- Пути сокращения отходов.
5. Изготовление и оформление презентации.
Составление презентации из материалов, подобранных остальными учащимися. Создание заголовков слайдов, выбор фона, создание титульного листа.
6. Презентация проекта (публичное предъявление результатов).
Представители каждой группы презентуют свою работу, рассказывают о своих достижениях. Время каждого выступления около 3 минут. Приложение 1.
7. Выводы по уроку. Самооценка и самоанализ.
Учитель: Ребята, вы проделали глобальную работу. Какое у вас настроение? Какое открытие вы сегодня совершили сами для себя?
А сейчас оцените работу участников группы, учитывая степень участия в проекте.
8. Общий итог урока.
Учитель: Ребята, как вы считаете, достигли ли мы поставленных нами целей?
9. Домашнее задание:
Поход в продуктовый магазин с достаточно широким ассортиментом. Учащиеся получают задание выбрать наиболее экологически безопасные продукты для всей семьи.