Цель: развитие умения проявлять инициативу получения новых знаний.
Возрастная группа: подготовительная.
Задачи:
1) Познакомить детей с комнатным растением (циссус), со способами размножения
(черенками) и ухода за ним, откуда родом, учить устанавливать связь между
состоянием растения и условием окружающей среды.
2) Развивать умение проявлять инициативу получения новых знаний, составление
мини-рассказов, отвечать на вопросы, отгадывать загадки, закреплять умение
деления слов на слоги, нахождения первого и последнего звука в слове.
3) Учить работать с бумагой, складывать лист по правилам (оригами).
4) Развивать у детей эстетический, музыкальный вкус и психологический комфорт
(художественное оформление картин, рисунков, музыкальное оформление,
психологический этюд “Распускается цветок”.
5) Воспитывать отношение к собственному труду и труду других людей.
Оборудование и материалы: демонстрационный (комнатное растение – циссус, листы бумаги – 4 штуки, формат А-3, маркеры, восковые мелки, карточки “комнатные растения”, музыка), раздаточный (фишки, листы цветной бумаги квадратной форма – заготовки).
Предварительная работа с детьми: экологические игры (“Назовите кто больше”, “Найди по описанию”, “Хорошо или плохо”, “Живое не живое”), психоэтюд “Садовник и цветок”, уход за растениями, беседа на экологические темы: “Комнатные растения и уход за ними”, “Что, где растет?”, “Любимые цветы”.
Воспитатель: Расскажу я вам, ребята, одну историю об интересном человеке, художнике, очень хорошем художнике. Решил он однажды нарисовать растение. Долго выбирал, какой же ему нарисовать, остановился на комнатном винограде – циссус (ходит по комнате).
– А где мы можем узнать об этом растении?
Дети: по телевизору, из интернета, из книг и т.д.
Воспитатель: Хорошо, мы возьмем нашу помощницу – энциклопедию, которой мы обращаемся с вопросами. (Читает.)
Родом он из Австралии, из семейства виноградных, любит расти в тени. Растет это растение, цепляясь за опору, есть у него усики, стебель опущенный. Земельку любит дерновую с речным песком и торфом, зимой поливают его реже, чем летом. Размножается черенками, цветет мелкими зелеными цветочками, которые собраны в соцветия. Запомните, ребята!
Ну так вот решил художник рисовать, а что такое растение не знает.
Художник: Что же это такое, растение? (Красивое зеленое растение, цветет.)
Какие части у него? (Корень, стебель, листья, усики, цветы.)
В чем растут комнатные растения и где? (Горшке, ведре и т.д.; в комнате и т.д.)
Пока дети рассматривают растение, художник рисует; нарисовал. Получилось очень красивое, зеленое растение, так и просится в экологическую зону, просто как живое.
Поставили, ушли играть.
Игра “Комнатное и дикорастущее”.
(Звучит музыка, разделились на две команды – мальчики, девочки; кто больше назовет – получает фишку.)
А когда вернулись, растение на картине завяло, вместо пышных зеленых листьев – голые, засохшие стебли. (Картинка меняется.)
Художник: Что случилось? Почему засохло мое растение?
Воспитатель: Твой цветок не мог расти.
Художник: Почему же?
(Он не может жить без света, тепла, воды, подкормки, рыхления – ухода за ним.)
Художник: Как же за ними ухаживать?
Отвечают дети:
1. Ставить: цветолюбивые – ближе к свету, тенелюбивые – в тень.
2. Почва должна быть слегка влажная (полив).
3. Вода должна быть теплой (комнатной температуры).
4. Поливать: летом – каждый день, зимой – реже.
5. Лейку держать низко над горшком.
6. Рыхлить после полива палочкой на поверхности.
7. Удаление пыли: протирать, сбрызгивать.
Художник: Ура, я все понял, вы пока поиграйте, я нарисую.
Игра “Найди цветок” (музыка).
(Воспитатель на ушко каждому ребенку называет комнатное растение, которое растет в группе, на счет 3 дети должны подбежать к нему (найти где в каком месте растет) и составить 9придумать) о нем 2–3 предложения (мини-рассказ) (как называется, какой он, около чего растет).)
Художник: Готово, получилось еще лучше, я учел все ваши советы.
Воспитатель: Конечно, красиво, но… Пройдет немного времени и твой цветок погибнет, зачахнет, так как ты не нарисовал тех, кто за ним ухаживает.
Художник: Да? А почему я должен их рисовать?
Дети: Мы за ним ухаживаем, он нам нравится, и мы не хотим, чтобы он погиб.
Художник: Вот сейчас и проверю, как вы его любите. Наверное, забыли, как он называется.
– Какой первый звук в этом слове? (ц)
– А последний? (с)
– Прохлопайте и назовите слоги. Сколько их? (2)
– А хвалить свое растение умеете? Какое оно? (Красивое, пушистое, зеленое,
ветвистое, длинное.)
– “Как растет цветок”. (Физкультминутка.)
– А друзья у него здесь есть? (Называют комнатные растения в группе.)
Игра “Назови комнатное растение”.
(Команды – кто больше вспомнит.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! На все хитрые вопросы художника ответили правильно. А теперь пусть рисует, а чтобы ему легче работалось, покажем, как распускается наше растение.
Психоэтюд “Распускается цветок”.
(Руками, сидя в позе лотоса.)
Воспитатель: И еще приготовим для него сюрприз, сделаем наше растение на картине цветущим. У вас на столах заготовки из цветной бумаги, сделаем цветы, оживим картину.
(Оригами “Цветок.)
1. Складываем квадрат по диагонали.
2. Сгибаем углы внутрь.
3. По схеме отгибаем углы в обратную сторону.
4. Тоже с другой стороны
Художник: Посмотрите! Я нарисовал цветок!
Воспитатель: Да! Вот теперь это настоящее комнатное растение – циссус. И оно будет жить, потому что ему тепло, светло и есть кому ухаживать. А еще …
Оно будет цвести! Это наш сюрприз.
(Дети вставляют цветы на картину художника – разрезы.)
Воспитатель: Посмотрите, наш цветок как живой и похож (ставит картину рядом с живым цветком).
Он очень рад, ему хочется петь. И мы все рады, потанцуем! Музыка!
Свободные танцы цветов (около растения, картины).
В конце занятия картину в экологическую зону.
Вот такая история о нашем художнике.