Путешествие в творческую мастерскую Снежной королевы

Разделы: Работа с дошкольниками


Образовательные области: коммуникация, познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, социализация, музыка, здоровье, физкультура.

Цель: Активизация познавательной и речевой активности детей, закрепление знаний и умений.

Образовательные задачи:

Коммуникация и чтение художественной литературы.

  1. Формировать опыт общения в малых группах, координируя свои действия с действиями других.
  2. Воспитывать интерес к изучению природы, умение передавать красоту окружающего мира в стихотворениях.
  3. Обогащать и активизировать словарь детей. Развивать интонационную выразительность речи. (Чтение стихов, загадок.)
  4. Формировать умение применять в речи образные выражения, навык полных ответов на вопросы.

Познание.

  1. Систематизировать представления детей о признаках зимы, сезонных изменениях в природе.
  2. Упражнять в счете от 1 до 10 (порядковый, количественный).
  3. Формировать представления о свойствах предметов, в результате экспериментирования.
  4. Способствовать развитию логического, ассоциативного мышления, умение составлять рассказ с опорой на картины (мнемотаблицы).
  5. Развивать внимание, память, мыслительные операции анализа и синтеза, развивать творческое воображение.

Художественное творчество.

  1. Упражнять детей в умении вырезать снежинки из бумаги.
  2. Познакомить с техникой процарапывания рисунка палочкой по воску. (Граттаж.)
  3. Предоставлять детям возможность выбора нетрадиционных материалов для творчества.
  4. Развивать моторику, эстетические чувства, художественный вкус.

Здоровье.

  1. Предупреждать психофизическое утомление детей, реализуя потребность в двигательной активности через физкультминутку, совершенствовать умение координировать речь с движениями.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать у детей интерес к совместной деятельности с взрослым, сверстниками.
  2. Воспитывать бережное отношение к природе, эмоциональное.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за сезонными явлениями природы, игры со снегом, беседы о зиме, признаках зимы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, загадок, рассматривание иллюстраций, пейзажей, слушание музыки П.И. Чайковского “Времена года”.

Материал: декорации – деревья, елки объёмные, ткань – белая (снег), синяя (река), дощечки с цифрами от 1–10, фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей, карточки животные, птицы, блестящий снежок из ткани, мнемотаблицы, экран мультимедиа для показа презентаций “Зима”, “Морозные узоры”; проектор, ноутбук, магнитофон, запись бубенцов, музыки Снежной Королевы; шкатулка с подарками.

Материал для эксперимента (лаборатория): 2 стола, баночки с гуашью, тушь, жидкое мыло, 1\2 листа бумаги, кисточки, баночки с водой, салфетки, разные свечи.

Материал для ИЗО: образцы снежинок, рисунков, ножницы, схема – правила пользования ножницами, листы бумаги квадратной формы, 1\2 затонированного листа на каждого ребенка, палочки, салфетки, влажные тряпочки, свечи, клеенка. Рамки для рисунков в форме окна, подставка для выставки работ, елка на которую приклеиваются вырезанные снежинки.

Методы и приемы.

Словесные: вопросы, ответы, уточнения, сравнения, обобщение, анализ, художественное слово (стихи, загадки, рассказы).

Наглядные: рассматривание картин, репродукций о зиме, наблюдение из окна (узоры), прогулка, просмотр презентаций.

Практические: дидактические игры, работа в лаборатории (эксперимент), работа в мастерской – вырезывание снежинок, процарапывание узоров, физкультминутка.

Ход занятия

Организационный момент:

В: Ребята, хотите отправиться в путешествие в зимний лес?

Д: Да.

В: Надо всем одеться тепло?

Ведь идти нам далеко.

(Изображают, что надевают зимнюю одежду.)

Дети идут по снежинкам, входят в музыкальный зал, оформленный в виде зимнего леса.

В: Вот мы и оказались с вами в зимнем лесу, нравится вам тут (дети осматриваются). Ребята, посмотрите, что это? – Волшебный экран. Это наверно зима приготовила для нас какое – то задание. Хотите узнать, что он нам покажет? Тогда садитесь поудобней. (Дети садятся полукругом на скамейки.)

На экране (слайды) 4 картинки – времена года.

В: Ребята что это?

Д: Это времена года.

В: Сколько их всего?

Д: 4.

В: А какие времена года вы знаете? Отгадайте загадки.

Дети загадывают загадки – весна, лето, осень, зима.

Если речка голубая
Вновь проснулась ото сна,
Каждый знает, вместе с солнцем
В гости к нам идет ….…...весна!
Зеленеют луга,
В небе радуга – дуга.
Солнцем озеро согрето
Всех зовет купаться …..………лето.
Следом за летом она идет
Желтые песни ей ветер поет.
Красную под ноги стелет листву,
Белой снежинкой летит в синеву……...осень.
Запорошило дорожки,
Разукрасило окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила……….зима

В: Ребята, а сейчас какое время года? Сколько всего зимних месяцев вы знаете? Как они называются? Какой сейчас месяц?

Молодцы. Зимой очень много снега, посмотрите какие красивые снежинки летят (из фольги). Давайте с ними поиграем.

Игра “Снежинка какая?”

Каждый пусть возьмет одну понравившуюся, принесет и скажет “Снежинка какая?” Старайтесь не повторяться, придумать свое слово – признак (прилагательное).

Д: Красивая, холодная, пушистая, веселая, прекрасная, искрящаяся, хрустальная, белая, снежная, нарядная и т.д.

В: Хорошо, понравилась игра?. Посмотрите, на волшебном экране появилась какая-то картинка (слайд – мнемотаблица ЗИМА). КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА ЗАШИФРОВАНО? Надо ее разгадать, попробуем? (Приложение 1)

Ребята что это? Какой красивый снежок. Он не простой, к кому в руки он попадет, тот превращается в писателя и начнет составлять рассказ. Давайте встанем полукругом и передавая снежок друг другу все дружно составим рассказ о зиме. (Тихо звучит музыка.)

Дети составляют рассказ о том, что бывает зимой. Наступила холодная зима. На земле лежит белый, пушистый снег. Погода зимой снежная, морозная. Деревья спят под снегом. Птицы летят поближе к жилью человека. А животным мороз не страшен – у них густая шерсть. Больше всех зиме радуются дети! Они любят кататься на санках, лыжах, лепить из снега, играть в снежки. Зимой праздник новый год, приходит дед мороз, дарит подарки. Хорошо и весело зимой. В: Молодцы. Какой красивый интересный рассказ получился у нас.

ИГРА ЗИМА – ХОРОШО, ЗИМА – ПЛОХО. ХОРОШО: МНОГО СНЕГА, МОЖНО ЛЕПИТЬ СНЕЖКИ, КАТАТЬСЯ НА САНКАХ, ЛЫЖАХ, КОНЬКАХ, СНЕГ УКРЫВАЕТ РАСТЕНИЯ ОТ МОРОЗА, ПЛОХО – СНЕГ ВСЕ ЗАСЫПАЛ, ПТИЧКАМ И ЖИВОТНЫМ НЕЧЕГО ЕСТЬ, СКОЛЬЗКО МОЖНО УПАСТЬ, ХОЛОДНО МОЖНО ЗАБОЛЕТЬ.

Зима приготовила для нас свои зимние стихи, которые зашифровала, попробуем рассказать (мнемотаблицы “Снеговик”, “Синички”). (Приложение 1)

Звучит музыка бубенцы,

В: Ребята слышите? Кто – то к нам идет. Давайте присядем и посмотрим кто это.

Входит Снежная королева – девочка Аня, поет песню “Я снежная королева”, на экране слайды снежинки, морозные узоры.

С, К.: Зима – время чудес. Зимой все: и люди и природа – находятся в ожидании чуда. Нравятся вам мои узоры (показывает на экран). Хотите научиться делать такие узоры? Я приглашаю вас в свою зимнюю мастерскую. Но путь до моей мастерской долгий и не легкий. Готовы идти? Не боитесь? Тогда в путь только я с вами не пойду у меня еще много дел. Я встречу вас в мастерской. До встречи. (Уходит.)

В: Ну что ребята пойдем. Тропинки зимой очень узкие, чтобы нам не провалиться в сугроб вставайте друг за другом (дети строятся и идут за воспитателем змейкой).

Мы идем в зимний лес – полон сказок и чудес!

Оглянитесь друзья, как прекрасно все вокруг! Куда это мы попали?

Д: На лесную поляну (в лес). (На ковре лежат разрезные картинки.)

В: Что здесь случилось? В лес приходил художник, он увидел много интересного, ему так понравилась эта поляна, что он нарисовал 2 картины, но подул сильный ветер, поднялась метель, и картины разлетелись на кусочки по всей поляне. Давайте соберем все части, составим картины и увидим, что нарисовал художник. Картин было две, значит, нам надо разделиться на сколько команд? Сколько человек в каждой команде?

Д: На две, восемь человек в команде.

Игра – задание разрезные картинки – зима + что перепутал художник. (Приложение 2)

Ты дружок время не теряй,
Картинки быстро собирай.
И одним словом называй.

2 команды детей собирают из частей целую картинку.

В: Как называются такие картины?

Д: Зимний пейзаж.

В: Вы молодцы правильно сложили все части. Вот что увидел художник в лесу, но посмотрите художник, что-то перепутал, разве это бывает зимой? (дети ищут и исправляют – находят правильный кусочек рисунка.)

Пойдемте дальше. Идем мы с вами по лесу, но не видно не птиц, ни зверей, тихо вокруг. Попрятались они что ли? Давайте найдем их?

Игра “Назови животных”, название которых начинается со звука З, Л, Б, В, М.

“Назови птицу”первый звук С, В, Д..

(Дети называют слова, воспитатель достает из – за елки картинки и прикрепляет птиц на елку, животных ставит на сугроб.)

В: Веселее стало в лесу. Вы не забыли, куда мы идем?

Д: Нас пригласила к себе Снежная королева.

В: Становитесь скорее, продолжим наш путь. Посмотрите на нашем пути река. Кто знает, что происходит зимой с рекой?

Д: Вода замерзает, ее сковывает лед, но лед еще тонкий можно провалиться.

В: Что же делать, как нам перейти реку?

Д: Предлагают разные варианты. Надо построить мост.

В: Давайте построим, здесь и дощечки есть, не простые с цифрами. Чтобы мост получился прочным, надо разложить доски по порядку. С какой начнем? Почему? Ответы детей.

Задание – дети выкладывают дощечки от 1 до 10 называя (порядковый счет), дополнительные дощечки по бокам, чтобы мост стал шире.

В: Вот мы и пришли. Куда попали?

Из-за ширмы выходит Снежная королева.

С.К: Вы попали в мою лабораторию. Здесь я провожу эксперименты, волшебные превращения. Посмотрите, сколько у меня всего интересного.

Раздается звонок телефона.

С.К: Меня срочно вызывают, что-то случилось. А попробуйте сами поэкспериментируйте, что у вас получится. (Уходит.)

Эксперимент.

В: Ребята, что это такое? Для чего они нужны?

Д: Свечки. Свечки спасают от темноты, можно украшать торт, ставить на стол.

В: Правильно, а что еще можно делать со свечой? (Обращает внимание детей что, на столе лежат листы бумаги.)

В: Да. Оказывается свечой можно рисовать, попробуйте (дети рисуют свечой на листе). Ничего не видно. А как сделать, чтобы рисунок стало видно?

Д: Надо закрасить краской и станет видно. (Дети пробуют закрасить лист, краска сползает с листа.)

В: Почему краска не закрашивает листок, сползает? Потому что свечка жирная, скользкая она отталкивает краску? Что же делать? (Обращает внимание детей, что есть баночки с жидким мылом.)

Д: Надо добавить в краску мыло. (Пробуют, все получилось.)

В: Мы узнали, какими волшебными превращениями занимается Снежная королева в своей лаборатории. Эти знания пригодятся нам в дальнейшем, пойдемте дальше. Вот и ворота в ее мастерскую. Давайте поиграем, согреемся.

Физкультминутка “мы в лесу”.

Мы в лесу гуляли, мы в лесу гуляли.
Зайку повстречали.
Сидит зайка под кустом. Уши длинные торчком.
Мы в лесу гуляли, мы в лесу гуляли.
Лисичку повстречали
Роет лапкой норку хочет съесть мышонку.
Мы в лесу гуляли, мы в лесу гуляли
Медведя повстречали
Бурого, лохматого, мишку косолапого.
Мы в лесу гуляли, мы в лесу гуляли
Волка повстречали
Ручками захлопали, ножками затопали
Волка испугали, и сами убежали.

Дети читают название на ширме “Мастерская” отодвигается ширма выходит Снежная Королева.

С.К: Я вас жду, вот здесь я создаю морозные узоры, которые вам так понравились. Но мастерских у меня две, что будем делать? (На столах цифры 1, 2.)

Д: Разделимся на две команды.

С.К: В первой мастерской вы научитесь вырезать красивые снежинки, а во второй вы научитесь процарапывать красивые морозные узоры. (Показывает несколько образцов рисунков.) А чтобы у вас все получилось я сейчас произнесу волшебные слова.

Раз, два, три все вокруг светись, блести и ребятам помоги. (Загораются гирлянды, С.К.. обсыпает конфетти.) Только долго в моих владениях нельзя находиться, а то замерзнете.

Дети садятся за столы, выполняют задание под музыку 5–7 минут.

Готовые работы вывешиваются и рассматриваются. Приложение 3.

С.К.: Вот у вас все получилось. Очень красивые узоры. Молодцы.

От меня вы подарок примите, шкатулку со снежками возьмите. (В фольгу завернуты конфеты.) Только откроете ее в группе. До свидания!

В: Итог: Где мы с вами побывали? Что понравилось? О каком времени говорили? Что нового узнали?

Д: мы отгадывали загадки, собирали пейзажи, нашли в лесу птиц и животных и построили мост, научились вырезать и рисовать разные узоры, побывали в мастерской у Снежной Королевы, играли в игры.

В: Вот и закончилось наше путешествие. Нам пора возвращаться в группу.